Презентация к уроку истории Культура и духовная жизнь России в XIV-XVII в.в. 10 класс


Культура и духовная жизнь России в XIV – XVII веках 10 класс Цели Познакомиться с основными достижениями, памятниками, образцами русской культурыУяснить, что создание этой культуры является великим подвигом народаВыяснить характерные черты культурыПроанализировать основные направления культурыПоказать, что существует культура господствующего класса и народных масс Уловить начало распространения научных знаний и сопротивление этому План Условия развития культурыУстное народное творчество. Летописи. Литература.Религиозная и общественно – политическая жизньПросвещение. Школа. Образование.КнигопечатаниеНаучные знанияЖивописьЗодчество. АрхитектураСкоморохи. Театр. Условия развития культуры Возрождение культуры после освобождения от ордынского игаОбразование централизованного государстваУспехи хозяйственного развития, потребности экономикиСкладывание общерусской культурыСоциальные конфликты, изменения в общественно-политической жизниБорьбы за независимостьРасширение связей с Западом, укрепление положения РоссииПроцесс «обмирщения» Русское народное творчество. Жанры: Былины, песни, пословицы, сказки, предания, исторические песни Ведущие темы: борьба за независимость, прославление простого народа, рассказы о народных восстаниях, обличение власти Произведения: Киевский былинный цикл, рязанские сказания и др. Записей до XVII века не сохранилось В XVII веке делаются первые записи Летописи «Сказание о царстве Казанском»«О прихождении Стефана Батория в Псков»Местное летописание в Ростове Великом, Рязани, Твери, Пскове, Новгороде, МосквеМонастырские, княжеские, митрополичьи Летописные своды: Воскресенская и Никоновская летописи Литература Жанры: жития, повести, бытовая сатира, стихотворчествоТемы: Героическая, биографическая, частная жизнь, внутренний мир человека, высмеивание недостатков Герои: исторические личности и вымышленные персонажи Произведения: «Временник» Иван Тимофеев, «Житие протопопа Аввакума», «Повесть о Фроле Скобелеве», « Служба кабаку», «Рифмологион» Симеон Полоцкий,«Житие Александра Невского» «Задонщина», «Повесть о Петре и Февронии» Авраамий Палицин за написанием «Сказания»Протопоп Аввакум«Житие» Симеон ПолоцкийПисатель, просветитель, поэт, наставник царских детей Максим Грек(1475 – 1555)публицист, богослов, философ «Начало грамоты греческой и русской» Религиозная и общественно – политическая жизнь XVI век – укрепление позиций церкви, XVII век – «обмирщение»Публицисты: Фёдор Карпов – правители должны нести в мир правду, искоренять зло Иван Пересветов – сильная власть, централизация, поддержка дворян Андрей Курбский – враг лютости царя «История о великом князе Московском» Иван Грозный – самодержавие, божественность власти Василий III поддерживал Власть церкви выше власти князя Богатство помогает служить богу Богатство ИОСИФВОЛОЦКИЙ ИОСИФЛЯНЕ Иван III поддерживал За сильную власть великого князя Богатство мешает служить богу бедность НИЛСОРСКИЙ НЕСТЯЖАТЕЛИ Отношение власти к ним Отношение к власти объяснение идеал лидер направление ЕРЕСЬ - течение, отклоняющееся от официальной церковной доктриныЕРЕТИК – сторонник ереси Иван IIIсначала поддерживал, потом преследовал Христос – не бог, а пророк. Отрицали иконы и кресты. Богу нужно служить делами. Церковь должна быть бедной НОВГОРОД XV в. «ЖИДОВСТВУЮЩИЕ» ПРЕСЛЕДОВАЛИСЬ Отрицание Христа, церковных обрядов, поклонение небу и земле. Церковь должна быть бедной НОВГОРОД XVIв. СТРИГОЛЬНИКИ ОТНОШЕНИЕ К НИМ ВЛАСТИ ГЛАВНАЯ ИДЕЯ ЦЕНТР РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВЕК ЕРЕСЬ Просвещение, школа и образование Центры грамотности: монастыри, церкви1621 г. Москва, Немецкая слобода – первая школа1687 г. Москва Славяно-греко-латинская академия Братья Лидухи Школа в XVII веке из рукописного «Жития святых» Школа в Московской Руси Обучение грамоте миниатюра из рукописи 1648 года Рукописная Азбука1698 год Карион Истомин Рукописный Букварь 1693 год Буква «Н» «Жених» и «Жена» Книжные лавки на Спасском мосту Письменный наборXVII век Книгопечатание Книгопечатание«Апостол» - первая печатная книга1564 год 1553 год Типография Иван Фёдоров - русский первопечатник Василий Фёдорович БурцовБукварь1634 год Научные знания Прикладной характерПасхалии ( даты Пасхи)«Шестокрыл», «Космография» (лунные фазы, затмения)«Вертоград», травники, лечебники (медицина)Словари Сильвестр «Домострой» (Житейские правила)О.