Урок по обществознанию в потоке Духовная культура подростка на тему Как можно защититься от несправедливости (6 класс)
Сценарное описание урока: «Как можно защититься от несправедливости».
Метапредметная тема: Модель
Предметный материал(основные понятия) справедливость, несправедливость.
Способ деятельности, которому обучаются школьники: моделирование
Стратегия дидактического движения: через анализ несправедливой игры, создание модели справедливой игры
Целеполагание: 1) создать условия для осмысления понятий «справедливость», «несправедливость»
2) сформировать понимание признаков «справедливости»
Формируемые УУД
Регулятивные: работать в соответствии с поставленной задачей, владение основами самооценки.
Познавательные: выделять существенные признаки понятий, высказывать суждения, аргументировать, обобщать.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Сценарий хода урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся по освоению способа деятельности
Задания, направленные на достижение результата познавательная регулятивная коммуникативная
Орг. момент Учитель делит учащихся на группы (разное количество участников).
Каждая группа получает конверт с заданием: в течение нескольких минут найти определенное количество фишек, находящихся в классной комнате (количество и цвет фишек для каждой группы разные). Работают в соответствии с поставленной задачей
Работают в группе
Подведение итогов и обсуждение игры Вопросы:
- Какая группа нашла больше всего фишек?
Учитель поздравляет победителей, но приз вручает проигравшим группам.
- Что чувствуют учащиеся победившей группы?
- Что чувствуют учащиеся проигравших групп?
- Оцените, какой была игра?
Мы часто сталкиваемся с несправедливостью, примером тому является наша игра.
Как в этой ситуации вы можете защитить себя от несправедливости?
Анализируют ситуацию Допускают возможность существования у людей разных точек зрения
Моделирование игры Учитель предлагает изменить условия игры, так, чтобы она стала справедливой.
- Оцените представленные условия игры.
- Как вы определили, что предложенные условия являются справедливыми? анализируют ситуацию, строят рассуждения в форме простых суждений;
осуществляют анализ предложенных условий и выделяют признаки справедливости. Работают в соответствии с поставленной задачей договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности
Учитель предлагает группам сформулировать определение справедливости.
Результаты работы оформляют на листах Справедливость – правило, регулирующее поведение людей на основе равенства и оценки поступка по заслугам. (группы дают разные определения, через сравнение определений и выявление общих признаков формулируем определение) договариваются
и приходят к общему решению;
отстаивают свою точку зрения, аргументируют
Моделирование ситуаций Учитель предлагает группам выполнить задачу:
- Представить «живую картинку» несправедливой ситуации (разыграть по ролям)
- Оценить поведение участников
- Предложить свое решение ситуации
Работают в соответствии с поставленной задачей Умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее
Итоги - О чем мы говорили на уроке?
- Чего на свете больше, справедливости или несправедливости?
- Почему больше несправедливости?
- Что нужно делать, чтобы защитить себя от несправедливости? Высказывают суждения, делают обобщения Умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее
Рефлексия Учитель предлагает воспользоваться тремя пред
метами и объяснить свой выбор:
чемоданом (что я возьму с собой с урока),
мясорубкой (то, над чем еще стоит поразмышлять), мусорной корзиной (то, что мне не нужно) Анализ своей деятельности