Разработка урока: «Духовное развитие общества»


Тема урока «Духовное развитие общества»
Цели и задачи урока: Обучающие: Расширить знания учащихся об особенности и значении понятия культура, сущности материальной и духовной культуры, показать способы развития и влияние духовной культуры на развитие общества. Развивающие: развивать у учащихся умения объяснять внутренние и внешние связи изучаемых социальных объектов, осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах теоретические положения и понятия, работать с текстом учебника и документами; Воспитательные: формировать у учащихся отношение к культуре как к универсальной системе установок, норм, идеалов, ценностей, призванных ориентировать человека в окружающем мире, умения использовать свои знания в практической жизни, задумываться о культурном саморазвитии .
Тип урока: урок изучения новой темы в форме рассуждения с составлением рабочей карты учащегося.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, бланки рабочих карт.
1.Организационный момент: притча ( с.202 пособия для учителя); Всё зависит от того, с какой точки зрения смотреть на мир? Вы уже много знаете о понятии культура. Духовность – основа культуры -это то, что отличает нас от мира животных. Нужно много трудиться, чтобы достичь её.
Тема урока: Духовное развитие общества /Слайд 1/ План урока:/слайд 2/
1. Понятия материальной и духовной культуры. 2. Духовное развитие общества.
Вы получили рабочие карты , которые будете заполнять по мере работы на уроке, выставлять себе баллы, в результате все получат оценки за работу на уроке. Понятия и термины /Слайд 3/
2.Изучение нового материала: Попробуем вспомнить/ Слайд 4/ Определения культуры / с.300 учебника/ Проблемный вопрос: развитие человеческой личности, существование общества невозможны без культурного контекста (развития культуры). Почему?1.Материальная и духовная культура. Подходы к изучению культуры /. Рабочая карта. Вопросы в карте:
1.Какие подходы к изучению культуры вы знаете? 2.Какой из них представляется вам наиболее точным. Почему?
Культура – это специфика человеческой деятельности, что характеризует человека как вид. Напрасны поиски человека до культуры, появление его на арене истории надлежит рассматривать как феномен культуры. Она глубочайшим образом сопряжена с сущностью человека, является частью определения человека как такового. ( А. Де Бенуа)
3.Что же такое материальная культура? / учебник, с.301/, рабочая карта./Слайд 6/
4.Понятие духовной культуры? /Работа с учебником, с.301/, рабочая карта./ Слайд 6/
5.Предположите, почему отсутствует прямая связь между уровнем развития материальной и духовной культуры? Работа с учебником с.301/ рабочая карта
6.Что собой представляет понятие духовной культуры на социально - психологическом уровне? Стр. 302/ Слайд 7/Рабочая карта.
7.Почему духовная культура – высшая форма социального отражения жизни человека? Стр. 302/слайд 8/рабочая карта.
Приблизились ли мы к ответу на:
Проблемный вопрос: развитие человеческой личности, существование общества невозможны без культурного контекста (развития культуры). Почему?
/формулировки дают сами учащиеся/
2.Духовное развитие общества.
8.Притча с.204 пособия /Рабочая карта/ Шесть шагов/Слайд 9/
/Выскажете предположение , что же такое духовное развитие общества?
9.Как происходит духовное развитие общества? С.302/ слайд10/
/ответ учащихся - преемственность и новаторство/
10.Преемственность? Примеры С.302/Слайд 10/
11. Новаторство? Примеры С.302/Слайд 10/
Проблемный вопрос. Слайд 11/Ответы учащихся/
Заключение и вывод: Итак, мы выяснили, развитие человеческой личности,
существование общества невозможны без развития культуры.
На следующих уроках вы будете заниматься более углубленным изучением всех сторон развития духовной культуры общества и их исследованием.
Проверка рабочих карт. Выставление оценок. Домашнее задание: П. 28, стр.300-302, вопросы 1-6 на стр. 308 задание: Написать эссе на тему «Культура – это итог достижений итог достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях …в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу». А. Швейцер