Мероприятие по физике Звездный час (7 класс)
Сценарий игры по физике "Звездный час" в 7 классе
Цель игры: заинтересовать ребят историей физики; продолжить формирование интереса к предмету; показать связь физических явлений с жизнью через пословицы и поговорки; вспомнить основные формулы и правила, изученные на уроках.
Правила игры: в игре участвуют шесть игроков, шесть участников стоят каждый за своим столиком, на котором лежат шесть табличек с номерами от 1 до 6. Если игрок ответил правильно, ему засчитывается 1 балл. Дополнительно дается Звезда, если правильно ответил на дополнительный вопрос.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, весы, динамометр, мензурка, линейка, термометр, часы, кубики.
Ход мероприятия:
Учитель:
На нашем "Звездном часе"
Все физиками стали,
Серьезные вопросы
Должна я вам задать.
Кто знает - тот ответит,
Кто догадался - скажет,
Хоть физика коварна,
Не унывайте, вы.
Пусть победят всезнайки,
Пытливые ребята,
Кто учится серьезно,
Стремится много знать!
Итак, начинаем игру "Звездный час".
Эпиграф к нашему мероприятию выберем следующий: «Во всем виноват Эйнштейн. В 1905 году он заявил, что абсолютного покоя нет, и с тех пор его действительно нет». Стивен Линок.
1 тур "Великие физики"
Учитель:
1. Каким ученым было введено в русский язык слово «физика»? (3. М.В. Ломоносов) (Игроки и их помощники поднимают карточки с соответствующими номерами.)
2. Копия эталона килограмма имеется в нашей стране в Петербургском институте метрологии. В честь какого ученого назван этот институт? (2. Д.И. Менделеев) (Игроки и их помощники поднимают карточки с соответствующими номерами.)
3. Притяжение всех тел вселенной друг к другу называют всемирным тяготением. Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести. Кто сформулировал данные высказывания и доказал их опытным путем? (4. Исаак Ньютон) (Игроки и их помощники поднимают карточки с соответствующими номерами.)
4. Величина, равная отношению силы, действующий перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется давлением. Назовите фамилию ученного, в честь которого названа единица измерения давления. (6. Блез Паскаль). (Игроки и их помощники поднимают карточки с соответствующими номерами.)
5. Какой ученый установил, как зависит сила упругости от деформации. (5. Роберт Гук). (Игроки и их помощники поднимают карточки с соответствующими номерами.)
6. Какой греческий ученый считал, что все вещества состоят из мельчайших частичек. (1. Демокрит). (Игроки и их помощники поднимают карточки с соответствующими номерами.)
Доп. вопрос: Под руководством какого конструктора были построены первые пилотируемые космические корабли и отработана аппаратура для выхода человека в космос. (Королев Сергей Павлович)
Отсев первого участника
2 тур. "Физические приборы и устройства"
На экране пронумерованы весы, динамометр, мензурка, линейка, термометр, часы.
Второй ведущий: Сейчас вы услышите пословицы и поговорки. Ваша задача - связать их с выставленными на столе приборами и устройствами.
1.Две сестры качались, правды добивались, а когда добились, то остановились. (Ответ: весы)
2.На спине язык, что скажет - люди верят. (Ответ: динамометр)
Звезду получит тот, кто назовет цену деления прибора и пределы измерения.
3.Стоят - молчат, пойдут - запоют. (Ответ: часы)
4.Нема и глуха, а определять объем жидкости позволяет. (Ответ: мензурка)
Звезда вручается тому, кто правильно определит объем жидкости в мензурке.
5.Я под мышкой посижу и что делать укажу: или разрешу гулять, или уложу в кровать. (Ответ: термометр)
Отсев второго участника
3 тур. "Знакомые буквы"
Учитель: на доске написаны буквы - обозначения физических величин: плотность, давление, сила, скорость, масса, длина. Ваша задача: прослушав пословицы, поговорки, загадки, поставить им в соответствии одну из этих величин.
1.Пеший конному не товарищ; поспешишь - людей насмешишь; тише едешь - дальше будешь. О какой физической величине идет речь? (Ответ: скорость)
2.С какой физической величиной можно связать эти пословицы: не все на свой аршин меряй; семь раз отмерь - один раз отрешь; без меры и лаптя не сплетешь? (Ответ: длина)
3.Плохи дела, где сила без ума; без уменья и сила не причем; через силу и конь не тянет. (Ответ: сила)
Звезда достанется тому, кто правильно прочитает правила сложения сил.
4.Мал золотник да дорог; своя ноша не тянет; тяжело понесешь - домой не донесешь. (Ответ: масса)
Звезду получит тот, кто напишет две формулы нахождения массы тела.
5. Ждать - не устать, было б чего искать. Обещанного три года ждут. Лучше поздно, чем никогда. (Ответ: время)
Отсев третьего участника
4 тур. "Кубики с буквами"
Ведущий выбрасывает кубик с буквами на гранях. На выпавшую букву нужно подобрать физические термины, которые с нее начинаются. Тот, кто больше набирает этих слов, получает звезду.
Игра со зрителями. Учитель показывает опыт и просит его объяснить. Опыт: толстый металлический стержень, обмотанный бумагой, вносится в огонь. Бумага при этом не горит. Объяснить почему.
5 тур. "Четвертый лишний"
Учитель: из данных четырех слов одно лишнее. Нужно найти его и показать номер лишнего слова.
1.литр, секунда, метр, килограмм (литр)
2.метр, локоть, сажень, пядь (метр)
3.масса, килограмм, плотность, давление (давление)
Отсев четвертого участника
Заключительный тур
Учитель: Составьте как можно больше слов из слова "динамометр".
Игра со зрителями. Учитель показывает опыт и просит его объяснить. Опыт: берутся две пробирки, входящие друг в друга. В большую пробирку наливается вода и вставляется меньшая. Прибор переворачивается. Вода вытекает по каплям, а внутренняя пробирка поднимется вверх. Объяснить явление.
Подводится итог игры. Победители награждаются памятными подарками и дипломами, и пятерками в журнал.
Заголовок 115