Статья по литературе ПОЭЗИЯ «СЕРЕБРЯННОГО ВЕКА» В КРУГУ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ
Мукина Анастасия Александровна группа ПНК-41
ПОЭЗИЯ «СЕРЕБРЯННОГО ВЕКА» В КРУГУ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ.
Эпоху между 1892 и 1917 годами принято называть Серебряным веком. Никогда еще картина литературного мира не была столь пёстрой. Объединяло деятелей культуры предчувствие глобальных перемен в масштабах всей Земли. ХХ век воспринимался как начало новой эры, как детство нового человечества.
Детство стало одной из ведущих тем литературы. Человек- книга, в которую записана история мира. Только детскому сознанию дано приблизиться к постижению истины. Человек-ребенок, книга для ребенка. Многие писатели перешли от разработки традиционной темы детства к созданию литературы для детей, к критике детских изданий.
Символисты видели в ребенке современного Сфинкса, т.е. существо-загадку, поскольку будущее угадывалось только интуитивно. Это отношение выражено в стихах А. Блока:
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,- плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
Акмеист О. Мандельштам провозгласил детское сознание желанной нормой человека Нового времени:
Только детские книги читать,Только детские думы лелеять,Все большое далеко развеять,Из глубокой печали восстать.
Элитарную литературу создавали для детей писатели-модернисты, такие как К.Бальмонт, А. Блок. Центром модернистской детской литературы стал журнал «Тропинка».
И. А. Бунин. Его рассказы и стихотворения посвящены России и русской душе. Тема детства также была в его поле зрения. В издательстве «Детское чтение» вышел большой сборник его стихов «Под открытым небом», «Стихи и рассказы», «Полевые цветы». Одним из источников вдохновения был для Бунина мощно бьющий родник детских воспоминаний: (стихотворение «При свече»)
Сердцем помню только детство:
Все другое - не мое.
Он всегда набрасывал картины совершенно реальные, которые, однако, поражают гармонией красок, звуков и запахов, поэтому при чтении читатель переносится в тот давно минувший день и т.д.
ДЕТСТВО
Чем жарче день, тем сладостней в бору, Дышать сухим смолистым ароматом,И весело мне было поутру,Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,Песок - как шелк... Прильну к сосне корявой,И чувствую: мне только десять лет,А ствол - гигант, тяжелый, величавый.
Воспоминания о детстве связаны для поэта со старым орловским поместьем - его родовым гнездом. Детство Бунина было овеяно духом ХIХ века с его устоявшейся культурой. Дом хранил домашние ценности культуры. В стихотворении «Летняя ночь» передана атмосфера поместья, его теневая сторона, связанная со страшными местами и семейными рассказами:
"Дай мне звезду,- твердит ребенок сонный,-
Дай, мамочка..." Она, обняв его,
Сидит с ним на балконе, на ступеньках,
Ведущих в сад. А сад, степной, глухой,
Идет, темнея, в сумрак летней ночи,
По скату к балке. В небе, на востоке,
Краснеет одинокая звезда.
Тема материнства, связанная с мотивами природы и христианства, звучит в стихотворениях «Мать», «Матери», «На пути из Назарета», «Помню долгий, зимний вечер…». Своему маленькому сыну Бунин посвятил колыбельную «На глазки синие, прелестные…». «Все снится: дочь есть у меня…» - так начинается «взрослое» стихотворение «Дочь».
Произведения Бунина, в особенности стихи, - богатый источник для пополнения круга чтения детей.
К. Д. Бальмонт. Его отношение к детским книгам было самое трепетное. Он написал более 70 стихотворений для детей, посвятив их своей 4х-летней дочери; они вошли в сборник «Фейные сказки». Это изящные стилизации детских песенок по мотивам скандинавского и южнославянского фольклора, в которых возродилась традиция детских стихов Жуковского (мальчик-с-пальчик). Легкомыслие сюжетов, отсутствие серьезных проблем отражено в названиях- Наряды феи, Прогулка феи, Находка феи, Забавы феи. Жизнь-череда мимолетностей. Зло не существует в фейном мире - есть только маленькие неприятности, оттеняющие общую безмятежность. В сказочном мире царит та же идиллия, что и в раннем детстве. Фея-муза поэта, детский мир- мир его вдохновения. Естественное право ребенка и поэта на радость, красоту и бессмертие.
