Контрольная работа По курсу повышения квалификации «Индивидуально-дифференцированный способ обучения с учетом психофизиологических особенностей школьников»
краевое Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Контрольная работа
По курсу повышения квалификации
«Индивидуально-дифференцированный способ обучения
с учетом психофизиологических особенностей школьников»
Выполнил слушатель КПК Сидорова С.П.
Ермаковское 2014
Введение. Обоснование актуальности темы.
В современной школе, перед учителем стоит много проблем. Одна из основных - сохранение здоровья школьника. Но как этого добиться при существующих условиях обучения? Ни для кого не секрет, что учащиеся испытывают существенные информационные нагрузки на всех уроках. И часто сталкиваешься с такой проблемой: внимательно слушал на уроке объяснения учителя, прилежно работал, а в результате информация усвоена не в полном объёме. Эта проблема актуальна. Что это? Несовершенство методических приёмов учителя или какие-то индивидуальные особенности учащихся, не учтённые им?
Педагог, зная индивидуальные особенности каждого ребёнка в классе, может корректировать методические приёмы, тем самым, добиваясь повышения успеваемости и способствуя сохранению психологического здоровья учащихся. Школьное обучение - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. Наши органы чувств - это пять каналов, через которые мы узнаем об окружающей действительности. Часть информации мы воспринимаем через зрительный канал, часть через слух и часть через ощущения, вкус и запах. Стили кодирование информации - это индивидуально-своеобразные способы представления информации. Психологи утверждают, что для восприятия окружающего мира у всех людей существуют 3 канала: визуальный (глаза), аудиальный (уши) и кинестетический (органы осязания и обоняния). То есть мы получаем информацию "на глаз", на слух и на комплекс чувств (запахи, вкус, телесные ощущения). Однако, у каждого человека какой-то один канал выражен сильнее, а остальные слабее. Кто-то больше задействует визуальный канал, а аудиальный (слух) и кинестетический (ощущение, вкус, запах) в меньшей степени.
При становлении новой системы образования одной из основных задач становятся личностно ориентированные отношения между педагогом и учащимся. В этих отношениях важно учитывать не только умственные возможности и способности учащегося, но и их «природу», т.е психофизиологические особенности. Так же при подготовке урока учитель должен учитывать и свои психофизиологические особенности.
В данной работе были исследованы психофизиологический профиль, типологические особенности НС и дана оценка профессиональной личности учителя.
По результатам исследования учителю были даны рекомендации по корректировке своей профессиональной деятельности и составлены рекомендации по организации образовательной деятельности школьников с одним из основных стилей учебной деятельности (психофизиологическим профилем).
1. часть Психофизиологический профиль учащегося.
Объектом моего исследования психофизиологического профиля стала ученица Жеблахтинской школы Иванова Кристина.
Методики изучения:
Тест для определения типа репрезентативной системы педагога А.Ф. Ремеевой.
Результаты теста:
Развита система восприятия визуальная и кинестическая.
2. Функциональная асимметрия полушарий:
- Моторная (ведущая рука) правая
- Сенсорная (ведущие глаз, ухо):
ведущий глаз – правый;
ведущее ухо – правое.
- Психические:
Тест Павлова показал, что учащаяся обладает средним типом нервной системы и проявления средней подвижности. Полезависимый , I сс.
3. Типологические особенности нервной системы
Используемые методики :Теппинг-тест, РДО.
У учащегося сильная-средняя нервная система, преобладание процессов возбуждения.
Часть Индивидуальный стиль профессиональной деятельности. (Индивидуальный стиль педагогической деятельности и стиль общения)
Результаты теста (по Марковой ) на выявление индивидуального стиля обследуемого педагога показали, что у данного педагога преобладает ЭИС
( эмоционально - импровизационный стиль)
Учителя с ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала такой учитель строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками. Во время опроса учитель с ЭИС обращается к большому числу учеников, в основном сильных, интересующих его, опрашивает их в быстром темпе, задает неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожидается, когда они сформулируют ответ самостоятельно. Для учителя с ЭИС характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. Для отработки на уроке он выбирает наиболее интересный материал; менее интересный материал, хотя и важный, он оставляет для самостоятельного разбора учащимися. В деятельности учителя с ЭИС недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Учителя с ЭИС отличают высокая оперативность, использование большого арсенала разнообразных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся. Для учителя с ЭИС характерна интуитивность, выражающаяся в частом неумении проанализировать особенности и результативность своей деятельности на уроке.
часть Рекомендации по организации индивидуально-дифференцированного обучения
Про детей с ведущим визуальным каналом придумана поговорка: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Для визуала важно, чтобы, сообщая важную информацию, Вы смотрели прямо на него, если вы объявили задание, повернувшись к доске или глядя в журнал, не обессудьте, что визуал решил, что все сказанное было адресовано доске или журналу, а отнюдь не ему!
Держите дистанцию – над визуалом нельзя «нависать» – учитель, стоящий рядом с его партой, а, еще хуже, за его спиной, - стресс для визуала.
Никогда не пытайтесь успокоить визуала, похлопывая его по плечу или взяв за руку – тем самым Вы только ухудшите ситуацию.
Кинестетики — это дети, все жизненные события, переводящие на язык телесных ощущений, вкуса, осязания и обоняния. Для кинестетиков крайне важны прикосновения, так что дистанция при общении у них минимальная — им все хочется потрогать, в том числе и собеседника.
Помните, кинестетик не видит того, что не движется. Ваши таблицы на стенах, домашнее задание, написанное заранее в уголке доски – не для него. Он замечает предмет лишь в момент движения, поэтому старайтесь, чтобы мир вокруг кинестетика двигался.
Кинестетик не запоминает того, что прочитал – ему обязательно нужно или сделать запись, или начертить схему, или хотя бы сделать движение.