Рабочая программа по биологии для профильных химико-биологических классов (10-11 классы)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на заседании МК на заседании НМС Директор МБОУ «Гимназия №3»
протокол № 2 протокол № 2 ________________Г.В.Мазина от 20.08.2014г от 25.08.2014г приказ № 195 от 28.08.2014г
Рабочая программа по биологии
для 10 – 11 классов
на 2014-2016 учебный год
(срок реализации – 2 года, профильный уровень)
Учитель Новикова Ольга Андреевна
Составлена в соответствии с примерной программой среднего (полного) общего образования по биологии (Сборник нормативных документов. Биология/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008) и программ для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника (Биология. 5-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника / авт.-сост. Г.М.Пельдяева. М.: Дрофа, 2010).
Согласовано
Руководитель ГМО
______________Н.В.Козлова
Протокол № __от________


2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Общая биология» для 10-11 классов составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), на основе примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) по биологии, программы курса «Общая биология» В.В.Пасечника (Биология. 5-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника / авт.-сост. Г.М.Пельдяева. М.: Дрофа, 2010), учебного плана МБОУ «Гимназия №3» соответствующего учебного года, Положения о рабочей программе учебного предмета (курса) «Гимназия №3».
Рабочая программа ориентирована на использование: учебно – методического комплекта В.В.Пасечника «Биология», созданного на основе оригинальной авторской программы, одобренной Федеральным экспертным советом и рекомендованной Министерством образования РФ, учебник 10-11 класса «Общая биология» для общеобразовательных учреждений / А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. – М.: Дрофа, 2010г.
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.
Основу отбора содержания на профильном уровне составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога.
Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на профильном уровне составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: «Биология как наука. Методы научного познания»; «Клетка»; «Организм»; «Вид»; «Экосистемы»; «Антропогенез»; «Происхождение жизни»; «Эволюция».
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
формирование у каждого выпускника биологического мышления, экологической культуры, общеучебных навыков и умений, универсальных способов деятельности, подготовка к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Задачами курса являются:
освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.
Для достижения поставленных целей и задач используются следующие формы контроля знаний: устные ответы, тематические сообщения, самостоятельные работы, контрольные работы, тесты, лабораторные работы, зачётно-обобщающие уроки.
В рамках преподавания курса природоведения учитель использует современные информационно- коммуникационные технологии, элементы технологий групповой работы и схемно-опорных конспектов.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Программа реализуется через уроки изучения и первичного закрепления новых знаний, обобщения и систематизации знаний, контроля, оценки и коррекции знаний обучающихся, комплексного применения ЗУН, комбинированные уроки.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс
1.Введение (4 часа)
Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими наукам. Объект изучения биологии – биологические системы. Общие признаки биологических систем. Уровни организации живых систем. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Демонстрация: таблиц, схем, фрагментов видеофильмов, компьютерных программ: «Система биологических наук», «Биологические системы», «Уровни организации живой материи», «Свойства живой материи».
2.Основы цитологии (46 часов)
А.Химия клетки (21 час)
Цитология – наука о клетке. М.Шлейден и Т.Шванн – основоположники клеточной теории. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы изучения клетки.
Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Строение и функции молекул неорганических и органических веществ. Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества, их значение в клетке. Взаимосвязи строения и функций молекул. Углеводы и их роль в клетке. Липиды и их роль в клетке. Состав, строение и функции белков. Биологические катализаторы. Нуклеиновые кислоты. Строение, функции и свойства ДНК, РНК. Правила Чаргаффа. Редупликация молекулы ДНК. Транскрипция. АТФ и другие соединения клетки.
Демонстрация: таблиц, схем, фрагментов видеофильмов, компьютерных программ:
«Неорганические соединения клетки», «Углеводы и липиды», «Строение и функции белков», «Строение молекул ДНК и РНК», «Строение и функции АТФ», «Репликация ДНК», «Транскрипция».
Лабораторные работы
№1 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы чешуи лука».
№2 «Каталитическая активность ферментов в живых тканях».
Практические работы
№1 «Решение задач на вычисление молекулярной массы и состава белков».
№2 «Решение задач на определение состава ДНК и репликацию».
№3 «Решение задач на транскрипцию».
