«Булгаков и современность» (по повести М.Булгакова «Собачье сердце»)

Тема: «Булгаков и современность» (по повести М.Булгакова «Собачье сердце»)
Цель урока: анализ повести, обобщение изученного материала, связь его с современностью; работа в группах и самоконтроль; развитие устной речи, умения последовательно излагать мысли и отстаивать свою точку зрения.
Оформление: число, тема урока, эпиграф, фотографии Булгакова, рисунки учащихся. Парты сдвинуты по 3 в каждом ряду.
Ход урока:
Орг. момент.
Сегодня на уроке я хочу поговорить с вами о творчестве М.Булгакова, его повести «Собачье сердце», о современности. Вы обратили внимание, что сегодня по – другому расставлены парты в классе. Вы будете работать в командах. В каждой команде будет один главный – мастер, которого вы выберете сами. Остальные будут подмастерья.
Мастер наблюдает и направляет работу своих подмастерьев, он фиксирует ваши ответы в протоколе и оценит вашу работу в конце урока.
Для начала каждая команда придумает себе название, как-то связанное с Булгаковым и его произведениями и выберет своего мастера.
Анализ повести.
- Прежде, чем мы начнем анализировать произведение, напомните коротко сюжет повести.
А) - А теперь продолжим работу в командах. Мастера берут карточки с заданиями.
1. Вопросы о профессоре Преображенском и докторе Борментале.
а) Какие операции и опыты проводили профессор Преображенский и доктор Борменталь, что это за люди?
б) Булгаков всегда говорил, что интеллигенция – гордость, лучшее, что
есть в стране, так ли это по отношению к Преображенскому, есть чем
гордиться?
2. Вопросы о Шарике, Климе Чугункине и П.П.Шарикове.
а) Какие чувства вызывает у вас Шарик, какие черты человеческого характера ему свойственны?
б) Что изменилось в нем после операции, что осталось от собаки, что
Приобрел от К.Чугункина?
3. Вопросы о Швондере и его команде.
а) Охарактеризуйте команду Швондера.
б) Кто такой Швондер, зачем понадобился Булгакову этот персонаж?
- На эту работу вам по 5 минут, возможны досрочные ответы.
Звучат ответы команд, мастера фиксируют работу подмастерьев.
Б) - Вопросы ко всему классу:
1. Как вы думаете, почему Шарик больше перенимает от Швондера, а не от Преображенского?
2. Почему пишет донос на профессора, хотя он «породил» Шарика – человека?
3. Почему Преображенский сказал, что Шариков для Швондера более грозная опасность, чем для него?
4. Швондер – единственный представитель новой власти в повести. О чем заставляет задуматься этот персонаж?
5. Как вы понимаете популярный лозунг того времени «Кто был ничем, тот станет всем?»
6. Можно ли этот лозунг отнести к П.П.Шарикову?
3. Экспресс – ответ.
Следующий этап нашего урока - вам задается вопрос и каждый коротко на него отвечает, объясняя свою точку зрения.
Булгаков в своей повести оставил открытым вопрос – профессор Преображенский он кто – Бог или дьявол?
Шариков П.П. – человек или нет?
Блиц – опрос «Знай наших»
Этот этап урока позволяет определить насколько внимательно вы прочитали текст. Работает весь класс. Я читаю начало фраза, а тот кто помнит, как это было в повести, продолжает или высказывает свою версию.
Фразы
·Шарика:
- Дворники самая гнусная мразь из всех (пролетариев)
- Повар Центрального совета народного хозяйства (вор с медной мордой)
- У женщин единственное утешение в жизни (кинематограф)
- Шарик – это значит (круглый, упитанный, овсянку жрет, глупый, сын знатных родителей)
- Гаже котов, вор в позументе (швейцар)
- Пес вытащил самый главный (собачий билет)
- Пес сообразил, что значит ошейник , ошейник все равно, что (портфель)
Фразы Преображенского:
- Холодными закусками и супом закусывают только (недорезанные большевиками помещики)
- Если вы заботитесь о своем пищеварении, мой добрый совет не говорите за обедом (о большевиках и медицине)
- Если я вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня начнется (разруха)
- Разруха не в клозетах, а в (головах)
- Я 25 лет сидел, выковыривал придатки с мозгов и зачем? Чтобы в один прекрасный день милейшего пса превратить в (такую мразь, что волосы дыбом встают)
-Объясните мне, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба (может его родить, когда угодно)
Фразы Швондера:
- Самая важная вещь на свете (документ)
- Чью переписку по совету Швондера читал Шарик? (Энгельса с Каутским)
-О ком сказано «сидит изумительная дрянь в доме, как нарыв»?
(Швондер)
- Как называлась должность Шарикова? (Зав. подотделом очистки г. Москвы от бродячих животных)
5. Итоги урока.
Обратимся к теме нашего урока – «Булгаков и современность».
Вы прекрасно знаете, что повесть «Собачье сердце» была написана в 1925 году, а опубликована впервые в 1987 году, т.е. 62 года она пролежала в архиве, но очень быстро стала известна широкому кругу читателей.
- Скажите, как вы думаете, почему эта повесть заинтересовала наших современников?
- Какие проблемы, поднятые Булгаковым, актуальны и сегодня?
Скажите, а в нашей жизни встречаются люди, подобный Преображенскому, Швондеру, Шарикову?
-А кого из них больше?
- А кого станет больше в будущем и почему?
-Л.Каменев в 1925 г при прочтении повести вынес ей приговор: «Это открытый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя». (Памфлет – это обличительное произведение , направленное против политического строя, отдельных лиц и явлений общественной жизни)
- Можно ли согласиться со словами Каменева?
- А что было бы, если повесть все-таки напечатали в то время? Поняли бы ее смысл?
- Скажите, как, по-вашему мнению, относится Булгаков к подобным ученым, к насилию над природой и человеком?
-Актуально ли это произведение сегодня?
6. Оценки. Домашнее задание.
Действительно, непредсказуемость результатов опыта и теории, когда дело касается человеческой психики, тема эта актуальна и сегодня. Ведь в наше время существует генная инженерия и кто знает, не создадут ли современные Преображенские новый вариант Шарикова?
Вы хорошо поработали сегодня на уроке. Спасибо всем, мастера сдают протоколы с оценками. А на дом следующие темы сочинений:
«Современен ли Булгаков?»
«Живучесть шариковщины в наши дни»
Урок окончен. До свидания.




15