Методическая разработка по повести М.А. Булгаков Собачье сердце


КАЗАНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ
Преподаватель русского языка и литературы
Абрамова С.А.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕМА: М.А.Булгаков «Собачье сердце».
Авторская позиция и способы ее выражения.
2004 г.
Творчество М.А.Булгакова не так давно вошло в программу по литературе. Раньше о Булгакове говорилось в обзорных лекциях, сейчас мы имеем возможность изучать произведения в полном объеме.
В поурочном планировании изучению творчества писателя отведено 6 уроков (1 урок - Очерк жизни и творчества; 2-4 уроки Изучение романа «Мастер и Маргарита»; 5-6 уроки - «Собачье сердце». Авторская позиция и способы ее выражения. Особенность сатиры писателя. Злободневность звучания повести в наши дни).Суворовцы с большим интересом знакомятся с непростой судьбой писателя, находят дополнительный материал к биографии, делают выводы, утверждая, что жизнь Булгакова может быть примером для многих. Задача уроков - познакомить не только с основными фактами биографии, но и рассказать о необычной, сильной личности писателя.
Важно, чтобы суворовцы поняли, что основа личности писателя это сформированные с детства понятия. Труд. Совесть. Вера в Бога. Это Булгаков пронес через всю жизнь, это отразилось в его произведениях. А каждое произведение глубже раскрывает личность писателя.
При изучении романа «Мастер и Маргарита» рассматриваются следующие темы:
Роман «Мастер и Маргарита». Проблематика, основные сюжетные линии, композиция.
Необычность романа. Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами.
Проблематика творчества и судьбы художника. Тема совести. Сатира и глубокий психологизм.
Трагическая любовь героев романа; конфликт с окружающей пошлостью.
Изучение романа завершается проведением письменной работы или анкетированием. Суворовцы с интересом читают произведение, активно работают на уроке и с удовольствием отвечают на анкетные вопросы.
1. Расскажите историю жизни Воланда Понтия Пилата
2. Найти в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» литературные параллели. Расскажите об этом.
3. Чем похожи друг на друга и чем отличаются Иешуа Га-Ноцри и Мастер Ваш вывод.
4. Приглашаем на подиум героев романа в костюмах от Булгакова. Вал предстоит описать костюмы Булгаковских персонажей.
1) Костюм Бегемота, который должен был поднять настроена Маргарите в первые минуты встречи с Воландом.
2) Костюм молодого московского поэта Ивана Бездомного пережившего стресс во время встречи с нечистой силой.
3) Руководящий костюм Прохора Петровича.
4) Бальный костюм Маргариты.
Да не хотите ли закусить... Без церемоний!
Перед вами стол с яствами. Разнесите представленные здесь блюда трем господам.
• Никанору Ивановичу Босому на обед.
• Бегемоту на ужин при камельке.
• Стеле Лиходееву для лечения.
5. Сколько языков, родного, знал Мастер?
6. Какое событие изменило жизнь Мастера?
7. Какими словами заканчивается роман Мастера?
8. Почему в тот день Маргарита вышла на улицу с желтыми цветами?
9. Какая фраза, мысленно произнесенная Маргаритой на скамейке в Александровском саду, решила ее дальнейшую судьбу?
10.Что из монологов Азазелло заставило Маргариту задержаться на скамье
после того, как она решила, что рыжий - «жалкий уличный сводник»?
11.Кличка собаки Понтия Пилата?
12.Кто сопровождал поэта Бездомного в лечебницу?
13.Откуда приехал дядя Берлиоза?
14.Что закричала оторванная голова Бенгальского?
15.Как назвал себя гость Ивана?
16.Каких размеров была громадная комната в квартире Мастера?
17.Какого цвета было пальто на Маргарите в день первой встречи сМастером?
18.Что подарил Воланд Маргарите?
19.Где Левий Матфей раздобыл нож?
20.Что должна была крикнуть Маргарита, пролетая над воротами?
21. Имя Крысобоя?
22.Имя женщины, пролившей масло недалеко от трамвайных путей?
