Разносклоняемые и несклоняемые существительные.
Дата:
Тема: Разносклоняемые и несклоняемые существительные.
Тип: Урок усвоения новых знаний.
Цели: 1) дать понятие о разносклоняемых и несклоняемых существительных;
2) Способствовать развитию умений употреблять разносклоняемые имена существительные в устной и письменной речи; определять род несклоняемых существительных, употреблять правильно в речи;
3) воспитание внимательности; интереса к предмету; высоких нравственных качеств.
Методы: частично – поисковый, наглядно – иллюстративный.
Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Проверка д\з:
1)фронтальный опрос;
2) работа по карточкам.
III. 1. Запись даты, темы урока.
2. Запись на доске 10 разносклоняемых существительных, их склонение, запоминание группы слов:
путь, бремя, темя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя.- Кукую ошибку можно допустить в речи при употреблении слова время? Как нужно сказать? Сколько время? или сколько времени?
-обратить внимание:
1) на сходство с окончаниями существительных 3 склонения (в Р., Д.,П.п.) и 2 склонения (в Т.п);
2) на прибавление к корню суффикса –ен (-ён) в Р.,Д.,П. падежах. Ед. ч. И во всех падежах мн.ч.: о времени, о временах;
3) на прибавление к корню суффикса –ян в словах семя, стремя в Р.п. мн.ч.: семян.
Вывод: существительные на –мя и путь называются разносклоняемыми, так как имеют падежные окончания существительных разных типов склонения.
К несклоняемым существительным относятся:
Нарицательные и собственные существительные иноязычного происхождения с конечными гласными о, е, у, ю, а, и: пальто, шоссе, кенгуру, авеню, Дюма, колибри;Иноязычные существительные, обозначающие лиц женского или мужского пола: мисс, леди, маэстро;
Русские и украинские фамилии на –о, -их, -ых: Борисенко, Благих, Черных;
Сложносокращённые слова: ГАИ, ООН, ТЭЦ.
IV. 1) самостоятельная работа (упр.527): вставить пропущенные слова, указать падежные окончания и суффиксы разносклоняемых имен существительных.
Стрела пролетела у самого темени, не задела даже волоса на голове. Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени. К боевому знамени подходили солдаты и, встав на колено, целовали его край. Языки пламени костра поднимались чуть ли не до самых верхушек молодых сосен.
2) анализ текста «Важные слова» (упр.529): прочитать, определить тему и основную мысль текста (важные слова – прости меня, мама!). вставить пропущенные суффиксы, определить склонение данных существительных.
3) объяснительный диктант (упр.536). распределить имена существительные в два столбика: 1- склоняемые и 2 – несклоняемые. Объяснить их значение.
1. Лед, зима, шуба, автомобиль, крокодил, обезьяна, пьеса.
2. Радио, пальто, кенгуру, шоссе, жалюзи, кашне, манто, такси, шимпанзе, Шевченко, клише, хинди, плато, фойе, соло, резюме, пони, лассо.3) упр.541. определите род несклоняемых имен существительных. Подбери к ним имена прилагательные.
1. ср.р.- трюмо, метро, шоссе, лассо, желе, соло, лото, депо, фойе, тире, реле;2. ж.р.- шимпанзе, кольраби, авеню, мадам, кенгуру;
3) м.р. - кенгуру, пенальти, кофе, Актау, Атырау, Сочи.
4)упр. 544.
-Произвести синтаксический разбор первого предложения.
- выпишите выделенные слова и определите их лексическое значение и морфологические признаки.
V. Итог урока.VI. Д\З : параграф 31,32 упр.546