Бальмонта называли «Паганини русского стиха», восторгаясь музыкальностью его речи. Слово и музыка рождают поэтический образ: «Золотая рыбка» (из взрослого сборника «Только любовь»):
В замке был веселый бал,Музыканты пели.Ветерок в саду качалЛегкие качели.В замке, в сладостном бреду,Пела, пела скрипка.А в саду была в прудуЗолотая рыбка.
Хоть не видели ееМузыканты бала,Но от рыбки, от нее,Музыка звучала.
Многие из «взрослых» стихов Бальмонта можно предлагать детям с самого раннего возраста (весеннее первозданное чувство, музыкальность, доступность слов теряет свое значение).
А. А. Блок. Главная тема его поэзии - Родина, древняя, современная и будущая. Блок вслушивался в музыку революции, пытался угадать ход истории: детям предстоит войти в более тесное общение с народом, столкнуться с невежеством, жестокостью, нужно учиться технике - железный век как никак; сентиментальность по отношению к детям- великий грех, ибо может развить в них бездеятельность, неприспособленность к жизни они станут несчастными безвольными людьми.(«Записные книжки»).
Спор о жестокости в народной сказке - фальсификаторы отфильтровывали жестокое, Блок против- нужно открывать детям глаза на народную действительность, готовить их к жизни вместе с народом.
Блок начал писать с 5-7 лет, увлекался журналистикой. Впоследствии рецензировал детские издания-главные критерии: 1) близость к народному творчеству 2) близость к детскому мировосприятию. Неясно, писал ли Блок именно для детей: он отбирал из готовых вещей годное для публикаций в детских изданиях, устранял темные места и детские стихи помещал и в издания для взрослых.
Сборник «Круглый год» составлен по образцу народного календаря. Пасха и Рождество- важнейшие праздники. Каждое стихотворение выражает лирическое состояние, характерное для данного времени года.
Вот ворона на крыше покатой,Так с зимы и осталась лохматой...
А уж в воздухе - вешние звоны,Даже дух занялся у вороны...
Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,Вниз на землю глядит она боком:
Что белеет под нежною травкой?Вон желтеют под серою лавкой
Прошлогодние мокрые стружки...Это все у вороны - игрушки,
И уж так-то ворона довольна,Что весна, и дышать ей привольно!..
В этих стихах нет ничего символистского. Есть типичные для Блока приемы: черное и белое, холод и тепло, старость и детство. Спокойствие чувств и реализм описаний. Лирический герой живет в золотом веке.
Сборник «Сказки» - драма перехода в железный век; мотивы русской мифологии, стихи трагического накала нужны детям в начале тревожных и мятежных дней.
Блок не настаивал на каких-то особых законах творчества для детей. Законы поэзии для него едины, тема поэтизации детской смерти.
С.А. Есенин. Крестьянский поэт. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве». Искания, сомнения, боль поэта исходили из великого конфликта между Русью крестьянской и новой Россией, вздыбленной революцией и урбанизацией. В ранних стихах преобладает крестьянско-христианское мироощущение-одушевление всего живого и соединение человека, природы, неба и земли в ощущении Бога. Именно ранние стихи Есенина вошли в круг детского чтения. (1910-1918): «Береза», «С добрым утром», «Черемуха», «Топи да болота», «Нивы сжаты, рощи голы», «Поет зима-аукает…». Ведущий лирический мотив - умиленное созерцание жизни. Природа+ человек=покой, взаимосогласие. Шел от традиции народной песенной лирики. Источник образов- народная поэтичная речь.(инверсии, постоянные эпитеты, олицетворения). «Сказка о пастушонке Пете…» - отклик на привлечение несовершеннолетних к партийно-колхозной работе.
Особая тема- маленькие сироты и беспризорники «Сиротка», «Побирушка» (безвинные слезы, скромные притязания, неправедный мир, празднично-веселый). «Русь бесприютная»- сочувствие и понимание социальных последствий. Поэзия Есенина-классика для всех возрастов.