23.У кого из свиты Воланда были «отчаянные кавалерийские усы»?
24.Кто был Мастер по образованию?
25.Как называл мастер ''время работы над романом?
26.Имя первосвященника Ершалаима?
27.Сколько Маргарит обнаружила свита Воланда в Москве?
28.Кто дирижировал оркестром на балу у Воланда?
29.Из чего пил Воланд на балу?
30.Имя демона смерти?
31.Кому, по словам Коровьева и Бегемота, не нужно было никакого
удостоверения, чтобы убедиться в том, что он писатель?
32.Под какими фамилиями записались в ресторане Дома литераторов
Бегемот и Коровьев?
33.Какое музыкальное произведение передавали по радио в тот вечер, когда
погиб Берлиоз?
34.«Вот пример настоящей удачливости... Какой бы шаг он ни сделал вжизни, что бы с ним ни случилось, все шло ему на пользу, все
обращалось к его славе! Но что он сделал? Я не постигаю... Не
понимаю! Повезло, повезло!
...Стрелял, стрелял в него этот белогвардеец и раздробил бедро и обеспечил бессмертие». Чьей славе так сильно завидовал поэт Рюхин?
35.К имени какого великого соотечественника постоянно апеллировал Н.И.Босой? Нефть стало быть, покупать будет?
36.«Этот рыцарь надеялся, что резвые нимфы сбегутся к нему и произойдет еще многое приятное в том же духе. Но, как видишь, ничего не случилось, никакие нимфы не сбежались к нему, и музы ему дань не принесли, и чертогов он никаких не воздвиг, а наоборот, кончил очень скверно, помер, к чертовой матери, от удара на своем сундуке с валютой и камнями».
Назовите произведение и автора, которое так «доступно» растолковал
конферансье во сне Н.И.Босого.
37.Узнайте по голосу и по портрету любимых героев романа. Как говорит, и говорит, как пишет Грибоедов. Слышите голоса? Попробуйте угадать, кому они принадлежат.
1) Братья по литературе! Слушайте все! Он появился! Ловите же его немедленно, иначе он натворит неописуемых бед.
2) Не верю я ни во что, что пишу.
3) Он такой же директор, как я архиерей.
4) Лампочку на лестнице, стало быть, Пушкин вывинтил?
5) Сдаюсь исключительно потому, что не могу играть в атмосфере травли и завистничества.
А теперь приглашаем вас в портретную галерею.
6) Громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами.
7) Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, иронические и полупьяные, а брючки клетчатые, подтянутые на столько, что видны грязные белые носки.
8) Маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того безобразную физиономию. И при этом еще огненно рыжий.
9) Черноглазый красавец с кинжальной бородкой во фраке. Говорили, что было время, когда красавец не носил фрака, а был опоясан широким кожаным поясом, из-за которого торчали рукоятки пистолетов, а его волосы воронова крыла были повязаны алым шелком, и плыл в Карибском море под его командой бриг под черным гробовым флагом с адамовой головой.
10) Пенсне треснуло, весь в рванине, он же клетчатый.
Завершает изучение творчества Булгакова повесть «Собачье сердце». Книга интересная, необычная, когда-то запрещенная, теперь очень популярная. В критике многие авторы по-разному рассматривают некоторые аспекты повести. (Например, о происхождении фамилий героев. Борменталь. Это просто немецкая фамилия или удачное сочетание химических элементов бора и ментола?).Сложность, которая выявляется после прочтения суворовцами повести, - это непонимание текста.
Задача преподавателя - умело вести суворовцев сначала вслед за текстом, разбирая и комментируя ключевые моменты, а затем рассуждать, опираясь на текст.
Работа на уроках начинается с объявления целей. Комментируется обширный план, записанный на доске.
В начале суворовцы знакомятся с историей создания повести. Это небольшая лекция преподавателя, начинающаяся с комментария первого пункта плана. Во время лекции делается экскурс в историю страны и в историю кинематографа. В связи с арестом рукописи повести суворовцы говорят о том, что такое ОГПУ, репрессии, сталинские времена. Затем преподаватель рассказывает о режиссере и актерах, участвующих в создании фильма «Собачье сердце». План и вывод записываются в тетрадь.
