Тема: Геометрические тела, многогранники. Урок №1

9 класс  ____________________ Тема: Геометрические тела, многогранники. Урок №1 Цели: Изучение геометрических тел. Построение проекций геометрических тел. Продолжить формирование у учащихся графических знаний, умений и навыков.  Задачи: Способствовать формированию понимания формы геометрического тела, видения его проекций, умений и навыков построения необходимых проекций.  Способствовать развитию логического мышления, пространственного представления.  Способствовать воспитанию усидчивости, самостоятельности, аккуратности и точности при выполнении чертежа.  Тип урока: Урок изучения нового материала.  Межпредметные связи: геометрия.  Оборудование: Иллюстрации. Презентация для интерактивной доски, модели геометрических тел, предметы, имеющие выраженную форму геом. тел, карточки.  Для уч-ся: тетради, чертежные инструменты, калька или прозрачные обложки.  Ход урока  1. Орг. момент 2. Вводная беседа о геометрических телах  2. Объяснение материала и показ этапов геометрического тела на доске.  3. Упражнения для рассмотрения расположения проекций в зависимости от положения самого тела. ( геометрические фигуры, магниты, доска).  4. Работа в тетрадях и по карточкам на закрепление умений построения проекций геометрических тел.  3 Вопросы для закрепления Задание «Узнай геометрическое тело по его проекциям».  Ход урока 1. Орг. Момент. Подготовка рабочих мест.  2. Вводная беседа о геометрических телах. Акцент на характерных признаках форм геометрических тел. Демонстрация тел.  Рассмотрим окружающие нас предметы (шкаф, книга, пенал, плафон, цв. горшок ит. д.) Они имеют форму геометрических тел. С геометрическими телами вы знакомились на уроках математики. Многие вам хорошо известны.  Назовите их.  Некоторые предметы представляют собой сочетание различных геом. тел и их частей. (рассмотреть)  Рассмотрение сложного предмета: деление на простые формы. Какие? Как изобразить его чертеж? (выход на основную задачу урока. «Изучение проекций геометрических тел».)  2. Объяснение материала и показ этапов построения проекций геометрического тела на доске.  Присмотритесь к окружающим нас предметам. Многие из них имеют форму геометрических тел или их сочетаний.  Форма деталей, встречающихся в технике, также представляет собой сочетание различных геометрических тел или их частей. Например, ось образована в результате добавления к одному цилиндру другого цилиндра, меньшего по размерам, а втулка получилась после того, как из цилиндра удалили другой цилиндр меньшего диаметра.  Рассмотреть болт (цилиндр, 6-угольная призма)  Чтобы изготовить предмет, его нужно хорошо понимать.  Определение.(работа с учебником) Геометрические тела это замкнутая часть пространства, ограниченная плоскими или кривыми поверхностями. Рассматриваем и делаем вывод, что все тела делятся на многогранники и тела вращения.  Форма каждого геометрического тела и его изображений на чертеже имеет свои характерные признаки. Этим пользуются, чтобы облегчить чтение и выполнение чертежей.  Деталь мысленно расчленяют на отдельные составляющие ее части, имеющие изображения, характерные для известных нам геометрических тел.  Мысленное расчленение предмета на составляющие его геометрические тела называется анализом геометрической формы.  Из каких геометрических тел состоит форма шариковой ручки?  Ее форма состоит из усеченного конуса, цилиндра, цилиндра большего диаметра, части шара.  После такого анализа форму детали представить легче. Поэтому необходимо знать характерные особенности проекций геометрических тел. Цилиндр и конус. Проекции цилиндра и конуса показаны на (слайде 10-15). Круги, лежащие в основаниях цилиндра и конуса, расположены параллельно горизонтальной плоскости проекций; проекции оснований на горизонтальную плоскость будут также кругами.  Фронтальная и профильная проекция цилиндра - прямоугольники, а конуса - равнобедренные треугольники.  На чертеже усеченного конуса, горизонтальная проекция которого представляет собой две окружности, а фронтальная проекция - равнобочную трапецию.  Выполнение чертежей цилиндра и конуса начинают с проведения осей симметрии. Из следующего слайда видно, что фронтальная и профильная проекции цилиндра одинаковы. То же можно сказать о проекциях конуса. Поэтому в данном случае профильные проекции на чертеже лишние. На рисунке они даны лишь для того, чтобы показать, какую форму имеют все три проекции цилиндра и конуса.  Размеры цилиндра и конуса определяются высотой h и диаметром основания d. Для усеченного конуса указывают высоту h и диаметры обоих оснований D и d. Куб и прямоугольный параллелепипед. При проецировании куб располагают так, чтобы его грани были параллельны плоскостям проекций. Тогда на параллельных плоскостях грани изобразятся в натуральную величину, т. е. квадратами, а на перпендикулярных плоскостях - прямыми линиями. Проекциями куба являются три равных квадрата. На чертеже куба и параллелепипеда проставляют три размера: длину, высоту и ширину.  Правильная четырехугольная пирамида. Квадратное основание пирамиды проецируется на горизонтальную плоскость в натуральную величину. На проекции основания пирамиды диагоналями изображаются боковые ребра, идущие от вершин основания к вершине пирамиды. Фронтальная и профильная проекции пирамиды - равнобедренные треугольники.  Шар. Все проекции шара - круги, диаметр которых равен диаметру шара. На каждой проекции проводят центровые линии.(таблица №1).  б. Упражнения для рассмотрения различных вариантов расположения проекций в зависимости от положения тела. ( геометрические фигуры: равнобедренные треугольники, квадраты, круги, прямоугольники, равнобокие трапеции из картона, магниты, доска).  Работа по карточкам. Задание: «Достроить проекции геометрического тела».  3. Вопросы для закрепления.  Дать определение геометрического тела. Дать название геометрического тела по изображениям на слайде.  б. Задание на таблицах «Узнай геометрическое тело по его проекциям». (устно)(Таблица №2)  Ответьте на вопросы. (работа в группах) 1. Дать определение геометрического тела. Какие бывают геом. тела и почему? В чем заключается анализ геометрической формы предметов? Каково его значение?  2. Что общего и в чем отличие между проекциями цилиндра и конуса?  3. Какую форму имеют проекции куба и прямоугольного параллелепипеда?  4. Что означают тонкие пересекающиеся линии на проекции предмета?  5. Какую форму имеют проекции правильной четырехугольной пирамиды?  7. Для каких геометрических тел при наличии размеров можно ограничиться одной проекцией?  8. У каких геометрических тел все проекции одинаковые?  9. Анализ работы учащихся и выставление оценок за урок.
Д/З §23, §3,1 упр в тетради
15