Соловьева Поликсена Сергеевна (Allegro). Младшая дочь историка С. М. Соловьева. Стихи публиковала под псевдонимом Allegro. Было выпущено пять авторских поэтических сборников. Помимо поэзии, П. Соловьева писала прозу (рассказы) и книги для детей. Семь лет, начиная с 1906 года, она вместе с писательницей Н. И. Манасеиной издает детский журнал "Тропинка", при котором возникло и издательство. Своей работы в литературе для детей Соловьева (Allegro) не прекращает и после закрытия журнала.
Написанные главным образом от лица мужчины, стихи Соловьевой (Allegro) традиционны по форме, лишены резкой индивидуальности, полны печали и меланхолии.
"Счастья нет, есть только отраженье Неземного в темноте земной". Революционные события 1905 года поэтесса восприняла как нечто животворное,
но грозное, апокалипсически зловещее. Кроме "Инея", наиболее известные сборники стихов Соловьевой (Allegro), часто украшенные ее собственными вполне профессиональными рисунками, -
"Стихотворения" (1899), "Плакун-трава" (1909), "Вечер" (1914), "Последние стихи" (1923). Ребусы, головоломки, шарады и загадки, собранные, придуманные, нарисованные и изданные Соловьевой (Allegro), переиздавались в СССР, начиная с 1930-х и до 1960-х годов в различных журналах и сборниках по занимательному воспитанию без указания ее авторства. На них выросло несколько поколений советских детей.
Марина Цветаева.
С ранних лет Марина почувствовала подавленный тоской гнев матери.Компенсируя пустоту эмоциональной жизни, невнимательность мужа и разочарование во всем, мать увлекалась романтической музыкой, поэзией, искусством. После смерти матери Марина тут же забросила занятия музыкой и начала серьезно писать стихи. Цветаева обожала дочь. «Моя мать очень странная. Моя мать не выглядит матерью. Матери всегда обожают своих детей и детей вообще, но Марина не любит детей… Она печальная, быстрая, любит поэзию и музыку, пишет стихи».
«Невзрослый» стих М. Цветаевой, иногда неуверенный в себе и ломающийся, как детский голос, умеет передать оттенки, недоступные стиху более взрослому. Чувствуешь, что этому невзрослому стиху доступно многое, о чем нам взрослым, мечтать нечего.
Мирок
Дети — это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети — это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.
Вечный беспорядок в золоте колечек,
Ласковых словечек шепот в полусне,
Мирные картинки птичек и овечек,
Что в уютной детской дремлют на стене.
Дети — это вечер, вечер на диване,
Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей,
Мерный голос сказки о царе Салтане,
О русалках-сестрах сказочных морей.
Дети — это отдых, миг покоя краткий,
Богу у кроватки трепетный обет,
Дети — это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ!
Постепенно книга в жизни ребенка начинает играть все большую роль. Ребёнок учится читать самостоятельно, требует рассказов, стихов, сказок о своем сверстнике, о природе, животных, о технике, о жизни разных стран и народов. Т.е. специфика литературы для младших школьников определяется ростом сознания и расширением круга интересов читателей. Произведения для детей 7-10 лет насыщены новой информацией более сложного порядка, в связи с этим увеличивается их объём, усложняются сюжеты, появляются новые темы. На смену стихотворным сказкам приходят сказочные повести, рассказы о природе, о школьной жизни.
Специфика детской литературы должна выражаться не столько в выборе специальных «детских» тем, да еще поданных изолированно от реальной жизни, сколько в особенностях композиции и языка произведений.
Сюжет детских книг обычно имеет четкий стержень, не дает резких отступлений. Для него характерны, как правило, быстрая смена событий и занимательность.
Раскрытие характеров персонажей должно осуществляться предметно и зримо, через их дела и поступки, так как ребенка больше всего привлекают действия героев.
Требования к языку книг для детей связаны с задачей обогащения словаря юного читателя. Литературный язык, точный, образный, эмоциональный, согретый лиризмом, наиболее соответствует особенностям детского восприятия.
Итак, о специфике детской литературы можно говорить на том основании, что она имеет дело с формирующимся сознанием и сопровождает читателя в период его интенсивного духовного роста. Среди главных черт детской литературы можно отметить информационную и эмоциональную насыщенность, занимательность формы и своеобразное сочетание дидактического и художественного компонентов.