Особенности и значение развития связной речи у детей дошкольного возраста
Сообщение на городской творческой лаборатории
по теме: «Особенности и значение развития связной речи у детей дошкольного возраста».
Набиулина Е. С. Учитель-логопед, I кв. кат.
Октябрь, 2014 г.
Слайд 2
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.
Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи.
(на слайде) Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Слайд 3
Развитие связной речи является наиважнейшим условием успешности обучения ребенка в школе.
Школьник с высоким уровнем развития связной речи может :давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы;
последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения;
воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества;
грамотно писать изложения, сочинения.
Слайд 4
Формирование связной речи необходимо начинать в младшем дошкольном
возрасте. Ребенок не способен самостоятельно достичь необходимых результатов в развитии связной речи без помощи взрослого.
(на слайде)5, 6
Слайд 7
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления
и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
В подготовительном периоде развития речи (на первом году жизни) - в процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослым закладываются основы будущей связной речи.
Слайд 8
К концу первого - началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребёнка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предметов. Постепенно появляются первые предложения, сначала из двух, а к двум годам из трёх слов.
Слайд 9
К концу второго года жизни ребёнка слова начинают грамматически оформляться. Речь в этот период выступает в двух основных функциях: как средство установления контакта и как средство познания мира. Несмотря на несовершенство звукопроизношения, ограниченность словаря, грамматические ошибки, она является средством общения и обобщения.
Слайд 10
На третьем году жизни быстрыми темпами развивается как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются диалогической формой речи.
В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Для неё характерны неполные, неопределённо-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями. Наряду с монологической речью продолжает развиваться и диалогическая речь. В дальнейшем обе эти формы сосуществуют и используются в зависимости от условий общения.
Слайд 11
В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной.
Слайд 12
(на слайде)
К концу дошкольного возраста обе эти формы существуют, и ребенок пользуется то одной, то другой формой, в зависимости от задач и условий общения.
Ситуативная речь используется в рассказах на темы своего быта, при пересказах текстов с использованием картинок.
Опора же на словесный образец при пересказе дает возможность развиться контекстной речи. Контекстная, или монологическая, речь развивается первоначально в русле разговорно-бытового стиля (рассказ, сообщение), а затем, по мере овладения пересказом, дети вводят в свою речь элементы книжного стиля.
Слайд 13
В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и просто отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.
Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, от части рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении.
Слайд 14
(на слайде)