Технологическая карта урока по русскому языку на тему Несклоняемые имена существительные


Ф.И.О. учителя: Пронина Елена Сергеевна
Предмет: русский язык
Класс: 6а
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действия
Технология: ТРКМЧП
Тема Несклоняемые имена существительные
Цель Создать условия для формирования знания о несклоняемых именах существительных и их морфологических особенностях; научиться находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи.
предметные планируемые образовательные результаты
Будут знать склонения имен существительных, понимать определение несклоняемые имена существительные, смогут правильно употреблять их в речи.
метапредметныеОпределят цель и задачи, смогут осуществить самоконтроль и самооценку.
личностные Проявят интерес к изучению языка.
Основные
понятия Имя существительное, морфологические признаки существительного, склонение, падеж.
Ресурсы Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский]. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 191с.
ЭОР учителя к уроку (презентация Power Point)
Ресурсный материал: карточки с заданием, листы самооценивания, рабочие листы, карточки для рефлексии.
организация образовательного пространства
Этап урока/
время Деятельность
учителя
(методы, приемы, задания
для учащихся, формы контроля) Деятельность
учащихся
(форма организации познавательной
деятельности) универсальные учебные действия
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Мотивация к учебной деятельности.
до 3минут. Прием «Цветок ассоциаций».
Предлагает восстановить цветок, дать названия лепесткам.
Выделяет лепесток под названием «Падеж».
Фронтальная работа
Пишут и зачитают вслух возникшие ассоциации, чтобы избежать повторений, прикрепляют листочки-лепестки к цветку. Предполагаемые ответы:
«Имя существительное
- отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
- обозначает предмет;
- изменяется по родам
по числам
по падежам
- бывает собственным и нарицательным
- бывает одушевленным и неодушевленным
- в предложении является подлежащим, дополнением, обстоятельством и сказуемым. Анализ объекта с целью выделения признаков. Иметь желание учиться. Положительно относиться к учебной деятельности; понимать значение знаний для человека
Актуализация знаний
до 4 минут Запись на слайде: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку.» Дает задание: найти в данной скороговорке обстоятельство, выраженное именем существительным. Определить значение слова и просклонять его.
Что заметили при склонении?
Организует работу по самооцениванию. Фронтальная работа/ индивидуальная работа
Отвечают на вопросы, работают со скороговоркой: разбирают по членам, определяют значение слова с помощью словаря. Самостоятельно склоняют существительное «шоссе», а затем проверяют записи в тетрадях.
Оценивают себя в листах самооценивания. Анализ объекта с целью выделения признаков. Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Постановка цели и задач урока
до 3 минут Прием «Лови ошибку».
Организует парную работу над словосочетаниями и предложениями, записанными с ошибками.
Задает вопросы:
- С какими словами вы поработали?
(несклоняемые).
- Какова же цель нашего урока? (узнать, какие существительные относятся к несклоняемым).
Прием «Глаголы, характеризующие деятельность на уроке».
Организует работу по самооцениванию. Парная работа
Выполняют задание: отыскивают ошибки в данных словосочетаниях. Выступают по материалам выполненного задания.
Фронтальная работа
Формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь и рабочие листы. Определяют цель и задачи, которые необходимо решить на уроке. Записывают цель и задачи в рабочий лист.
Самостоятельное выделение –
формулирование
познавательной цели. Целеполагание, планирование.
Формулировать и удерживать учебную задачу Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Открытие новых знаний и первичное закрепление
до 18 минут Прием «Инсерт»
Организует работу над индивидуальной работой с текстом на стр. 140-141
Прием «Кластер»
Предлагает создать кластер по заданной схеме.
Организует индивидуальную работу учащихся по карточкам.
Индивидуальная работа с текстом.
Маркируют содержание текста:
«V» - знаю
«+» - новый материал
«?» - есть вопросы
Фронтальная работа
Дополняют кластер. Сначала самостоятельно, делая записи в тетрадях, а затем сверяют записи с образцом, который увидят на слайде.
