Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 8-9 классов Культура речи
Рассмотрено Согласовано Утверждено
На заседании ШМО Зам. директора по УР Директор МБОУ СОШ №3
Протокол № 1 от МБОУ СОШ №3 ______/Новикова Н.П./
«___» августа 2014г. ______/Гарнец Н.А./ Приказ № ________от _________________ «_____» августа 2014г. «_____» сентября 2014
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
МБОУ СОШ №3
наименование ОУ
Кондратьевой Евгении Васильевны, 1К
Ф. И. О. педагога, категория
по русскому языку, 8-9 класс
предмет, класс и т. п.
2014–2015 учебный год
Программа элективного курса «Культура речи» по русскому языку для 8—9 классов (68 ч)ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа элективного курса по русскому языку для 8-9 классов «Культура речи» составлена на основе авторской программы С.И.Львовой «Культура речи» (Львова С.И. «Настольная книга учителя. Программы элективных курсов по русскому языку. 5-11 классы. – М.: Эксмо, 2007.), отражает основные требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004 года и направлена на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенции как результат освоения курса «Культура речи».Одним из важнейших показателей культуры человека является способность свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владение основными нормами русского литературного языка, соблюдение этических норм общения. Данный курс направлен на совершенствование указанных умений.
В центре внимания оказывается культура речи — лингвистическая дисциплина, вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями их употребления для достижения максимальной эффективности общения. Конечная цель курса состоит в освоении приемов оптимального построения высказываний, в овладении стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи — устной и письменной, а также в развитии речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, понимания важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры.
Для решения практических задач курса, совершенствования навыков владения языком предусмотрено некоторое углубление знаний о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, ясность, точность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков речевого самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. Формы организации работы учащихся должны носить преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением научить школьников эффективному речевому поведению, сформировать навыки речевого самосовершенствования.
Таким образом, на занятия данного курса формируется готовность к речевому взаимодействию, моделированию речевого поведения в соответствии с задачами общения; расширяются сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения; совершенствуется умение не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль, оценивая языковые явления с точки зрения нормативности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
Основные задачи курса:
повторение норм современного русского языка,
развитие и совершенствование базовых лингвистических и коммуникативных умений и навыков,
освоение учащимися литературно-языковых норм.
Ожидаемые результаты
В ходе изучения курса школьниками должны быть достигнуты следующие результаты:
приобретение навыков культуры общения;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;
овладение нормами русского литературного языка;
формирование коммуникативной грамотности;
развитие логического мышления, самостоятельности.
Теоретический и практический материал программы спецкурса позволяет научить учащихся свободно владеть стилистическими нормами языка и подготовить их к итоговой аттестации.
Курс отличается практической направленностью. Каждая тема содержит:
определенную систему теоретических сведений о тех явлениях в области культуры речи, которые предлагаются для анализа и изучения;
комплекс практических заданий различной степени трудности, позволяющих вырабатывать соответствующие умения и навыки в связи с рассматриваемой проблемой;
задания повышенной сложности;
повторение правил орфографии и пунктуации.
Изучение некоторых тем предполагает выполнение заданий, предусматривающих анализ текстов, устранение речевых ошибок, редактирование текстов и запись их правильных вариантов, проведение экскурса в историю слов.
Место курса
На основании школьного компонента базисного учебного плана МБОУ СОШ №3 на 2014-2015 учебный год выделен 1 час для элективного курса по русскому языку в 8-9 классах на углубленное изучение разделов русского языка, посвящённых языковым нормам, коммуникативным и нормативным аспектам культуры речи.
Содержание программы
8 КЛАСС (34 ч)Языковая норма и ее виды (3 ч)
Понятие литературного языка. Нелитературные формы языка: диалектная речь (народные говоры, местные наречия), просторечие, жаргоны (арго, сленги, условные, тайные языки) и их отличительные признаки.Нравственность человека и речевая культура. Падение речевой культуры как социальное явление. Речевая агрессия и пути ее преодоления.
Понятие экологии речи. Чистота языка. Выдающиеся лингвисты о русском языке. Закон о защите русского языка.
Нормированность — отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные).
Исторические изменения норм. Вариативность норм.
Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.
Культура речи (4 ч)
Понятие о культуре речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.
Основные требования к речи: правильность, точность, ясность, логичность, чистота, выразительность, уместность употребления языковых средств.Коммуникативный аспект культуры речи (28 ч)Точность речи. Точность словоупотребления. Основные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно сформулированной мысли.
Ясность речи. Основные условия достижения ясности, понятности речи. Правильное использование различных пластов лексики как условие ясности речи. Умение разъяснить смысл малопонятных слов, употребленных в речи.
Логическое ударение как средство достижения точности и ясности речи. Разные способы смыслового выделения ключевых слов текста (позиционный, интонационный, лексический, графический).
Логичность речи. Композиция речи. Ошибки в нарушении логичной речи.
Чистота речи. Речевые штампы, шаблоны, клише и канцеляризмы, приводящие к обезличенности речи, пустословию. Жаргонизмы, слова-паразиты. Слова и выражения, отвергаемые нормами нравственности и не допускаемые нормами речевого общения.
