Педагогический проект Мультфильм, как средство воспитания нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 13
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Мультфильм, как средство воспитания нравственных качеств
у детей среднего дошкольного возраста»
Воспитатель : Антипина Анастасия Николаевна
г. Усть-Кут
2012 – 2013г.
ВВЕДЕНИЕ
В современной жизни, вся окружающая ребенка среда, в связи с занятостью родителей наполнена мультфильмами. Мультфильмы, а соответственно и их герои практически живут в ребёнке, определяя его развитие.
Познание мира в детском возрасте происходит через подражание, ребёнок - это отражатель и подражатель, который копирует картинку (поступки взрослых к примеру). Можно сказать, что детство основано на копировании мира, в том числе поведения. Психика ребёнка устроена так, что, подражая поведению, ребёнок не понимает смыслового значения происходящего.
Известно, что наши предки занимались воспитанием детей, рассказывая им занимательные истории, показывали театральные сценки. Прежние бабушки и дедушки не спешили наказывать провинившихся детей. Они рассказывали историю, из которой становился ясным смысл поступка.
С современным техническим развитием и занятостью родителей, сказку заменили мультфильмы, которые активно воздействуют в большей степени на аудиальную и визуальную сигнальные системы ребёнка. Герои современных мультфильмов, в некоторой степени нарушают естественный ход развития – подрывают авторитет взрослого.
Рассмотрим этот момент более подробно. Отношение ребёнка к взрослому меняется, но взрослый всегда является носителем знаний, примером для подражания, стимулом к которому ребёнку хотелось бы стремиться. Естественный авторитет взрослого служит проводником, непосредственного духовно-образного воздействия, которое приводит в свою очередь к формированию совести, привычек, склонностей, под воздействием которого, уравновешивается темперамент, это некая призма, через которую ребёнок смотрит на явления окружающего мира.
Смотря мультфильм, ребенок идентифицирует себя с героем, не понимая смыслового значения его поступков. Однотипные, зачастую грубые и жесткие мультфильмы, формируют у ребёнка не только агрессивное поведение, но и представляют собой некий стереотип, с которого конкретно можно списать модель поведения. Герой для ребенка это - ОБЪЕКТ, С КОТОРОГО НУЖНО КОПИРОВАТЬ определённый набор поведенческих качеств.
Рассмотрим пример.
Ребёнок смотрит всеми известный мультфильм «Человек Паук» (он же Спайдермен). Главный герой, конечно же, положительный (так может оценить взрослый), и костюм у него красивый, и паутина вместо рук, и дерётся вроде как за добро. Вот и все характеристики, и опять, только поведенческие. Попробуйте отключить звук, когда ваш ребенок смотрит этот мультфильм, получите схему: «Человек Паук гуляет - к нему подходит монстр с пистолетом - Человек Паук с ним борется - противник либо погибает, либо капитулирует». Пожалуйста, вот дальнейшая схема поведения ребёнка, никакого смыслового значения. Точно, так как взрослый без звука, ребёнок со звуком воспринимает данный ход событий.  В поступках «Человека Паука» прослеживается сюжет борьбы за жизнь, но не прослеживается нравственность поступка. Будь мультфильм без звука всегда, Вы бы догадались, что «Человек паук» добрый?
Примеров подобных мультфильмов много, и представляете, ребёнок живёт в этом мире, настолько долго, что ему хватает времени перекопировать данную модель поведения, модель в которой нет места добру, искренности, милосердию, сопереживанию. А потом в этом мире, возможно, не будет места нравственности вообще.
    В настоящее время, общество предъявляет требование к личности ребёнка и взрослого, как духовно и нравственно развитой.
Рождаясь, по своей сущности, ребёнок несёт в себе добро как нравственную категорию, его поведение не несёт в себе отрицательного, негативного, он чист нравственно, а каким он станет, когда начнёт говорить, то есть проявлять себя активно в социуме, зависит от его воспитания.
Нравственное воспитание затрагивает весь спектр отношений ребёнка к себе, семье, друзьям и т.д. Обеспечивает устойчивое и гармоническое развитие личности ребенка, воспитывает и развивает в нем справедливость, искренность, ответственность, милосердие, и другие качества, способные придать смысл делам ребёнка в дальнейшем.
Если углубиться более подробно в теорию, то нравственное воспитание способствует формированию у детей мировоззрения основанного на ценностях традиционной и общенациональной культуры. Наличие или отсутствие нравственных качеств, является ключевым звеном в процессе принятия решения, касающегося духовно-нравственного поведения человека,
Таким образом, можно сделать вывод: чтобы воспитать ребенка нравственно, нужно его приучать, окружать нравственными поступками, примерами.
Наиболее доступный способ познания законов мира, морали, ценностей у детей может происходить через сказку. Но в контексте нашей проблемы воспитание нравственных качеств ребёнка можно осуществить непосредственно, через «современную сказку» - мультфильм.