Михайлов «Устав ратных, пушечных дел, касающихся до воинской науки»1627 год «Большой чертёж» (карта)Описания новых земель Гизель «Синопсис» А.Лызлов «Скифская история» (история) Ремезов Семён Ульянович(1642 – 1720)«Чертёжная книга Сибири» Царь – пушкаАндрей Чохов1586 год Географические открытия ДЕЖНЕВ Семен Иванович (1605-73) русский землепроходец В 1648 совместно с Ф. А. Поповым (Федотом Алексеевым) проплыл от устья Колымы в Тихий океан обогнул Чукотский п-ов, открыв пролив между Азией и Америкой. ПОЯРКОВ Василий Данилович русский землепроходец 17 в. В 1643-46 руководил отрядом, который впервые проник в бассейн р. Амур, открыл р. Зея, Амурско-Зейскую равнину, среднее и нижнее течение р. Амур до устья. Собрал ценные сведения о природе и населении Приамурья. ХАБАРОВ Ерофей Павлович (между 1605 и 1607 - 1671),русский землепроходец, исследователь Восточной Сибири. В 1649-1653 совершил ряд походов в Приамурье, составил «Чертеж реке Амуру» ХАБАРОВ Ерофей Павлович Живопись РасцветОбразы святых – средство передачи человеческих чувствЧеловек и его духовный мир – центральная темаXVII век – интерес к человеческой личности, реальной жизниРазвитие светской живописиЖанры:Фресковая роспись, иконопись, парсуна Иконы и фрески Успенского собора (Москва) Утончённый рисунок, нежные цвета НАЧАЛОXVI в. ДИОНИСИЙ Икона«Святая Троица» Очеловечивал иконописные образы НАЧАЛОXV в. АНДРЕЙРУБЛЁВ Фрески в церкви Спаса Преображения (Новгород)Иконостас в Благовещенском соборе (Москва) Использовал новые краски: синюю, зелёную, вишнёвую КОНЕЦXIV в. ФЕОФАНГРЕК РАБОТА ОСОБЕННОСТИТВОРЧЕСТВА ВЕК ХУДОЖНИК Живопись XIV – XV в.в ФЕОФАН ГРЕК (ок. 1340 — после 1410) греческий художник, много работавший на Руси, наиболее значительный из всех когда-либо живших здесь греческих живописцев. «Троица»Фреска церкви Спаса на Ильине улицеНовгород Иоанн ПредтечаБогоматерьФрескиБлаговещенский собор МосковскийКремль к. XIVв. Богоматерь Донская икона 1390-е годы АНДРЕЙ РУБЛЕВ русский художник конца 14 - первой трети 15 в. создатель фресок, икон, миниатюр преподобный (канонизирован в 1988) был известен при жизнизнаменит после смерти (источники 1430-1460-х годов) особо прославляем с конца 15 в. в 16 в. его работы становятся обязательными образцами для подражания СпасЗвенигородначало XV века Архангел Михаил Звенигород Начало XV в. Спас в силахУспенский соборНовгород1408 год Апостол ПавелЗвенигород1400 год «Троица»Троицкий соборТроице – Сергиевмонастырь1420-е годы ДИОНИСИЙ (1440-1505) русский художник, ознаменовавший своим творчеством последний взлет древнерусского искусстваавтор многочисленных икон, фресок и миниатюр ФрескиХрам Рождества БогородицыФерапонтов монастырьЮжный свод Богоматерь с младенцемГригорий Богослов 1502 год Иоанн Предтеча – ангел пустыниначало XVII века ЧИРИН Прокопий Иванович русский живописец строгановской школы( конец 16 —1/2 17 вв.) иконыотличаются утонченностью миниатюрного письма. УШАКОВ Симон Федорович (1626-1686)русский живописец и гравер Владимирская Спас Великий Богоматерь Богоматерь архиерей Владимирская - сер. XVIIвека 1656 – 1657г.г. древо государства Российского 1668 год Парсуна (персона) наименование портретной живописи конца XVI – XVII веков, сочетающая приёмы иконописи с реалистической образной трактовкой Царь Алексей Борис ГодуновФёдор Иванович Михайлович 1686 год ПОРТРЕТ один из жанров в изобразительном искусстве изображение человека или группы людей, отдельное произведение, в котором воссоздается человеческая индивидуальность Фреска церкви Портрет князяИльи Пророка А.И.Репнина Зодчество. Архитектура.искусство проектировать и строить здания Основной строительный материал - деревоКаменное строительствоТесная связь с княжеской властьюКрепостное строительствоXVII век – нарядность, живописность, декорПрименение фигурного кирпича, изразцов, белокаменных деталей АНОНИМНЫЕ РУССКИЕ МАСТЕРА КИРПИЧ АНГЛИЙСКОЕ ПОДВОРЬЕ СТРОГОСТЬ И ОСНОВАТЕЛЬНОСТЬ СВЕТСКАЯ БАРМА И ПОСТНИК КИРПИЧ СОБОР ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО ШАТРОВЫЙ СТИЛЬ ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТОРЫ МАТЕРИАЛ ПРИМЕР ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРА Московская архитектура XVI в. Московский Кремль Тайницкая Водовзводная Беклемишевская1485 год 1488 год 1487 год П.