Переходя к следующему вопросу, суворовцы знакомятся со 2-ым пунктом плана и высказывают свои предположения о смысле заглавия повести. Ответы даются с использованием текста. Преподаватель дополняет ответы, говоря о книге Г.Уэллса, достижениях талантливых ученых в области экспериментальной биологии. В работу необходимо включить текст Библии, так как в произведении Булгакова использованы магические цифра, символы, слова, сюжеты. Суворовцы самостоятельно находят параллели с текстом Булгакова. Вывод записывается в тетрадь.
Интересным оказывается разговор о Москве 20-х годов. Суворовцы комментируют цитату, записанную в 3-ем пункте плана. Вспоминая поэму А.Блока «Двенадцать», они говорят о смысле, который поэт вкладывает в слово «ветер». Это ветер революции, ветер перемен, сметающий старую жизнь. Какие же перемены несет ветер Булгакова? Суворовцы делают сообщения о событиях тех лет: революции, гражданской войне, военном коммунизме, нэпе. Используя задания, выполненные на самоподготовке и записи в тетрадях, суворовцы говорят о приметах времени в повести, об отношении к этому самого автора, о неприятии им перемен, о неприятии революции и пролетариата. Суворовцы приходят к выводу, что ветер Булгакова - это разруха. (Читается и анализируется монолог Преображенского из 3-ей главы).
Далее необходимо понять, как Булгаков в жизни, а Преображенский в повести встречается с пролетариатом. Для этого используется чтение дневниковых записей и демонстрация отрывка из фильма «Собачье сердце».
Затем отрабатывается четвертый пункт плана, а выводы записываются в тетрадь. Параллельно суворовцы вспоминают о коричневом терроре, фашизме, рассказывают, где, как и когда он возник.
Представитель террора Шариков. Разговор об этом литературном персонаже целесообразно начать с анкеты. Это дает возможность еще раз обратиться к тексту и поддерживать на уроках интерес. В ходе подбора ответов суворовцы составляют портрет пролетария и определяют путь, по которому идут такие люди.
Эти «шаги» находят сами суворовцы, опираясь на текст. Ведется интересная словарная работа, дается толкование слов «Полиграф», «Мосполиграф», «аршин», «репрессии», вспоминается трагедия Павлика Морозова. Ответы суворовцев сопровождаются демонстрацией двух отрывков из фильма «Собачье сердце». Выводы записываются в тетрадь.
Достоевский утверждал, что «природу поправляют и направляют». Булгаков и Преображенский утверждают, что в природу вмешиваться нельзя.
Обязательно рассматривается вопрос о том, почему не убили Шарикова. В этом воспитательный момент урока. Суворовцы должны усвоить позицию автора. «Не идите на преступление, всю жизнь проживите с чистыми руками». Суворовцы в ходе беседы должны понять, что это не только жизненное кредо Булгакова, но и сквозная тема русской литературы. В каком произведении проводится такая же мысль? Этот вопрос задается на «5». Куприн «Поединок». Назанский говорит Ромашову: «О человеке, которого вы убили, вы никогда не забудете. Он будет с вами везде. Убийство всегда убийство».
К уроку суворовцы готовили индивидуальные задания. Это стихотворение о Шарикове (суворовец Сабиров А. 3 взвод 3 роты) и рассуждения об актуальности звучания повести (суворовец Самохин Е. 2 взвод 3 роты). Также были выполнены рисунки к некоторым сценам из повести.
Задания на самоподготовку.
1. Шариковы наших дней. (Для сильных суворовцев).
2. Позиция автора.
3. Мое отношение к Шарикову (Швондеру, Преображенскому). (Для слабоуспевающих суворовцев).
К этим вопросам подбирается и систематизируется материал. Эти вопросы - темы сочинений, к которым добавляются следующие:
4. Москва 20-х - 30-х годов в творчестве М.А.Булгакова.
5. Тема любви в произведениях М.А.Булгакова.
