Статья Технология продуктивного чтения – одна из базовых технологий ФГОС.
Технология продуктивного чтения – одна из базовых технологий ФГОС
Каждую книгу нужно уметь читать.
(Блез Паскаль)
Кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее. Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта. С каждым годом становится всё меньше детей, которые любят читать. А ведь чтение связано со всеми другими школьными дисциплинами. И поэтому уже в начальной школе необходимо учить работать с текстом, выделять в нём главное. Не только предъявление текста на экране, но и работа с текстами учебников требует новых подходов. Информационный подход в обучении отнюдь не означает обязательную работу с компьютером. Обычно принято это называть самостоятельной работой с учебником. Нельзя не согласиться с тем, что современный урок немыслим без высокой познавательной активности ученика.
Интересна технология продуктивного чтения по программе «Школа 2100». Я работаю по этой программе 7 лет. В Образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков технология формирования типа правильной читательской деятельности «Технология продуктивного чтения», которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.
Сегодня о чтении принято говорить не столько как об учебном предмете, столько как о процессе осознанного освоения текста и формирования таких универсальных учебных действий, как:
личностных – анализируя текст, ученики учатся формулировать оценочные суждения;
познавательных – обучающиеся приобретают умения находить нужную текстовую информацию и интерпретировать ее;
регулятивных – школьники приобретают навыки работы по плану (алгоритму);
коммуникативных – дети учатся формулировать свои мысли, понимать собеседника.
Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом:I этап. Работа с текстом до чтения.
1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2.Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2.Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
4. Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Выстраивая алгоритм урока, ориентированного на использование техники активно-продуктивного чтения, я проектирую постановку перед учениками ряда учебных задач, которые превращают их в исследователей. При изучении художественных произведений главное для меня «исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. В процессе увлекательной поисковой работы пополняются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь.
5560060786130По заранее подготовленным мною опорные словам, дети определяют цель урока, формулируют тему, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им. Чтение превращается в увлекательное и познавательное дело.
В моем распоряжении рабочие тетради по литературному чтению для учеников начиная с 1 по 4 класс. Рабочие тетради очень грамотно составлены, задания предлагаемые авторами увлекают детей, пробуждают в них творчество и любовь к чтению. Таким образом мы проделываем интереснейший путь от «Капельки солнца» к «Океану света».
Я считаю необходимым вооружить ребенка приемами
понимания прочитанного.Сущность понимания состоит в том, чтобы понять идею произведения, замысел его автора, и почувствовать эмоциональный настрой и красоту языка художественного произведения. Понимание – очень личный, субъективный процесс и основывается на убеждениях и нравственных нормах личности. Научить пониманию очень сложно, а может быть, и просто невозможно. Но можно и нужно создать благоприятные условия для овладения школьниками приемами понимания и совершенствования чтения в целом.
60960264160Часто ребята, читая текст, не осознают того, что не понимают значения многих слов, и это очень мешает пониманию. Важнейшим направлением в своей работе я считаю словарную работу. Она может проходить как перед чтением, так и в процессе чтения. Например, при первичном знакомстве с текстом ученику в режиме просмотрового чтения предлагаю выделять для себя непонятные слова, смысл которых позже уясняется либо через контекст, либо в процессе коллективного обсуждения. Часто понять смысл того или иного слова помогает такой прием, как подбор синонимов. Повышает культуру умственного труда и расширяет словарный запас школьников работа с толковыми и другими словарями.
Важнейшим, эффективным направлением в своей деятельности я считаю обучение школьников умению самостоятельно составлять вопросы к тексту. Мои наблюдения показывают, что составление вопросов по содержанию текста положительно влияет на его понимание учащимися, развивает такой прием чтения, как смысловая догадка, а значит, развивает их мышление и повышает скорость чтения.
При чтении произведения я стараюсь помочь ребенку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации, а это возможно лишь в ходе вдумчивого чтения. Комментированное чтение и диалог с автором через текст – это наиболее короткий и доступный «путь к автору». Диалог с автором использую при анализе не всех произведений. В учебники литературного чтения включено немало произведений, воздействующих в первую очередь на эмоции читателя, – здесь и без диалога все понятно. Не всегда уместен диалог и при чтении лирической зарисовки, миниатюры, приключенческого рассказа. При обучении диалогу с автором я стараюсь научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые, включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, дети прогнозируют, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод, учу ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения.
Данную технологию я применяю не только на уроке чтения.
4191055245В учебниках русского языка основу многих упражнений составляют отрывки из художественных, научно-популярных произведений, газетных публикаций. Задания к ним, как правило, предусматривают озаглавливание текстов, определение основной мысли, темы высказывания, выделение его частей и т.п. При работе с такими упражнениями учащийся должен получить общее представление о содержании материала, найти ответ на какой-либо один конкретный вопрос, содержащийся в задании.
Если в основе упражнения лежит художественный текст, обращаю внимание детей на выразительные достоинства данного текста, на те средства языка, которые придают ему особое звучание. С этой целью используются вопросы такого характера:
- Какую роль в описании играют имена прилагательные (или другие части речи)?
- Какие глаголы использованы для описания действий?
- Каким образом автор передает свои чувства при описании…?
Особый вид текстов в учебниках русского языка представляют задания к упражнениям, освоение которых требует от школьников применения различных приемов чтения: либо изучающего (если требуется воспроизвести задания после чтения, определить основную цель задания, последовательность его выполнения), либо ознакомительного (если нет установки на последующее воспроизведение, если количество конкретных заданий невелико, а их характер не требует глубокого осмысления). В зависимости от цели и специальных задач анализа заданий к упражнениям приводятся в действие соответствующие приемы чтения. Чтобы добиться глубокого осмысления характера задания, я предваряю чтение текста серией вопросов:
- С какого задания надо начинать выполнение упражнения и почему?