Б.Клеточные структуры и их функции (10 часов)
Строение и функции частей и органоидов клетки. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки. Ядро. Хромосомы. Химический состав, строение и функции хромосом. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Цитоплазма. Мембранные органоиды: эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосомы, вакуоли. Митохондрии и пластиды. Немембранные органоиды: рибосомы, клеточный центр, органоиды движения. Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов.
Демонстрация: таблиц, схем, фрагментов видеофильмов, компьютерных программ:
«Строение клетки эукариот и прокариот», «Строение растительной и животной клетки», «Хромосомы. Кариотип»,
Лабораторная работа
№3 «Изучение растительной, животной и грибной клеток под микроскопом».
В.Неклеточные формы жизни (2 часа)
Вирусы и бактериофаги. Взаимодействие вирусов с клеткой. Вирусные заболевания. Меры профилактики распространения инфекционных заболеваний.
Демонстрация: таблицы, фрагмента видеофильма: «Строение вирусов».
Г.Метаболизм (13 часов)
Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Способы получения энергии живыми существами. Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Типы питания живых существ. Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Пластический обмен. Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Начало биосинтеза белков в клетке – активация аминокислот, транскрипция и процессинг. Трансляция. Матричный характер реакций биосинтеза.
Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.
Демонстрация: таблиц, схем, фрагментов видеофильмов, компьютерных программ:
«Обмен веществ и превращения энергии в клетке», «Этапы энергетического обмена», «Фотосинтез», «Хемосинтез», «Биосинтез белков», «Регуляция транскрипции и трансляции в клетке».
Практические работы
№4 «Решение задач по генетическому коду».
№5 «Решение задач по теме: «Биосинтез белков в клетке».
3.Размножение и индивидуальное развитие организмов (17 часов)
Клетка – генетическая единица живого. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз, его фазы. Развитие половых клеток у растений и животных. Закономерности образования гамет при нерасхождении хромосом во время мейоза. Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение. Оплодотворение. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Причины нарушений развития организмов. Жизненные циклы и чередование поколений. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Демонстрация: таблиц, схем, фрагментов видеофильмов, компьютерных программ:
«Деление клетки - митоз и мейоз», «Способы бесполого и полового размножения», «Развитие половых клеток», «Индивидуальное развитие организмов».
Лабораторные работы
№4 «Митоз в кончике корешка лука».
Практические работы
№6 «Сравнение митоза и мейоза».
№7 «Решение задач на нерасхождение хромосом при мейозе».
№8 «Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных».
4.Основы генетики (31 час)
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика. Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы. Закономерности сцепленного наследования. Закон Т.Моргана. Определение пола. Типы определения пола. Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Геном человека. Хромосомная теория наследственности. Теория гена.
Демонстрация: таблиц, схем, фрагментов видеофильмов, компьютерных программ:
«Моногибридное скрещивание и его цитологические основы», «Неполное доминирование», «Дигибридное скрещивание и его цитологические основы», «Сцепленное наследование», «Наследование, сцепленное с полом», «Перекрест хромосом», «Взаимодействие генов».
Практические работы
№9 «Решение задач на моногибридное скрещивание».
№ 10 «Решение задач по неполному доминированию».
№ 11 «Решение задач по теме: «Множественный аллелизм».
№ 12 «Решение задач по дигибридному скрещиванию».
№ 13 «Решение задач на полигибридное скрещивание».
№ 14 «Решение задач на сцепленное наследование генов».
№ 15 «Решение задач на кроссинговер».
№ 16 «Решение задач на сцепленное с полом наследование».
№ 17 «Решение комбинированных задач по генетике».
№ 18 «Решение задач по теме: «Комплементарность».
№ 19 «Решение задач по теме: «Эпистаз».
№ 20 «Решение задач по теме: «Полимерия».
№ 21 «Решение комбинированных задач по теме: «Взаимодействие генов».
11 класс
1.Закономерности изменчивости организмов (9 часов)
Формы изменчивости организмов. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Вариационный ряд модификационной изменчивости. Наследственная изменчивость: комбинативная, цитоплазматическая и мутационная. Мутации. Причины мутаций, их значение. Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.