6. Мое отношение к творчеству М.А.Булгакова (или к роману «Мастер и Маргарита»).
7. В чем видит зло М.А.Булгаков.
ЗАПИСИ НА ДОСКЕ.
I. История создания повести.«Большое видится на расстоянии» С.Есенин.
II. Смысл заглавия «Собачье сердце. Чудовищная история».
На второе пирог –
Начинка из лягушачьих ног,
С луком, с перцем
Да с собачьим сердцем.
Трактирный куплет.
III. Приметы времени. Москва 20-х годов XX века.
Ветер! На всем божьем свете!
Стоит буржуй на перекрестке...
А рядом жмется шерстью жесткой..: паршивый пес.
А.Блок.
IV. Преображенский Филипп Филиппович.
«Единственный способ, который возможен в обращении с живым существом, - ласка. Белый, красный, коричневый террор... не поможет».
V. Шариков Полиграф Полиграфович.«Шариков для Швондера грозная опасность. Если кто-нибудь направит Шарикова на самого Швондера, от него останутся рожки да ножки».
VI. Значение повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».
ХОД УРОКОВ.
Оргмомент. Объявление темы и целей уроков.
Сегодня мы говорим о повести, которая у нас в стране появилась 17 лет
назад, а написана была 80 лет назад. Михаил Булгаков «Собачьесердце».
Цели уроков:
1. - понять повесть, на которую даже в современномлитературоведении нет общей точки зрения;
2. -узнать о 20-х годах XX века, увидеть Москву Булгакова, больше
узнать о людях;
3. - Понять личность Булгакова и его взгляды на жизнь.
Работа рассчитана на два урока. На занятиях мы будем «идти» не вслед за текстом, а рассуждать, опираясь на текст. Работа строится по плану, записанному на доске. План цитатно-иллюстративный. Суворовцы сами выполняли рисунки после чтения повести «Собачье сердце».
I. История создания повести.История эта, как и многие другие, начинается со стука: стук каблуков машинистки, стук профессора Преображенского в дверь своей квартиры. Такой же стук раздался в квартиру, где жил Булгаков, и на пороге появились двое: следователь Славкин и его помощник. Они пришли с обыском. Просматривают каждую книгу, заглядывают под мебель, прокалывают спицей кресло -- ничего антисоветского! Под утро уносят два машинописных экземпляра новой повести «Собачье сердце» и дневниковые записи.
Почему? Оказывается, накануне Булгаков впервые читал свою повесть на литературном собрании. Один из писателей сказал: «Это первое произведение, которое осмелилось быть самим собой». Присутствующий там же агент ОГПУ докладывал начальству иначе: «Такие вещи намного опаснее выступлений писателей 101 сорта. Вся вещь написана во враждебных к Советскому строю тонах».
Лишь спустя три года благодаря содействию Максима Горького повесть была возвращена автору.
«Собачье сердце» предполагалось инсценировать во МХАТе, но и там постановку запретили.
А через 60 лет по пьесе «Собачье сердце» был сделан талантливый фильм режиссером Н.Бортко (1988 год). Главные роли в фильме сыграли известные актеры Е.Евстигнеев, Б.Плотников и В.Толоконников.
При жизни автора повесть не была опубликована. Впервые она была напечатана в 1968 году в Лондоне. У нас в стране появилась в 1987 году в журнале «Знамя».
II. Смысл заглавия повести.
К чему восходит смысл заглавия повести?
1. Ответы суворовцев.
2. В 1922 году М.Булгаков прочитал трактирные куплеты Лайферта «Балаганы». Может быть, ему понравился именно этот.
На второе пирог –
Начинка из лягушачьих ног,
С луком, с перцем
Да с собачьим сердцем.
3. В это же время появляется книга писателя-фантаста Герберта Уэллса «Остров доктора Моро». Профессор-маньяк в лаборатории на необитаемом острове занимается созданием «гибридов», превращая во время операции людей в животных.