  Мультфильм очень близок к сказке, как и сказка, он может учить мудрости, давать наказ, иметь скрытый смысл.
   Добрый детский мультфильм, - это не фотография одного момента, не копия, а модель многих событий и отношений. В многих отечественных мультфильмах отражены все проблемы, с которыми сталкиваются дети в своей маленькой детской жизни (желание дружить с другими детьми, обида, мечты и многое др.). Ребёнок копирует нравственные поступки, например: как делать хорошо, как пережить горе и справиться со злостью.  Смотря эмоционально полный мультфильм, (напомню, что мультфильм - это часть окружающей среды современного ребёнка), ребёнок научится откликаться на то, что для него важно и близко сейчас. При этом след, который остаётся в эмоциональной памяти ребёнка, может ожить через много лет. Для интереса сравните, сколько лет актуальны и интересны наши отечественные мультфильмы? Примерно около 40 лет.
Замечаете ли вы, что мультипликация разных стран различна, но во всех мультфильмах отдельно взятой страны прослеживается определённая структура (конечно же, данный вопрос не касается технического обеспечения при создании мультфильма). Персонажи в современных мультфильмах примерно одинаковые, Ослик из мультфильма «Шрек» очень похож на ленивца из «Ледникового периода», и на зебру из «Мадагаскара». Японские мультсериалы наполнены содержанием, которое не понимают иногда даже взрослые.
   Наполнив среду ребёнка мультфильмами, с положительными примерами поведения в различных ситуациях, стимулами, которые будут способствовать развитию нравственных категорий (забота, доброта, справедливость). Дав ребёнку героя – живого, похожего на него, мы получим нравственную личность, стремящуюся делать добро или, хотя бы, не совершать деструктивные поступки.
То есть, следует наполнить детскую среду мультфильмами, специально подобранными с этой целью.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА:
 Тип проекта: групповой, информационно-творческий, долгосрочный.
Актуальность:
Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраст с помощью мультфильма.
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. 
Нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. За последние несколько лет в нашей стране произошли большие перемены: изменился общественный строй, подверглись резкой критике процессы, которыми мы когда-то гордились. К сожалению, все реже встречаются в жизни проявления любви и добра, сочувствия и сострадания. Материальные ценности преобладают над духовными, и мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.  Дети все чаще не могут построить дружеских отношений, договориться о совместных действиях в игре и быту. У детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.  Но как бы не изменялось общество, воспитание у детей чувства любви к родной стране, развитие добрых чувств по отношению к своим близким должны оставаться неизменными. Необходимо научить ребенка отличать добро от зла.
По мнению Дьяченко О.М., «ведущая деятельность дошкольника – освоение норм поведения и деятельности людей». В этом могут помочь мультфильмы, ведь сюжеты многих картин приближены к реальности. А просмотр мультфильмов – это любимое занятие ребёнка. Жизненные ситуации в мультике расскажут ребенку, каким образом следует вести себя, а любимые герои покажут, как надо поступать в той или иной ситуации.
Мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:
расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми явлениями, ситуациями;
помогают расширить словарный запас ребенка, его кругозор, развить память, фантазию и воображение;
показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;
формируют оценочное отношение к миру, развитие мышления, понимания причинно-следственных связей;
развивают эстетический вкус, чувство юмора;
мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности.
Хороший мультфильм является для ребенка незаменимым источником знаний, и, несомненно, может оказать неоценимую помощь в воспитании ребенка. Наглядны и доступные для понимания уроки, которые в доступной и увлекательной форме преподносит малышу мультфильм, легко запоминаются. Разумеется, воспитывает ребенка не экран, а тот взрослый, кто больше остальных проводит время с малышом. Поэтому, роль мультфильма в процессе воспитания лишь вспомогательная. Мультфильм выступает в качестве средства воспитания, так же, как и книги, пособия, игрушки и т.д. Но, несмотря на это, мультфильм – средство очень сильное, т.к. предлагаемые на экране образы живо воздействуют на воображение ребенка, на его чувственную сферу, предлагают образ действий, мышления, стиль речи. Для детей герои мультфильмов являются неким примером для подражания, с которого они копируют жесты, мимику, манеру общения, а главное поведение. «Мультфильмы дают модели поведения персонажей. «Заразительность» действий, слов и поступков персонажей фильмов очевидна. Персонажи могут стать носителями моральных эталонов, как положительных, так и отрицательных. Соотнося свои действия с действиями героев, дети начинают осознавать себя и свои поступки, стремятся быть похожими на любимого персонажа». Через сравнение себя с любимыми героями у ребенка появляется возможность воспринимать себя с позитивной стороны, раскрывать в себе положительные качества, справляться с трудностями и своими страхами, а также уважительно относиться к окружающим. События, которые происходят в мультфильме, позволяют повысить осведомленность дошкольника, развить его мышление и воображение, сформировать его мироощущение. Воздействуя на фантазию детей, мультфильмы дают и новые представления, и примеры для подражания, и эти методы порой становятся более действенными, чем наставления и убеждения родителей. Поэтому, мультипликационный фильм считается мощным средством воспитания подрастающего поколения. Именно по этой причине детям нужна качественная экранная продукция: как в художественном, так и в нравственном плане. Хороший мультфильм, показанный вовремя, – прекрасное средство для воспитания хорошего, доброго человека
Участники проекта: воспитатель, дети средней группы, родители воспитанников (законные представители).
