Изучение математики с учетом психологических особенностей обучающихся

Изучение математики с учетом психологических особенностей обучающихся .

Одной из главных целей в работе учителя является повышение мотивации к образованию обучающихся. Для ее реализации в работе часто используются не одна конкретная технология, а несколько. В своей работе мы отдаем предпочтение технологии развивающего обучения, технологии личностно-ориентированного обучения, т.к. в них приоритетными являются методы стимулирования и мотивации учащихся к учебной деятельности.
Применение указанных технологий создает благоприятные условия для развития всех и каждого в соответствии с их способностями и возможностями.
Для определения уровня обучаемости, используем методику П.И. Третьякова и И.Б. Сенновского.
Для успешного обучения необходимо учитывать психологические особенности ребенка. Работа в каждом новом классе начинается с определения модальности: изучения индивидуальных способов восприятия информации, с выявления доминирующих полушарий, с определения видов памяти.
Выраженный аудиал – это ученик, часто произносящий вслух то, что хочет понять. Он лучше расскажет, чем напишет. Визуал – это ученик, обращающий большое внимание на вид своей тетради, свой внешний вид. Кинестетик – это очень подвижный ученик, легко проявляющий эмоции, часто неаккуратен, однако, зачастую может проявлять высокую способность к интуитивным способам решения учебных задач.
Для «левополушарников» комфортнее запоминание через многократное повторение, а «правополушарникам» доступно запоминание на долгое время только через понимание. Левое полушарие помнит слова, формулы, символы, правое – образы и чувства.
Словесно – логическая память оперирует со знаками, понятиями и словесными формулировками. Образная память – это зрительная слуховая, вкусовая память.

Учитывая психологические особенности обучающихся, составляется таблицу:


п/п
Фамилия, имя обучающегося
обученность
модальность
доминирующее полушарие
на что опираться
что развивать

1
Иванов Иван
I
А, К
правое
наглядно-образная память, концентрация внимания
коммуникативные навыки, распределение внимания

2
Петров Петр
II
В, А, К
правое
память, устойчивость внимания, организационные навыки
логика, объем внимания

3
Сидоров Андрей
I – II
В, А, К
равно
диалог, активное слушание
концентрирование внимания, сравнение










Проанализировав полученные данные, составляются индивидуальные задания для каждого обучающегося, тем самым выстраивается индивидуальная образовательная траектория.
Приведем только некоторые примеры формулировки заданий для обучающихся с учетом их психологических особенностей.

Задание для аудиалов.
Прочитать еще раз текст учебника и решить уравнение, пример, задачу,
Самостоятельно изучить новый материал по тексту учебника в группах.
Математимческий диктант.
Устное раскрытие смысла усвоенных понятий.
Устное нахождение сходства (различия).
Составить задание по выбору «лишнего» слова по изучаемой теме.
Подготовить сообщение по теме.
Прочитать и пересказать текст параграфа учебника.
Создать проект.

Задания для визуалов.
Отметить утверждения, которые на Ваш взгляд являются правильными.
Самостоятельно изучить новый материал на примерах учебника.
Устно раскрыть смысл усвоенных понятий.
Найти ошибку.
Найти лишнее.
Составить и решить кроссворд.
Прочитать и пересказать текст параграфа учебника.
Написать реферат, мини-сочинение.

Задание для кинестетиков.
«Мозговой штурм».
Составление плана изучения темы в виде алгоритма.
Самостоятельное изучение нового материала на уроке в индивидуальном режиме с использованием информационной карты урока.
Работа с моделями.
Найти общее (различие) при работе с моделями, рисунками.
Составить текст с математическими ошибками.
Восстановить текст из перепутанных неполных фрагментов, данных в виде текстов на различных табличках.
Загадать понятие и показать его «пантомима».
Составить опорный конспект по тексту учебника.
Найти примеры из реальной жизни, иллюстрирующие правила, изучаемые на уроке.
Составить вопросу к тексту параграфа учебника, задать их соседу по парте.
Написать реферат.
Создать презентацию по изучаемой теме.
Принять участие в уроке – подготовить материалы для дискуссии, вопросы к другим обучающимся.
Учет психологических особенностей помогает вовлечь каждого ученика в учебный процесс, где каждый выполняет задание определенной сложности в соответствии со своими возможностями. В результате наблюдается рост мотивации к изучению математики, повышение качества обучения.

15