Демонстрация: моделей-аппликаций, таблиц, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ: «Модификационная изменчивость», «Мутации».
Лабораторные работы
№1 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой модификационной изменчивости».
№2 «Фенотипы местных сортов растений».
2. Генетика человека (4 часа)
Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Наследственная изменчивость человека. Генетика и здоровье. Лечение наследственных болезней. Меры профилактики наследственных заболеваний человека. Генетическая безопасность.
Демонстрация: фрагментов видеофильмов и компьютерных программ: «Наследственные заболевания человека».
Практические работы
№1 «Составление родословных».
3. Основы селекции и биотехнологии (7 часов)
Задачи селекции. Районы одомашнивания животных. Центры происхождения культурных растений Н.И.Вавилова. Исходный материал для селекции. Порода. Сорт. Штамм. Основные методы современной селекции растений, животных и микроорганизмов. Искусственный отбор в селекции. Достижения современной селекции. Биотехнология. Объекты биотехнологии. Микробиологическое производство пищевых продуктов, витаминов, ферментов, лекарств. Современное состояние и перспективы селекции и биотехнологии. Генная и клеточная инженерия.
Демонстрация: гербария, таблиц, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ: «Центры многообразия и происхождения культурных растений», «Методы селекции», «Исследования в области биотехнологии».
4.Основы учения об эволюции (24 часа)
Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение. Основные признаки биологической эволюции, проблемы, синтетический характер учения.
История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Современное эволюционное учение – синтетическая теория. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции – борьба за существование, естественный отбор, изоляция, волны жизни, дрейф генов. Закон генетического равновесия Харди-Вайнберга. Уравнение Харди-Вайнберга. Приспособленность – результат эволюции. Возникновение адаптаций и их относительный характер. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Главные направления эволюции. Результаты эволюции. Видообразование. Закономерности эволюции. Доказательства эволюции.
Демонстрация: таблиц, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ:
«Критерии вида», «Движущие силы эволюции», «Возникновение и многообразие приспособлений», «Видообразование», «Направления эволюции и пути их достижения».
Лабораторные работы
№3 «Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию».
№4 «Выявление изменчивости у особей одного вида».
№5 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».
№6 «Выявление ароморфозов, идиоадаптаций и дегенераций у растений и животных».
Практические работы
№2 «Сравнение представлений о виде и его эволюции».
№3 Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора».
№4 «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора».
5. Происхождение жизни на Земле (9 часов)
Гипотезы возникновения жизни на Земле. Развитие представлений о возникновении жизни на Земле. Современные взгляды на возникновение жизни.
Основные этапы развития жизни на планете. Развитие жизни в архее и протерозое. Развитие жизни в палеозое. Развитие жизни в мезозое и кайнозое. Многообразие живых организмов и их усложнение в процессе эволюции. Классификация организмов.
Демонстрация: фрагментов видеофильмов и компьютерных программ: «Этапы возникновения жизни на Земле», «Развитие жизни на Земле».
6.Антропогенез (7 часов)
Место человека в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Эволюция человека. Предшественники человека. Древнейшие, древние и современные люди. Происхождение человеческих рас. Популяционная структура вида Homo sapiens/
Демонстрация: таблиц, муляжей, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ: «Движущие силы антропогенеза», «Происхождение человека», «Предки человека», «Человеческие расы».
7. Основы экологии (19 часов)
Предмет экологии. Среда обитания организмов. Местообитание и экологические ниши. Экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенный), их значение в жизни организмов. Экологическое взаимодействие – паразитизм, хищничество, симбиоз, конкуренция, комменсализм, нейтрализм, аменсализм. Экологические характеристики популяций. Сообщества. Экосистемы. Структуры и свойства экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Экологические пирамиды. Сукцессия. Искусственные сообщества - агроценозы. Основы рационального природопользования. Особо охраняемые природные территории.
Демонстрация: таблиц, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ:
«Экологические факторы и их влияние на организмы», «Межвидовые отношения», «Пищевые сети и цепи», «Экологические пирамиды», «Экосистема», «Агроэкосистема», «Сукцессии».
Практические работы
№5 «Составление схем передачи веществ и энергии».
№6 «Решение экологических задач».
№7«Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем».