Сроки реализации проекта: сентябрь 2012 года – май 2013 года.
Цель проекта: изучение влияния мультфильмов на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.
Задачи:
Организовать воспитательную деятельность, направленную на формирование способности к сопереживанию, чувства ответственности за свои поступки, отзывчивость по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты через коллективные действия, взаимодействия;
Создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, работая над речью, интонациями; расширяя и активизируя словарный запас детей, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству, что ведет к повышению нравственного уровня ребенка.
Создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ребёнка, пробуждать в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;
Гипотеза: предполагается, что использование мультфильмов оказывает позитивное влияние на развитие нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста в процессе специально организованной деятельности детей, если будут подобраны мультфильмы с нравственной основой и созданы все условия для ознакомления детей с ними.
Объект исследования: Воспитание нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: Мультфильм, как средство воспитания нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
Улучшение состояния воспитания нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста, отслеживание динамики роста нравственных показателей.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использован комплекс взаимосвязанных методов исследования. Ведущими, стали следующие методы:
теоретический анализ педагогической, психологической литературы по данной проблеме;
анкетирование родителей на темы воспитания в семье;
наблюдение;
тестирование.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Этап проекта Сроки Содержание работы
I этап Подготовительный Сентябрь - октябрь Подбор и изучение литературы по теме проекта;
Постановка цели и задач, составление плана работы;
Анкетирование родителей;
Тестирование детей;
Обогащение развивающей среды:
Материальное: телевизор, видеомагнитофон, диски с мультфильмами (создание видео уголка); книжки по мультфильмам (организация книжной выставки); игрушки – герои из мультфильмов (оформление мини-музея).
Научно-методическое: подбор и разработка планов, методик, занятий; оформление картотеки «Беседы по мультфильмам».
II этап
Основной Октябрь - апрель Проведение с детьми занятий, бесед, развлечений, театрализованных представлений по мотивам мультфильма;
Организация выставки рисунков «Любимый герой из мультфильма»;
Проведение консультаций для родителей и педагогов ДОУ;
Отслеживание результатов педагогического процесса и корректировка ошибок.
III этап
заключительный Апрель - май Оценка уровня развития нравственных качеств у детей 4 – 5 лет;
Обработка полученных данных, соотнесение результатов исследования с целями;
Презентация опыта работы по данной теме для воспитателей ДОУ.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Форма работы Пути их реализации
С детьми:
Тестирование Отслеживание уровня воспитания нравственных качеств у детей, определение уровня переживания детей.
Занятия Дать знания детям об окружающей среде средствами жизненных ситуаций из мультфильмов.
Беседы по просмотренным мультфильмам Учить ориентироваться в проблемных ситуациях и решать их.
Обыгрывание отдельных эпизодов мультфильма Развивать творческие способности при обыгрывании;
Воспитывать умение проживать роль героя мультфильма, как положительного, так и отрицательного.
Художественно-творческая деятельность Учить выделять основные черты героев мультфильма в творчестве: рисовании, лепке, конструировании.
Организация книжной выставки, выставки рисунков, мини-музея Активизация детей в работе по данной теме.
Дидактические игры Узнавать мультфильм и главную нравственную мысль по эпизоду, узнавать героев из мультфильма и их нравственные характеристики.
Развлечения, праздники, театрализованные представления Обогащать мир детей яркими впечатлениями, создавая радостное настроение;
Вызывать желание принимать активное участие в празднике.
С родителями:
Анкетирование Выявить знания родителей о значении нравственного воспитания детей.
Организация книжной выставки и мини-музея «Мы из мультика» Стимулировать желание родителей участвовать в оформлении детской выставки;
Дать возможность проявить творческие способности.
Консультация «Чему учат советские и современные мультфильмы» Дать родителям рекомендации о том, какие мультфильмы действительно воспитывают детей
Папка-передвижка «Как с пользой смотреть мультфильм» Раскрыть воспитательное значение мультфильма.
С педагогами:
Консультация «Взрослый мир в детских мультфильмах» Формировать нравственные позиции по отношению к мультфильму
Электронная презентация опыта работы Подготовить материал по обобщению работы по данной теме