4. Профессор Преображенский занимается проблемой омоложения. На самом деле эти эксперименты в то время были очень популярны. Например, в Австрии ими занимался ученый Штейнах, а русский ученый Воронов выпустил книгу «Проблемы бессмертия и омоложения в современной биологии». В книге было написано, что опыты, проведенные на крысах, дали некоторые положительные результаты. Кто знает, может быть, и сердца когда-нибудь научатся пересаживать?
5. Но почему эта история называется чудовищной? В некоторых книгах можно прочитать, что «Собачье сердце» - это научная фантастика. С чего же эта фантастика начинается в повести?
С чисел!
Начало событий - декабрь (12 месяц).
Год-24-ый (12x2)
После операции пес начинает поправляться - 24 декабря.
Получеловек произнес первое слово в 12 часов 12 минут.
Оказывается, число 12 магическое. В русской литературе оно уже встречалось (русские народные сказки, А.Блок Поэма «Двенадцать»).
Первое слово, которое произнес Шарик, - «Абырвалг». В Библии «рыба» -древний символ Христа, а христиане рыбаки. Шарик произносит это слово наоборот. Как же это можно понять? Христос пришел на землю, чтобы врачевать души, а Шариков появился, чтобы душить, душить, душить.
III. Приметы времени. Москва 20-х годов XX века.
Произошла Великая Октябрьская социалистическая революция. Что она принесла? Мы знаем из истории и литературы. В 1919 году Булгаков задается вопросом. «Теперь, когда наша несчастная Родина находится на самом дне ямы позора и бедствия, в которую ее загнала «великая социальная революция», у многих из нас все чаще начинает являться... мысль. Она проста: а что же будет с нами дальше? Загадочное, неизвестное будущее...» («Грядущие перспективы». Публицистика. 1919 год.)Что же увидел писатель? НЭП. (Новая экономическая политика, введенная В.И.Лениным в 1921 году. В это время появляются частные мелкие предприятия. Цель НЭПа - прокормить страну).Предполагаемые ответы суворовцев. (Ответы подтверждаются текстом):
- читатель заглядывает в столовые Совета нормального питания, где дают «щи из вонючей солонины», угощают «моссельпромовской» колбасой сомнительного качества, а за обед платят 40 копеек, 15 из которых повар-хапуга забирает себе;
- в это время вводят тарифную сетку. Машинистка по 9 разряду получает 45 рублей, которых не хватает даже на синематограф. А еще в любой момент ее грозят сократить такие начальники, как Шариков;
- в городе много дней нет отопления;
- отключают электричество. Если раньше свет гас раз в 20 лет, то теперь один раз в месяц;
- Профессор Преображенский наблюдает вокруг воровство: пропадает его трость, пепельница, деньги, с парадной лестницы калоши, стойка для одежды, а деньги, которые должны быть перечислены детям Франции, конечно, осядут в карманах шариковых;
- повсюду царит обман. Став начальником, Шариков ловит кошек, затем их перекрашивают в белок и продают на рабочий кредит;
- печатаются только советские газеты, которые не советует читать интеллигент Преображенский. Его пациенты, читающие газету «Правда», теряют в весе и пребывают в угнетенном состоянии;
- по-другому стали выглядеть люди. Представители пролетариата носят кожаные пальто, кожаные кепки, женщины становятся похожими на мужчин. Когда Швондер начинает говорить по телефону, то слышится фраза: «Мы знаем об его работах»;
- пролетариат ничего не делает, лишь агитирует, поет, «уплотняет».
Все это называется одним словом - «разруха». (Читается и комментируется монолог профессора Преображенского из 3-ей главы).
IV. Преображенский Филипп Филиппович.
Чтобы узнать о Булгакове, нужно познакомиться поближе с профессором Преображенским. Этот человек много работает в клинике, в домашней операционной, ведет преподавательскую деятельность, у талантливого учителя талантливые ученики (Борменталь). Таким был и сам автор, который всю жизнь много и добросовестно работал.
Преображенский выступает против террора, который насаждает пролетариат. «Белый, красный, коричневый террор... не поможет». В свое время Булгаков в «Записках юного врача» писал: «Моя любовь - зеленая лампа и книги в моем кабинете. Я с детства ненавидел Фенимора Купера, Шерлока Холмса, тигров и ружейные выстрелы, Наполеона, войны и всякого рода молодецкие подвиги».