А.Солари М.Руффо А.Миланце(1450 – 1493) (XV век) Никольская Троицкая1491 год Угловая 1495-99 год Арсенальная Боровицкая 1492 год 1490 год Аристотель Фьораванти(1420-1486)итальянский архитектор и инженер Успенский собор1475 – 1479 Грановитая палата 1481 – 1491М.Фрязин Архангельский собор1505 - 1508Алевиз Новый Храм Василия Блаженного(Покровский собор)1555 - 1560Барма и Яковлев Строительство храма Церковь Вознесения в Коломенском1532 год Нарышкинское (московское) барокко Стилевое направление в русской архитектуре в конце XVII векаСветско – нарядные , многоярусные церкви с обилием декоративных украшений Церковь Знамения Богородицы Дубовицы 1690 - 1704 Церковь НиколыХамовникиXVII векТеремной дворецМосковский Кремль Церковь ПокроваФили 1693 – 1694 Новодевичий монастырьМосква Крепостное строительствоКремли в Нижнем Новгороде и Туле Кремль в Великом Новгороде Марко Руффо и Антонио Солари (Италия) Анонимные русские мастера Анонимные немецкие и русские мастера АРХИТЕКТОРЫ Грановитая палата Псковский кремль Грановитая палата ПРИМЕРЫ Кирпич Камень Камень МАТЕРИАЛ Пышность и величие Суровость и основательность Лёгкость и нарядность ОСОБЕННОСТИ МОСКВА ПСКОВ НОВГОРОД ЛИНИЯ СРАВНЕНИЯ СВЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА XIV – XV в.в. Светское строительствоПалаты думного дьяка Аверия Кириллова Дворец Алексея Михайловича в Коломенском Итальянцы: Фьораванти, Марко Руффо, Антонио Солари Анонимные русские мастера Анонимные русские мастера АРХИТЕКТОРЫ Архангельский и Успенский соборы Церковь Василия на Горке Церковь Фёдора Стратилата на Ручье ПРИМЕРЫ Кирпич и камень Камень Камень МАТЕРИАЛ Пышность и величие Суровость и основательность Лёгкость и нарядность ОСОБЕННОСТИ МОСКВА ПСКОВ НОВГОРОД ЛИНИЯ СРАВНЕНИЯ ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА XIV – XV в.в. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках1649 - 1653 Посадские церквиЯрославльЦерковь Иоанна Златоуста Церковь Ильи Пророка МонументализмВизантийские образцыИверский монастырь Валдай Воскресенский собор Новоиерусалимский монастырь ОдигитриевскаяцерковьВязьма1635 - 1638 Шатровый стильЦерковь в Муроме Церковь в селе Остров Софийский собор1568 - 1570 Вологда Скоморохи Бродячие актёрыСоциальное обличениеПодвергались гонения со стороны церкви1648 год– запрещены царским указом Театр В XVII веке возник первый придворный театр при царе Алексее Михайловиче Второй спектакль в 1642 году принято считать датой рождения русского театраСпектакли духовного содержания и светские пьесы Враждебное отношение церкви привело к закрытию спектакля после смерти царя Вывод XVII век стал переломнымПроисходит переход к культуре Нового времени Распространяются светские научные знания, происходит отход от религиозных каноновНачинается процесс обращения к человеческой личности Проверь себя: Отметьте утверждения, которые характеризуют развитие образования в XVI в.1)Основной материал для письма – береста2)Появилось книгопечатание3)Центры образования – монастыри4)Издана специальная книга для обучения грамоте – «Часословец»5)Обучением грамоте занимались церковники6)Первые учебные заведения - училища Ответ: 2), 3), 4), 6) Ответы: 3)Храм Василия Блаженного и Вознесения в Коломенском «Домострой» - это:Свод правил по архитектурному строительствуСборник текстов для семейного чтенияНаставления о взаимоотношениях в семьеКак называются храмы? 4. Барма, Постник 4. Покровский собор в Москве 3. М.Руффо, П. А. Солари 3. Грановитая палата Московского Кремля 2. А. Новый 2. Архангельский собор Московского Кремля 1. А.Фьораванти 1. Успенский собор Московского Кремля Имена архитекторов Памятники зодчества 4. Успенский собор. Владимир 3. Успенский собор Московский Кремль 3. Дионисий 2. Архангельский собор Московский Кремль 2. А.Рублёв Благовещенский собор московский Кремль 1. Ф.Грек Названия соборов Имена художников 3 2,4 1 4 3 2 1 4 3 2 1 Ответы: