Народный танец как средство воспитания нравственных качеств учащихся.
Народный танец как средство воспитания нравственных
качеств учащихся.
Акишев Эльдар Жабекович
Современное сообщество переживает период крушения нравственных идеалов дефицита нравственных чувств, приоритетности материальных интересов над духовными ценностями. Актуальной проблемой системы образования становится приобщение молодого поколения к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Наше прошлое – это фундамент стабильности, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки и корни. В связи с этим, одной из важнейших задач современного образования является приобщение к национальной культуре, традициям, духовным ценностям народа.
На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества. Одним из средств развития духовной культуры учащихся является хореография. Образцы народной хореографии, изучаемые на уроке, восстанавливают собственные этнические связи ребенка, воспитывают этническую толерантность.
В живых образах танца народ показывал, каким бы он хотел видеть человека, какие черты характера достойны подражания, какие образцы поведения и взаимоотношений предпочтительны. Анализируя характер движений, пространственное построение танца, его ритмический рисунок, особенности костюма, дети могут пополнить свои знания по географии, истории, музыкальной культуре, этнографии народа.
Положения рук в русском народном танце:
В русских танцах исполнители держатся за руки или за платочек, образуя разнообразные рисунки - построения. Руки при построении таких фигур могут быть подняты вверх, раскрыты в стороны, опущены вниз т.д. Движения рук.
1.Переводы рук в различные основные положения:
- из подготовительного положения в первое основное и руки поднимаются вдоль корпуса и переводятся в первое основное положение.
- из первого основного положения в третье: руки из первого положения поднимаются вперед, до второго и, сделав небольшой полукруг, раскрываются в стороны.
- из третьего положения в четвертое: руки из третьего положения мягко опускаются ладонями вверх впереди корпуса перекрещиваются и переходят в четвертое положение.
Основные элементы построения в русском народном танце.
Круг
В этой фигуре число участвующих не ограничено. Исполнители повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки свободно, без напряжения отходят под небольшим углом от корпуса вниз или на верх. Движения по кругу, как правило, идут по часовой стрелке. Сделав мягкий полуоборот корпусом по ходу движения, исполнители идут простым шагом или переменным, а также переменным шагом с притопом.
«Корзиночка».
Она образуется из двух кругов - круг в круге. Стоя лицом к центру, исполнители берутся за руки, образуя каждые свой круг. «Корзиночка» движется «гармошкой» или «припаданием». Головы исполнителей повернуты по ходу движения, к своему партнеру или к центру круга.
«Цепочка».
Участвующие стоят в одну линию, касаясь локтями друг друга. Руки согнуты в локтях и подняты перед собой на уровне груди. Правая рука, описав полукруг сверху вниз, опускается локтем на левую руку стоящего справа партнера и, продолжая движение, проходить под его левой рукой. «Цепочка» может двигаться и вправо и влево «гармошкой» или «припаданием». Головы повернуты по ходу движения или сохраняют прямое положение.
Основные шаги в русском народном танце
Простой
Движение занимает 1/2 такта. Исходная позиция ног - I свободная.
а) с продвижением вперед. На каждую четверть, начиная с правой ноги делается по одному шагу. Нога ставится на низкие полупальцы, затем мягко опускается ее на всю стопу.
б) с продвижением назад. Первая четверть - правая нога делает шаг назад на низкие полупальцы и опускается на всю стопу. Левая слегка сгибается в колене и остается впереди; каблук слегка приподнят над полом. Вторая четверть - тот же шаг с левой ноги.
Переменный.
Движение занимает один такт. И.п. - I свободная.
а) с продвижением вперед. Первая четверть
первая восьмая - шаг правой ногой вперед,
вторая восьмая - шаг левой ногой вперед.
Вторая четверть
первая восьмая - шаг правой ногой вперед,
вторая восьмая - пауза.
б) с продвижением назад.
Переменный с притопом.
Движение занимает один такт.
а) с продвижением вперед. Первая четверть
первая восьмая - шаг правой ногой вперед,
вторая восьмая - шаг левой ногой вперед.
Вторая четверть
первая восьмая - одновременно с шагом правой ногой вперед левая слегка поднимается над полом,
вторая восьмая - левая нога с одновременным ударом в пол опускается на всю стопу.
б) с продвижением назад.
Выполняется также, как и переменный шаг назад. Притоп выполняется также, как и в шаге с продвижением вперед.
.
Основные движения русского народного танца.
«Гармошка».
Движение занимает один такт. И.П.- I свободная.
«И» - каблук правой и носок левой ноги слегка приподнимаются над полом и скользящим движением переводятся вправо.
«1» - Каблук и носок опускаются на пол, носки соприкасаются.
«И» - Носок правой и каблук левой ноги приподнимаются над полом и скользящим движением переводятся вправо.
«2» - Каблук и носок опускаются на пол, каблуки соприкасаются.
«Ковырялочка»
Движение занимает один такт. И.П.- I свободная.
Бывает двух видов: без подскоков и с подскоками.
«И» - одновременно с поворотом корпуса влево на левой ноге правая, сгибаясь в колене, делает сильный взмах от колена назад - вправо.
«1» - правая нога, полусогнутая в колене опускается носком в пол; пятка направлена вправо.
«И» - одновременно со скользящим движением левой ноги, корпус и голова поворачиваются к правой ноге. Одновременно правая нога, вытягиваясь в колене, поднимается вперед на 45 о .
«2» - правая нога опускается на пол на ребро каблука в ту точку, где был носок; подъем сокращен.
«Веревочка»
Движение бывает пяти видов: простая, с двойным ударом, простая с переступанием на всю стопу или на ребро каблука, с дойным ударом с переступанием на всю стопу или ребро каблука или с двойным ударом с переборами.
Простая.
«И» - с небольшого приседания с проскальзыванием левой ноги вперед правая, сгибаясь в колене поднимается с боку левой, слегка прикасаясь к ней, и на уровне икроножной мышцы переводится назад.
«1» - правая нога опускается позади левой с лево от каблука в перекрещенное положение.
«И 2» - движение повторяется.
13PAGE 14215
15