8. Биосфера и человек (6 часов)
Состав и функции биосферы. Функции живого вещества. Круговорот химических элементов, биогеохимические процессы в биосфере. Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Правила поведения в природной среде.
Демонстрация: таблиц, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ:
«Биосфера и человек», «Глобальные экологические проблемы», «Последствия деятельности человека», «Особо охраняемые природные территории».
9. Повторение по курсу общей биологии (20 часов)
Химический состав клетки. Важнейшие органические вещества клетки. Решение задач по теме: « Нуклеиновые кислоты». Клеточная теория. Строение и функции клеточных органоидов. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке. Пластический обмен. Фотосинтез и хемосинтез. Генетический код. Транскрипция и трансляция. Решение задач с использованием генетического кода. Жизненный цикл клетки. Митоз и мейоз. Гаметогенез. Формы размножения живых существ. Онтогенез. Законы Менделя. Решение задач по моногибридному скрещиванию. Дигибридное скрещивание. Решение задач. Генетика пола. Сцепленное наследование генов. Сцепленное с полом наследование. Составление и анализ родословных. Взаимодействие генов.
10.Повторение по курсу ботаники (7 часов)
Эволюция растительного мира. Характерные черты низших и высших растений, их изменение в процессе эволюции. Жизненные циклы растений. Строение растений. Вегетативные и генеративные органы. Систематика покрытосеменных растений. Процессы жизнедеятельности растений.
11.Повторение по курсу зоологии (7 часов)
Эволюция животного мира. Усложнение строения животных в процессе эволюции. Простейшие животные, кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие, хордовые. Эволюция органов и их систем животного мира.
12.Сравнение разных царств живой природы(4 часа)
Сравнение общих черт и отличительных особенностей организмов разных царств живой природы. Вирусы. Бактерии. Грибы. Растения. Животные.
13.Повторение по курсу человек и его здоровье (12 часов)
Нервная система и высшая нервная деятельность. Гуморальная регуляция, эндокринная система. Опорно-двигательная система. Внутренняя среда организма. Кровеносная и дыхательная системы. Пищеварительная и выделительная системы. Покровная система. Анализаторы и органы чувств.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ»
10 КЛАСС
№ Тема Количество часов Основные виды учебной деятельности учащихся
1 Введение.
4 Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения. Выделять существенные признаки живой природы и биологических систем (клетки, организма, вида, экосистем).
2
Основы цитологии.
А.Химия клетки. 46
21 Выделять существенные признаки химического состава клетки.
Сравнивать химический состав живых организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения. Ставить эксперименты по определению каталитической активности ферментов и объяснять их.
Б.Клеточные структуры и их функции. 10 Характеризовать содержание клеточной теории. Выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности клетки. Различать на таблицах основные части и органоиды клетки. Выявлять взаимосвязи между строением и функциями клеток. Наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах. Уметь пользоваться цитологической терминологией.
В.Неклеточные формы жизни. 2 Выделять существенные признаки вирусов, определять их место в природе.
Г.Метаболизм. 13 Выделять существенные признаки биологических процессов (обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ). Сравнивать процессы жизнедеятельности у разных организмов, делать выводы на основе сравнения. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями.
3 Размножение и индивидуальное развитие организмов. 17 Выделять существенные признаки биологических процессов: роста, развития, размножения. Сравнивать бесполое и половое размножение, рост и развитие организмов. Проводить наблюдения за ростом и развитием организмов.
4 Основы генетики. 38 Объяснять механизмы наследственности.
Характеризовать содержание законов Г.Менделя и Т.Моргана, различных способов наследования признаков. Уметь составлять схемы скрещивания и решать разнообразные, в том числе и сложные задачи генетические задачи.
