ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ С УЧЁТОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СКОПИНСКИЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
На тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ С УЧЁТОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ»
Подготовил: Ю.А. Шашкина
г.Скопин, 2015
Естественно, что все мы, будучи преподавателями, заинтересованными в повышении эффективности своей деятельности, обращали внимание на то, что, посетив одно и тоже проведённое занятие и услышав одно и тоже, на наш взгляд, удачное объяснения нового материала, студенты одной и той же группы в разной степени способны воспроизвести полученные на занятии знания.
Известно, что учебная деятельность поддерживается многообразными факторами, в своём выступлении мне хотелось бы подчеркнуть необходимость учёта существующих объективных закономерностей, а именно некоторых психологических особенностей наших студентов, таких как восприятие и активность мышления.
Когда преподаватель на занятии сообщает какую-то информацию, то совершенно очевидно, что студенты по-разному её перерабатывают. Данный факт обуславливается различными предпочтениями в восприятии и переработке входящей информации. В зависимости от разных каналов, по которым идёт восприятие информации, методисты различают аудитивный, визуальный, коммуникативный и моторно-кинестетический ученические типы. Аудитивный тип лучше всего воспринимает информацию через ухо, поэтому ему легко даются устные презентации нового материала или работа над аудиотекстом. Канал восприятия информации визуального типа — это глаза, поэтому он легче воспринимает информацию, представленную в схемах, таблицах, картинках или просто зафиксированную на доске. Коммуникативный тип, как уже следует из названия, лучше всего перерабатывает информацию через интеракцию, общение с партнёром, поэтому ему легко даётся выполнение заданий в небольших группах, диалогическая речь. Четвёртому ученическому типу для полноты восприятия информации необходимо прочувствовать её на собственном опыте, совершив определённые действия, например при заучивании новых слов ему необходимо двигаться, ходить.
Результат данного тестирования будет важен не только для самого студента, но, в первую очередь для преподавателя, поскольку позволит ему интегрировать в занятие различные виды своей и ученической активности и задействовать различные органы чувств своих студентов. Без адекватного восприятия материала невозможно ни его прочное запоминание или усвоение, ни его творческое воспроизведение или использование.
По быстроте мышления различают импульсивных и рефлексирующих учащихся, по способу мышления различают глобально или аналитически думающих студентов.
При опросе или при выполнении какого-либо задания следует учитывать спонтанность мышления студентов. Рефлексирующим учащимся обычно требуется больше времени на подготовку, им необходимо продумать свой ответ, иногда проговорить его про себя. В отличие от импульсивно думающих студентов, спонтанно и смело высказывающихся на любые темы и не боящихся неправильных в содержательном плане ответов. Для глобально мыслящих студентов при усвоении отдельной информации необходимо составить представление о данном явлении целиком, а потом сосредоточиться на деталях этой системы. В отличие от аналитически мыслящих учащихся, которые сначала концентрируются на деталях, из которых уже складывают всю картину целиком. Учитывая психологические особенности доставшейся нам группы, преподаватель может изменить своему привычному стилю объяснения или выбора заданий, с тем чтобы воздействовать по возможности на каждого студента.
Когда студенты видят, что домашние задания не хаотичны, а носят системный характер, когда они замечают, что преподаватель индивидуально следит за работой каждого и отмечает прогресс каждого студента в группе, когда преподаватель даёт индивидуальные рекомендации, поддерживает студентов, тогда, во-первых, улучшается атмосфера в группе, во-вторых, устанавливается доверительный контакт с преподавателем. И в-третьих, это всё позитивно сказывается на активности и успеваемости студентов, способствуя раскрытию их резервных возможностей.
Подводя итог сказанному, мне хотелось бы отметить, что нам –преподавателям необходимо учиться создавать такие условия на своих занятиях, которые могли бы отвечать вышеупомянутым индивидуально-психологическим особенностям студентов и способствовать эффективности усвоения учебного материала.