- Какое из данных заданий является наиболее трудным и почему? Какой из этого следует вывод?
- Какой материал необходимо повторить (или вспомнить), чтобы выполнить задание (или часть его)?
Если же требуется обратить внимание учащихся не на все, а лишь на определенные пункты задания, которые связаны с изучаемой темой, то следует нацелить школьников на ознакомительное чтение, давая задания:
- Прочитай задания к упражнению и найти те из них, которые связаны с изучаемой темой.
5404485418465- Прочитай задания к упражнению. На какую часть изученного материала нужно опираться при их выполнении?
На уроках математики тоже идёт кропотливая работа с текстом, со словом. Мною организована систематическая работа с учебником математики на каждом уроке по трем этапам: до чтения, во время чтения и после чтения.
На 1 этапе работы с текстом учебника необходимо внутренне включить каждого ребенка в чтение. Большим «плюсом» в работе с книгой станет то, если учащимся не составит труда по заголовку рассказать о том, что сегодня будет изучаться. При «разборе» заголовка у школьников может возникнуть желание определенных знаний. Основной прием, который я использую на этом этапе работы с книгой – это прием «Банк идей», куда ученики «складывают» свои мысли о том, что будет сегодня на уроке изучаться.
2 этап –это само чтение. Тут необходимо подчеркнуть, что работа с учебником должна обязательно преследовать определенную цель, которую ученикам сначала сообщает учитель, а в последствии они сами ставят перед собой цели чтения параграфа. Основными целями чтения параграфа учебника могут быть: знакомство с информацией, заложенной в выбранном фрагменте текста, понимание информации, запоминание, использование информации в различных учебных и жизненных ситуациях, подтверждение изученного или того, что знали ранее, работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами).
На 3 этапе после чтения параграфа учебника ученики должны обязательно высказать свое отношение, свое мнение, свои мысли о прочитанном, дать свою характеристику, привести свои примеры. Важно, чтобы ученики смогли сопоставить прочитанное с тем, что уже знали.
Для этого я использую таблицу.
Что мы знаем Что мы хотим узнать Что мы узнали
8953569215Текстовая задача открывает широкое поле деятельности для формирования у учащихся умений работать с текстом. Дети учатся находить и выделять слова помощники, несущие основную смысловую нагрузку, что помогает нарисовать в воображении заданную ситуацию, а также представить содержание задачи через вспомогательные модели, удобные для составления решения. Учу детей находить и подчёркивать важные слова, соотносить их с готовой схемой либо «одевать» её. Такое продвижение к пониманию смысла задачи идёт в ходе коллективного обсуждения, через диалог.
914401471930В 1 классе, когда для решения предлагаются составные задачи, ученики пытаются назвать большое количество нужных, как им кажется, слов, потому что не все школьники на уроке самостоятельно приходят к выделению главного. И только когда мы совместно начинаем устанавливать взаимосвязи между величинами, выделенными в задаче, главных слов остаётся не более 3–5. Они и используются при выборе оптимальной вспомогательной модели. И тогда к 4 классу дети смогут полностью самостоятельно читать, анализировать текстовый материал задачи, составлять различные вспомогательные модели и предлагать различные способы решения.
Особенность, характерная для всех учебников окружающего мира, – принцип минимакса, согласно которому включён не только обязательный для изучения учебный материал (минимум, который проверяется в контрольных работах), но и дополнительный материал (максимум). На уроке учу детей искать ответ на сформулированный ими вопрос, с карандашом в руках находить и выбирать нужную информацию, проверяя правильность своей работы с помощью вывода в рамке.
I этап. Работа с текстом до чтения.
- Просмотри текст и предположи, о чем он по названию, выделенным словам, рисункам. Какой ответ на поставленный вопрос здесь может быть?
II этап. Работа с текстом во время чтения.
- Прочитай текст, ведя диалог с автором с помощью знаков-подсказок:
В – задай вопрос; О – спрогнозируй ответ; П – проверь себя по тексту.
III этап. Работа с текстом после чтения.
- Сформулируй вывод по заданию и проблеме урока.
Например:
«Богатыми источниками знаний являются древние записи: книги, письма, документы. Но работать с ними непросто. В О Сначала их нужно разыскать в старых городах, архивах, библиотеках, коллекциях любителей старины. П Потом эти записи нужно перевести с древних языков на современные, найти смысл непонятных забытых слов. П»
Такая работа с текстом нацелена на формирование умения добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация).
Любовь к чтению не проснется сама собой, ее необходимо разбудить в каждом ученике. У каждого ученика есть талант, тяга к знаниям и любовь к чтению. Современная школа-это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью. Он учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике.
Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС.
Список литературы
1. Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. - 2007. - № 8.
2. Лазарева В.А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей. - / Сост. В.А. Лазарева. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005
3. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. - 2003. - № 1.
4. Соболева О.В. Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст: Методическое пособие для учителя начальных классов. – М.: Баллас, 2009
5. Образовательные технологии 2100. Сборник материалов. – М.: Баллас, 20106. Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения на разных ступенях образования. Образовательная система «Школа 2100». Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования. Сборник материалов. Вып. 9. - М. : Баласс, 2009.
7. http://www.school2100.ru/