Богатство и разнообразие речи. Лексическо-фразеологическое и грамматическое богатство русского языка. Словообразование как источник речевого богатства. Заимствования — один из источников обогащения русского языка.
Словарный запас человека и источники его пополнения.
Выразительность речи. Источник богатства и выразительности русской речи: звуковой строй языка; лексическая, словообразовательная, грамматическая синонимия; многозначность слова, антонимия и др.
Звуковая сторона русской речи. Благозвучие речи как гармоничная фонетическая ее организация. Звукопись как изобразительное средство. Роль словесного ударения в стихотворной речи. Интонация в системе звуковых средств языка, интонационное богатство родной речи.
Выразительные возможности русского словообразования. Индивидуально-авторские новообразования; использование их в художественной речи. Словообразовательный повтор как изобразительное средство (повтор однокоренных слов; слов с корнями-омонимами или созвучными корнями; слов, образованных по одной словообразовательной модели).
Лексическое богатство русского языка. Троп как оборот речи, в котором слово употреблено в переносном значении. Основные виды поэтических тропов и использование их мастерами русского слова: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, олицетворение. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Крылатые слова, пословицы и поговорки; их использование в речи.
Грамматические средства выразительности речи. Грамматическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Стилистические функции некоторых синтаксических средств: порядка слов, однородных и обособленных членов предложения, обращений и вводных слов и т.п. Стилистические фигуры, построенные на изобразительно-выразительных свойствах русского синтаксиса: параллелизм, антитеза и оксюморон, градация, инверсия, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое обращение, многосоюзие и бессоюзие.Паралингвистические средства выразительности речи (жесты, мимика, пантомимика).
Уместность речи. Стилевая, ситуативно-контекстуальная, личностно-психологическая уместность речи.
Лексическая и грамматическая синонимия как источник точности, стилистической уместности и выразительности речи. Осознанный выбор из существующих синонимических вариантов наиболее точных, уместных и выразительных языковых средств с учетом особенностей речевой ситуации.
Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка.
9 КЛАСС (34 ч)
Нормативный аспект культуры речи (27 ч)
Правильность речи. Правильность речи как соответствие ее нормам современного русского литературного языка.
Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.
Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением — важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств. Молодежный сленг (крутой, клевый и т.п.) и отношение к нему.
Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, а также сложноподчиненных предложений. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые различия.
Интонационные нормы. Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи. Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации. Роль интонации в передаче смысла речи и подтекста. Этикетная функция интонации в речевом общении.
Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.
Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.
Этический аспект культуры речи (7 ч)
Речевой этикет как правила речевого общения. Речевой этикет как компонент культуры речи. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.
Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для слушателя.Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости. Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения в разных ситуациях речевого общения.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного. Особенности речевого этикета при дистанционном общении (SMS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.).
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.
Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета.
Роль невербальных средств (мимика, жесты, телодвижения, язык глаз, улыбка) в общении; их этикетная функция.ЛИТЕРАТУРА
Для учащихся
Бердникова Е.Д., Петрякова А. Г. Тесты по культуре речи. — М., 2000.
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. — М., 1993.
Гольдин В.Е. Речь и этикет. — М., 1983.
Горелов И., Енгалычев В. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. — М., 1991.
Крысин Л.П. Язык в современном обществе. — М., 1977.
Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. JI.K. Граудиной и Е.Н. Ширяева. — М„ 2000.
Колесов В.В. Культура речи — культура поведения. — J1., 1988.
Львова С.И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. — М., 2004.
Львова С.И. Речевой этикет. — М., 1995.
Львова С. И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.
Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учащихся. — М., 1992.
Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. — М., 2002.
Норман Б.Ю. Язык — знакомый незнакомец. — Минск, 1987.
Розенталь Д. И. Сборник упражнений по русскому языку: Учебное пособие. - М., 1989.
Скворцов Л. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. - М., 1996.
Словари
Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета. — М., 2001.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.
Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник. — М., 2003.
Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М., 1983.
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. — М., 2000.
Для учителя
Акишина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского письма. — М., 1981.
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: Учебник для студ. сред. проф. учеб. завед. — М., 2006.
Введенская Л.А. Культура речи. — Ростов-на-Дону, 2001.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. — Ростов-на-Дону, 2001.
Гойхман О.Я., Гончарова Л.М., Лапшина О.Н. и др. Русский язык и культура речи. — М., 2002.
Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. — М., 2001.
Горбачевич К.С. Вариантность слов и языковая норма. — Л., 1978.
Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М., 1994.
Львов В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5-9 классы. - М„ 1989.
Львов М.Р. Основы теории речи. — М., 2000.
Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учителя. — М., 1991.
Минеева С.А. Полемика — диспут — дискуссия. — М., 1990.
Мучник Б.С. Культура письменной речи (формирование стилистического мышления). — М., 1994.
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. — М., 1998.
Русский язык и культура речи: Практикум / Под ред. В.И. Максимова. - М., 2000.
Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Под ред. О.Я. Гойхмана. — М., 2002.
Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / А.И. Дуняев и др.; Под ред. В.Д. Черняк. - М„ 2002.
Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. — М., 1980.
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. — М., 1989.
Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. — М., 2006.
Формановская Н.И. Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст. — М., 2002.
Уайтсайд Р. О чем говорят лица. — СПб., 1996.