Как же произошла первая встреча Преображенского с пролетариатом? (Демонстрируется отрывок из фильма. Домком Швондер и его помощники посещают профессора и просят уплотнить его квартиру). Эта ситуация заканчивается благополучно. В жизни у Булгакова было все по-другому. «Я доказываю с документами в руках, что вся пресса СССР и учреждения, которым поручен контроль, в течение всех лет моей работы единодушно и с необыкновенной яростью доказывали, что произведения Михаила Булгакова в СССР не могут существовать...
Я прошу принять во внимание, что невозможность писать для меня равносильна погребению заживо...
Я прошу правительство приказать мне в срочном порядке покинуть пределы СССР...
Если меня обрекут на пожизненное молчание, то в данный момент нищета, улица, гибель». (Из «Письма правительству СССР». 1930 год).
Так и случилось. Отношения Булгакова с правительством складывались очень сложно, наверное, потому, что он, как и его герой, «не любил пролетариат».
V. Шариков Полиграф Полиграфович.Чтобы понять, кто же такой Шариков, нужно ответить на несколько вопросов, записанных в своеобразной анкете.
Профессор Преображенский Шариков
1. Профессор, ученый.
2. Посещает театр и слушает Верди.
3. Напевает арию из оперы «Аида».
4. Знает латынь.
5. Подают роскошный обед.
6. Занимает семь комнат.
7. Врач.
8. Носит шубу на лисьем меху.
9. Работает с хирургическим инструментом.
10. Вооружен знаниями.
11. Работает с людьми.
12. Отец - священник.
13. Ненавидит пролетариат. 1. Пациент, собака.
2. Ходит в цирк, любит выступление слонов.
3. Поет частушки, «Эх, яблочко...».
4. Использует бранные слова.
5. «Семечки на пол не плевать».
6. Бегает по помойкам.
7. Бандит.
8. Одевается в кожаное пальто.
9. Ловит блох.
10. Вооружен револьвером.
11. Ловит кошек.
12. Отец - пьяница Клим Чугункин.
13. Пролетарий, «не нэпман какой-нибудь».
Если профессор Преображенский интеллигентный человек, много знающий, много работающий, то Шариков - фигура особая. Это бандит, который когда-то бегал по помойкам, пел частушки, ловил блох, бранился. Теперь это пролетарий в кожаном пальто, вооруженный револьвером.
Сколько «шагов» нужно было сделать Шарику, чтобы превратиться в отъявленного мерзавца Шарикова?
Добрый, в меру хитрый (жизнь приучила), благодарный, своего рода собачий философ, Шариков научился понимать слова «гражданин», «товарищ», «господин», научился ненавидеть швейцаров и дворников, но быстро пошел за Преображенским, потому что впервые в жизни почувствовал ласку. Вскоре больной пес Шарик поправился, а его новый хозяин провел гениальную операцию. Но результат получился страшный: «Вот Вам ваш Шариков, ешьте его с кашей». Появился новый человек новой эпохи. Но Шариков -- это не только §ото зархепз (человек разумный), но и §ото воуейсиз (человек советский), который принес много несчастий.
«Шаги» Шарикова.
1 «шаг». (Демонстрируется отрывок из фильма. Шарик становится человеком и произносит первое осмысленное слово: «Отлезь, гнида»).2 «шаг». Познакомившись со Швондером и научившись читать, Шариков взял в руки не «Робинзона Крузо», как советовал профессор, а «Переписку Энгельса с Каутским». И тут же сделал вывод! «Взять все и поделить. А то один в семи комнатах живет, а другой по помойкам бегает».
3 «шаг». Новоиспеченный жилец квартиры на Обуховском переулке выбрал себе имя и наследственную фамилию, вскоре заставил профессора оформить документы «лягушачью бумагу», и прописаться на 16 аршинах. Доктор Борменталь, ассистент Преображенского, оказался в квартире лишним.