Итого:
105
-
График проведения лабораторных работ:
№ Тема Примерная дата
1 Лабораторная работа №1 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы чешуи лука». 22.09- 27.09
2 Лабораторная работа №2 «Каталитическая активность ферментов в живых тканях». 06.10- 11.10
3 Лабораторная работа №3 «Изучение растительной, животной и грибной клеток под микроскопом». 17.11 -22.11
4 Лабораторная работа №4 «Митоз в кончике корешка лука». 12.01 -17.01
График проведения практических работ:
№ Тема Примерная дата
1 Практическая работа №1 «Решение задач на вычисление молекулярной массы и состава белков». 06.10- 11.10
2 Практическая работа №2 «Решение задач на определение состава ДНК и репликацию». 13.10- 18.10
3 Практическая работа №3 «Решение задач на транскрипцию». 20.10- 25.10
4 Практическая работа №4 «Решение задач по генетическому коду». 08.12 – 13.12
5 Практическая работа №5 «Решение задач по теме: «Биосинтез белков в клетке». 15.12 – 20.12
6 Практическая работа №6 «Сравнение митоза и мейоза». 19.01 -24.01
7 Практическая работа №7 «Решение задач на нерасхождение хромосом при мейозе». 02.02 – 07.02
8 Практическая работа №8 «Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных». 02.02 – 07.02
9 Практическая работа №9 «Решение задач на моногибридное скрещивание». 23.02 – 28.02
10 Практическая работа № 10 «Решение задач по неполному доминированию». 02.03 – 07.03
11 Практическая работа № 11 «Решение задач по теме: «Множественный аллелизм». 02.03 – 07.03
12 Практическая работа № 12 «Решение задач по дигибридному скрещиванию». 09.03 – 14.03
13 Практическая работа № 13 «Решение задач на полигибридное скрещивание». 16.03 – 21.03
14 Практическая работа № 14 «Решение задач на сцепленное наследование генов». 30.03 – 04.04
15 Практическая работа № 15 «Решение задач на кроссинговер». 06.04 – 11.04
16 Практическая работа № 16 «Решение задач на сцепленное с полом наследование». 13.04 – 18.04
17 Практическая работа № 17 «Решение комбинированных задач по генетике». 13.04 – 18.04
18 Практическая работа № 18 «Решение задач по теме: «Комплементарность». 20.04 - 25.04
19 Практическая работа № 19 «Решение задач по теме: «Эпистаз». 27.04 – 02.05
20 Практическая работа № 20 «Решение задач по теме: «Полимерия». 04.05 – 09.05
21 Практическая работа № 21 «Решение комбинированных задач по теме: «Взаимодействие генов». 04.05 – 09.05
График проведения контрольных работ
№ Тема Примерная дата
1 Контрольная работа №1 «Биология как наука». 12.09 -17.09
2 Контрольная работа №2 «Химия клетки». 24.10 – 31.10
3 Контрольная работа № 3 «Строение клетки». 28.11– 03.12
4 Контрольная работа № 4 «Метаболизм». 16.01 -21.01
5 Контрольная работа № 5 «Размножение и развитие организмов». 20.02 – 25.02
6 Контрольная работа № 6 «Основы генетики». 23.04 – 28.04
7 Контрольная работа №7 «Итоговая работа за курс 10 класса». 19.05 – 23.05
11 КЛАСС
№ Тема Количество часов Основные виды учебной деятельности учащихся
1 Закономерности изменчивости организмов. 9 Объяснять механизмы и изменчивости. Сравнивать изменчивость и наследственность.
2 Генетика человека. 4 Использовать полученные знания для планирования семьи и потомства.
3 Основы селекции и биотехнологии. 7 Владеть информацией о прогрессивном развитии генетики и молекулярной биологии.
4 Основы учения об эволюции. 24 Выделять существенные признаки вида. Объяснять формирование приспособленности организмов к среде обитания (на конкретных примерах) и причины многообразия видов. Выявлять приспособления у организмов к среде обитания (на конкретных примерах), изменчивость у организмов одного вида.
5 Происхождение жизни на Земле. 9 Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классифицировать). Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости биосферы.
6 Антропогенез. 7 Объяснять место и роль человека в природе. Приводить доказательства (аргументировать) родства человека с млекопитающими животными. Выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы и социальной сущности.
7 Основы экологии. 19 Выделять существенные признаки экосистемы, процессов круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы. Приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе. Выявлять типы взаимодействия разных видов в экосистеме.
8 Биосфера и человек. 6 Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере. Овладеть умением аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.
9 Повторение по курсу общая биология. 20 Закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении биологии в средней школе.
10 Повторение по курсу ботаники. 7 Закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении биологии в средней школе.