Индивидуальная работа
Работают над полученными карточками: определяют значение и род слов по словарю, составляют с ними предложения.
Умение
структурировать знания, выбор
наиболее эффективных способов
решения задания, умение
осознанно и произвольно
строить речевое высказывание. Самооценивание.
Уметь решать поставленную задачу Рассуждать, высказывать и доказывать свое мнение.
Физминутка.
1 минута Разминка
Предлагает выполнить разминку. -Согласие с утверждением - хлопок в ладоши, несогласие– притоптывание ногой:
1. Имя существительное – несамостоятельная часть речи.
2. Существительные склоняются.
3. Но есть такие существительные, которые не изменяются по падежам.
4. Слово «дом» - несклоняемое.
5. А слово «кенгуру» – склоняемое.
6. Слово «шоссе» не изменяется по падежам.
7. А слова «весна» изменяется. Фронтальная работа
Внимательно слушают и выполняют обозначенные действия.
СаморегуляцияКонтроль усвоения. Коррекция и обсуждение допущенных ошибок.
10 минут
Организует работу по проверке выполненного задания. Задает вопросы, вносит корректировки в ответы учащихся.
Организует работу над оцениванием работы (оценочные листы).
Организует работу над мини-тестом с взаимопроверкой (вопросы на слайде).Фронтальная работа/ индивидуальная работа
Отвечают, делают выводы, доказывают правильность ответа с помощью изученного правила.
Выполняют тест, проверяют друг друга по предложенному образцу и оценивают. Умение
осознанно и произвольно
строить речевое высказывание. Корректировать деятельность, вносить изменения в процесс с учетом трудностей и ошибок.
Выражать свои мысли полно и точно. Слушать и понимать речь других.
Рефлексия, домашнее задание.
6 минут Игра «Верите или не верите».
1. Все несклоняемые существительные – исконно русские слова.
2. Не существует несклоняемых фамилий.
3. Все несклоняемые существительные не имеют окончаний.
4. Существительные кафе и зеркало не изменяется по падежам.
5. Существительное кольраби не изменяется по падежам.
6. Выделяется 4 группы несклоняемых существительных.
Организует работу по самооцениванию.
Прием «Одним словом»
Выясняет уровень овладения материалом и эмоционального настроения обучающихся.
Предлагает выбрать домашнее задание , с учетом набранных баллов за самооценивание. Фронтальная работа
Соглашаются или не соглашаются с высказанными положениями с помощью карточек для рефлексии.
Заполняют рабочие листы листы самооценивания, подсчитывают баллы. Выбирают домашнее задание в соответствии с набранным количеством баллов.
Анализируют результаты.
Рефлексия. Саморегуляция.
дать самооценку учебной деятельности на уроке, результату выполнения учебной задачи. Умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли.
Ресурсный материал
«Лови ошибку»
1) Работать на фабрике (предложный)
По широкой улице (дательный)
Выйти без пальта (родительный)
Гордиться учеником (винительный)
Фотографироваться с кенгурой (творительный)

2)Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
3)Вот сидим мы с ним в кинеБез пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашна и без пальты.
4)Любит кины детвора
Если в кинах кенгураХодит-бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
5)Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
6)Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
7)Интересное кино!
Жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать -
Будут пальта выдавать.
Лист самооцениванияФамилия, имя___________________________________
Вид деятельности Трудно (0 баллов) Несложно(1 балл) Легко (2 балла)
Работа над цветком «Имя существительное» Склонение слова «Шоссе» Лови ошибку Кластер Работа по карточкам Тест Игра «Верю – не верю» Итог: Карточки для индивидуальной работы:
Карточка 1 Карточка 6
Кашне Салями
Карточка 2 Карточка 7
Турне Трюмо
Карточка 3 Карточка
Манто Пенальти
Карточка 4 Карточка 9
Кольраби Буржуа
Карточка 5 Карточка 10
Иваси Леди