4 «шаг». Шариков устроился на службу и стал начальником Подотдела по очистке Москвы от бродячих животных и развернул «советскую деятельность», результатом которой стал донос на своего создателя.
5 «шаг». Почувствовав себя настоящим человеком, Шариков решил жениться, а когда его невеста-секретарша узнала правду о будущем женихе, то он решил подчиненную сократить.
6 «шаг». Когда измученный профессор Преображенский и его ассистент доктор Борменталь захотели выселить Шарикова из дома, то он навел на доктора револьвер, а профессору показал «пахнущий кошками шиш».
(Демонстрируется отрывок из фильма. Шарикова пытаются выдворить из дома).Булгаков делает выводы:
- в природу вмешиваться нельзя;
- в формировании человека большую роль играет наследственность;
- если в процесс воспитания вмешивается советское общество, то даже самый талантливый эксперимент не получится;
- что бы ни происходило в жизни, «никогда не идите на преступление, всю жизнь проживите с чистыми руками». (Читается и анализируется монолог Преображенского из 8 главы).
VI. Значение повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».
Ответ на вопрос: «Каково значение повести?» - это творческие работы суворовцев.
№1
В один декабрьский денек
В квартире на Обуховом
На свет родился мужичок,
Лохматый и беспутный.
Кто он такой?
Ответ простой.
Он пес и человек.
Как и все люди, он одет,
Но ест селедку на обед.
Но вот беда: нет у него
Ни совести, ни чести.
Все' было лучше без' него –
Сейчас все' не на месте.
Он показал себя как вор.
И ездил к цирку - не к театру.
Какой тут стыд, какой позор!
Склонился к пролетариату!
Когда-то дрался он с котом...
Страшней всего было потом.
СИСТЕМА вышла из души,
Людей душил, душил, душил.
Вывод сделал из всего
Профессор, создавший его:
«Эксперимент не удался,
Природу нарушать нельзя»,
Булгаков каждого учил:
Живите с добротой и лаской –
Жизнь будет радостною сказкой...
Он чистый путь нам всем сулил.
№2
Открывается дверь и входит... Как вы думаете кто? Домком Швондер. Собака в человеческом обличий, дворовая шавка. Это член нового общества, как и Шариков, который это общество представляет. Это люди, которые людьми только становятся. А А.Блок писал, что красногвардейцы, патрулирующие город, были похожи на недавно выпущенных на свободу тюремщиков с бубновым тузом на спине. И действительно, кухарка у власти... социализм... «Если хотите построить социализм, возьмите страну, которую не жалко», - сказал Канцлер Германии О.Бисмарк.
Революция это катастрофа для народа и государства. Так считал и Булгаков. Революция, как и Великая Отечественная война, затронула каждого человека. Моего прадеда расстреляли, а бабушку раскулачили и увезли в небытие зимой. Другая бабушка родилась в трудовом лагере. Такое не проходит бесследно. Но есть люди, которые желают вернуть социализм, застойно-застольные времена. Я не политик и не хочу ею заниматься. Иногда слышу фразу: «Эх, вернуть бы брежневские времена...». Лотом времени я знаю много плохого, а люди с собачьими сердцами живут и сейчас. Мне кажется, в этом экзотика нашей страны. Мы вместе вошли в 21 век. Нам нужны новые люди, образованные, мудрые, с опытом, с чувством долга и совести, энергичные и живые. Много Чугункиных, а Преображенских и Борменталей... Единицы! Так пусть лучше врачуют души Преображенские, а Шариковы поют «Эх, яблочко...», но только в ансамбле песни и пляски..Литература.
1. Булгаков М.А. Письмо. Жизнеописание в документах. М., 1989.
2. Булгакова Е.С. Дневник Елены Булгаковой. М., 1990.
3. Соколов Б. Булгаковская энциклопедия. М., 1996.
4. Чудакова М. Жизнеописание Булгакова. М., 1988.
5. Яновская Л. Творческий путь М. Булгакова. М., 1983.
6. Журнал «Москва». 1987 № 6-8, 1988 № 11-12.