11 Повторение по курсу
зоологии.
7 Закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении биологии в средней школе.
12 Сравнение разных царств живой природы. 4 Закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении биологии в средней школе.
13 Повторение по курсу человек и его здоровье. 12 Закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении биологии в средней школе.
Итого: 136 -
График проведения лабораторных работ:
№ Тема Примерная дата
1 Лабораторная работа №1 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой модификационной изменчивости». 01.09 – 06.09
2 Лабораторная работа №2 «Фенотипы местных сортов растений». 01.09 – 06.09
3 Лабораторная работа №3«Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию». 13.10- 18.10
4 Лабораторная работа №4 «Выявление изменчивости у особей одного вида». 13.10- 18.10
5 Лабораторная работа №5 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания». 05.11 – 08.11
6 Лабораторная работа №6 «Выявление ароморфозов, идиоадаптаций и дегенераций у растений и животных». 10.11 – 15.11
График проведения практических работ:
№ Тема Примерная дата
1 Практическая работа №1 «Составление родословных». 15.09- 20.09
2 Практическая работа №2 «Сравнение представлений о виде и его эволюции». 06.10- 11.10
3 Практическая работа №3 «Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора». 20.10- 25.10
4 Практическая работа №4 «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора». 20.10- 25.10
5 Практическая работа №5 «Составление схем передачи веществ и энергии». 12.01 -24.01
6 Практическая работа №6 «Решение экологических задач». 12.01 -24.01
7 Практическая работа №7 «Сравнение природных экосистем и агроэкосистем». 26.01 – 31.01
График проведения контрольных работ
№ Тема Примерная дата
1 Контрольная работа №1 «Изменчивость организмов». 26.09 -01.10
2 Контрольная работа № 2 «Основы селекции и биотехнологии». 10.10 -15.10
3 Контрольная работа № 3 «Эволюция органического мира». 12.12 – 17.12
4 Контрольная работа № 4 «Происхождение жизни на Земле». 16.01 -21.01
5 Контрольная работа № 5 «Антропогенез». 30.01 – 04.02
6 Контрольная работа № 6 «Основы экологии. Биосфера». 19.03 -23.03
7 Контрольная работа № 7 «Итоговая работа за курс 11 класса». 09.04 – 14.04
8 Пробный ЕГЭ. 07.05 -12.05
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ДАННОЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ
В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен:
знать /понимать
основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
современную биологическую терминологию и символику;
уметь
объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
решать задачи разной сложности по биологии;
составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
грамотного оформления результатов биологических исследований;
обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Основная литература:
1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология /сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2008).
2. Примерная программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по биологии. (Сборник нормативных документов. Биология / сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2008).
3. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника / авт.-сост. Г.М.Пельдяева. М.: Дрофа, 2010.
4. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Общая биология. 10 - 11 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2006.
5. Пименов А.В., Уроки биологии в 10-11 классах. Часть 1 и Часть 2. – Ярославль: Академия развития, 2007.
Дополнительная литература:
1. Адельшина Г.А., . Адельшин Ф.К., Генетика в задачах: учебное пособие по курсу биологии. – М.: Издательство «Глобус», 2009.
2. Биология. Пособие для поступающих в вузы / А.Г.Мустафин, Ф.К.Лагкуева, Н.Г.Быстренина и др., под редакцией В.Н.Ярыгина. – М.: Высш. Шк., 2001.
3. Биология. Пособие для поступающих в вузы. Том1,2/ под редакцией акдемика РАО Н.В.Чебышева. – М.: Новая волна: Издатель Умеренков, 2006.
4.Богданова Т.Л., Солодова Е.А.Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ_ПРЕСС ШКОЛА, 2006 г.
5. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10-11 класс. / - М.: Аквариум, 1998.
6. Никишова Е.А., Шаталова С.П., Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2011: Биология. – М.: АСТ: Астрель, 2001.
7. Пименов А.В., Биология для поступающих в вузы. Общая биология, Дидактические материалы. – Ярославль: Академия развития, 2007.
8. Сборник задач по генетике и молекулярной биологии / З.И.Фёдорова. Уфа: Изд-во ГОУ ВПО БГМУ РОСЗДРАВА, 2006.