Обобщение опытом. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
Одним из ключевых направлений реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», является сохранение и укрепление здоровья школьников. Дети проводят в образовательном учреждении значительную часть дня и сохранение их физического психического здоровья дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека это важный показатель его личного успеха. Важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, которые предлагает учитель, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная и интересная увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранением и укреплением здоровья.
Мы наблюдаем, что в школы поступает все больше детей с ослабленным здоровьем.
Ценность здоровья ребенка, необходимость его сохранения и укрепления должна осознаваться каждым звеном цепи: Учитель – ученик – родитель.
Итак, какие приемы здоровьесберегающих технологий, на мой взгляд, наиболее приемлемы и эффективны в условиях начальной школы.
Рациональное питание. В этом году дети участвуют в реализации программы Некаммерческого фонда «Новое образование» «Рациональное питание». Задача этой программы - формирование у детей основных представлений и навыков рационального питания, связанных с соблюдением режима, правил гигиены, умением выбирать полезные продукты и блюда. И как дополнение к программе, ежедневное употребление молока.
Программа «Школа докторов Природы».
На базе класса реализуется программа «Школа докторов Природы». Предлагаемый курс занятий нацелен на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре. Цель курса: научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. Наряду с лекционными формами применяются оздоровительные минутки, игры, спектакли, конкурсы, праздники.
О.Ф.П.
1год обучения является подготовительным для определения специализации учащихся в спорте.
На базе моего класса организованы занятия ОФП (2 ч в неделю), для укрепления здоровья детей, для активного участия в спортивной жизни класса, школы. Занятия проводит учитель физической культуры А С. Цыганов-Авдеенко.
Сотрудничество с ДЮЦ. Я сотрудничаю с учреждением дополнительного образования (ДЮЦ).
Педагог Каляшов Роман Владимирович.
Проводит с детьми занятия по скалолазанию. Занятия проводятся 2раза в неделю. Дети изучают как теоретический материал, по данному виду спорта и туризму, так и получают практические навыки. Занятиями в классе и на скалодроме мы не ограничиваемся, а вместе с родителями совершаем увлекательные походы, участвуем в соревнованиях. Весной дети уже принимали участие в городских соревнованиях «Весенняя улитка». 4 декабря их ждут новые соревнования.
Питьевой режим. Во время учебного процесса нарушается баланс питьевого режима в организме детей. На родительском собрании было принято решение о приобретении «Кулера» с питьевой водой.
Питье воды помогает не только поддерживать водный баланс в организме, но и снимать напряжение и усталость. Через несколько дней момент питья воды перестает быть отвлекающим фактором, ведь это делают все.
Утренняя зарядка (7 минут). Это то, с чего начинается каждый учебный день. В комплексы утренней зарядки включаются как традиционные упражнения на различные группы мышц, так и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), гимнастика для глаз.
Способствуя укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, зарядка в то же время создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями, настраивает учащихся на плодотворную работу в течении дня.
Упражнения - «ориентировки». Они очень хорошо вписываются в структуру уроков и позволяют решать много задач одновременно: развитие пространственных ориентировок и зрительно-моторной координации, внимания, повышения двигательной активности и включения в учебную деятельность.
Содержание упражнений-«ориентировок» может быть самым разнообразным: можно искать буквы, цифры, предметы, решения задач и т. д., можно это делать, перемещаясь по классу, или сидя на месте, но при этом всегда важна необычность ситуации, наличие в ней того, что ранее при проведении подобных упражнений еще не встречалось.
Интересное упражнение - «игра с лучиком».
Лучик от лазерной указки перемещается по стенам класса, по потолку. Дети следят за ним или стоя, или сидя. При этом они могут поворачивать голову (упражнение для снятия усталости шейного отдела позвоночника), следить только глазами ( гимнастика для глаз) или поворачивать туловище и указывать на лучик (упражнение для снятия напряжения с мышц туловища и позвоночника). А потом лучик «останавливается на доске и «помогает» детям прочитать слова, предложения, записанные на доске, или решить задачу и т.п.
Смена позы на уроке. Смена позы на уроке необходима. Ребенку невероятно трудно высидеть на уроке практически в одной позе все тридцать пять минут, поэтому на уроке я предлагаю детям послушать или почитать стоя. Это упражнение длится всего 1-2 минуты, но при этом и учебная деятельность не прерывается, и изменяется положение позвоночника, улучшается кровообращение, повышается работоспособность.
Упражнение - «ритмирование».
Если мне нужно сконцентрировать внимание детей перед важным и сложным этапом урока, я предлагаю ребятам проделать упражнение- «ритмирование». При этом ученики или в положении стоя, или в положении сидя, хлопая в ладоши, повторяют предложенный ритм, и только затем приступают к выполнению учебного задания.
Упражнение занимает не более одной минуты, но при этом выполняются упражнения руками, хлопки способствуют интенсивному кровоснабжению пальцев рук, при этом включаются произвольное внимание, которое дети будут способны удерживать несколько минут, что мне и нужно на предстоящем этапе урока.
Подвижные игры.
Подвижные игры на уроке, на переменах и во внеклассной деятельности. В результате и учебная задача решается, и двигательная активность повышается, и воспитательная задача - сплочение детского коллектива через игру.
Упражнения с грецкими орехами.
Для развития мелких мышц рук я использую упражнения с грецкими орехами. Делаем мы эти упражнения перед письмом или во время выполнения длительных письменных работ, чтобы снять усталость с пальцев.
Релаксация. Занимаемся на уроках релаксацией под музыку. Во-первых, это снимет усталость, напряжение. Дети расслабляются, но при этом работает их воображение. По окончанию звучания музыки дети рассказывают, что они чувствовали, представляли под музыку, что, ко всему прочему, способствует и развитию речи.
Витаминизация. Я провожу витаминизацию, где использую традиционные и не традиционные средства профилактики простудных заболеваний. Результатом этой деятельности является снижение количества болеющих детей.
Таблица «Здоровья». В классном уголке у нас есть таблица «Здоровья». В конце каждого месяца в таблице я отмечаю пропуски учебных дней по болезни. Данный вид работы позволяет организовать профилактическую работу с детьми и родителями.
Походы. И дети и родители с удовольствием участвуют в походах выходного дня.
Родители. Одной из направлений данной деятельности является работа с родителями. Это:
Организация и участие в соревнованиях, походах;
Беседы специалистов на собраниях;
Анкетирование;
Привлечение родителей к спортивным праздникам;
Сделана подборка памяток: «Грипп: профилактика и лечение», «Изменчивый, коварный, мстительный», «Когда вирус берет за горло», «Проявление гриппа», «Прививка: профилактика или 100% гарантия?», «Рациональная одежда», «Что рекомендует традиционная народная медицина, при насморке», «Если ребенок заболел простудным заболеванием, лечение острого отита, ангины ,бронхита», «Закаливание», «Лечебное питание».
Родители приобщаются к здоровому образу жизни вместе с детьми, и их совместная деятельность влияет на взаимоотношения в семье.
Санаторий.Традиционными стали выезды в санаторий «Вита» г. Анапы. Пребывание там, это не только эффективное лечение, но и увлекательный и разнообразный досуг.
Бассейн. В течении учебного года, дети посещают бассейн, занимаются лечебным плаванием.
Стараемся участвовать в городских, республиканских, соревнованиях.
Как видите, ничего сложного в применении здоровьесберегающих приемов нет. Они не отнимают много времени от урока и при этом, не только не отвлекают от хода учебного процесса, но, наоборот, делают его более увлекательным и продуктивным . Главное – системность в применении этих приемов и творческий подход к их применению самого учителя.