Спецкурс «Литература с основами литературоведения» для учащихся 10-11 классов профильных классов
Опыт разработки содержания практических материалов авторского спецкурса «Литература с основами литературоведения» для учащихся 10-11 классов профильных классов
Синицын Вячеслав Анатольевич,
учитель русского языка и литературы ГБОУ «Школа №2017 г. Москвы»,
кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ
sva2561@mail.ruАннотация: в статье представлена система авторских подходов к разработке материалов спецкурса «Литература с основами литературоведения» для старшеклассников профильных классов, проявляющих интерес к проблеме развития литературного мышления, совершенствования речетворчества. Представленные в нетрадиционной форме теоретико-практические материалы, творческие задания разовьют навыки письменной словотворческой деятельности и помогут успешно подготовиться к написанию итогового сочинения, сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе.
Ключевые слова: спецкурс, справочные материалы, комплексный анализ художественного текста, контрольные заданияСправочные материалы по теории литературы и практические контрольные задания
Тема: Литература как часть культуры и как наука
№ 1
Внимательно прочитай помещенные ниже высказывания. Поясни смысл
каждого из них.
2. Опираясь на общий смысл высказываний, сделай свой вывод о роли литературы, своеобразии русской литературы.
Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми.
Д.С. Лихачев
Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Художник-автор берет на себя только часть заботы. Остальное должен дополнять своим воображением художник-читатель.
С.Я. Маршак
Великая русская литература была и остается той главной школой духовности, которую должен пройти каждый, прежде чем отважится добавить в ней какую-то свою строчку.
В. Быков
Опасайтесь оказаться высокомерными судьями гениев – это безнравственно, помните о дистанции между ними и нами.
М. Цветаева
№ 2
1. Ознакомившись с содержанием помещенного ниже учебного текста, ты получишь общее представление о смысле понятия «теория литературы».
Когда мы читаем художественное произведение, теоретические вопросы в нашем сознании обычно не возникают. Что перед нами (роман или повесть), реалист автор по своей творческой манере или романтик, в чем своеобразие его стиля и языка – все это не имеет для нас особого значения или представляется второстепенным. Мы просто «живем» читаемым произведением: сочувствуем героям, увлекаемся сюжетом, соглашаемся или спорим с автором и т.д. Произведение мы воспринимаем целостно, в единстве всех его сторон, и оно в свою очередь оказывает целостное воздействие на нас (наши чувства, разум, представления одновременно). Литература способна захватить всего человека, увлечь, духовно обогатить, воспитать его.
Однако читатель может не ограничиться только «переживанием» художественного произведения. Он может попробовать подняться на следующий уровень и начать анализировать чувства и переживания, вызванные чтением. На этапе анализа и возникает потребность в теории литературы. Ведь анализ базируется в основном на логическом мышлении, которое в свою очередь оперирует понятиями, терминами. Теория литературы – это совокупность связанных между собой категорий, понятий, терминов, которые используются при исследовании, анализе чувств и мыслей, вызываемых литературным произведением, а также при рассмотрении природы самой литературы…
Теория литературы – разветвленная, имеющая ряд разделов наука. В теории литературы выделяют содержание и форму художественного произведения. Содержание – это то, что изображено и выражено в художественном произведении. Форма же – это то, как произведение «сделано», какие способы и средства использовал художник в процессе творчества.
(Из кн.: Русская литература от «Слова о полку Игореве» до наших дней. - Изд. Казанского ун-та, 1995, с. 311-312.)
2. Ответь на вопросы:
1). Что такое теория литературы?
2). На каком этапе анализа возникает потребность в теории литературы?
3). Что выделяют в теории литературы?
№ 3
1. Представленные материалы помогут четко разграничить понятия: «литература», «художественная литература», «литературоведение».
ЛИТЕРАТУРА (от лат. littera – буква, письменность) – 1. Произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение (научная л., мемуарная л., художественная л., древнерусская л. и т.д.). 2. Письменная форма искусства, совокупность всех художественных произведений (поэзия, проза, драма). 3. Совокупность произведений какой-нибудь отрасли знания, по какому-нибудь специальному вопросу (политическая, спортивная, техническая литература).
(Из кн.: Ожегов С.И.. Словарь русского языка, любое издание.)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА – вид искусства, воссоздающий образную, чувственную, субъективную картину мира; вид искусства, соединяющий отпечаток человеческой души. Отличительной чертой литературы является изображение жизни при помощи слова.
(Из кн.: Мещерякова М.И. Краткий словарь литературных терминов. – М.: Мегатрон, 1997, с. 20.)
Наряду с другими явлениями словесности художественная литература служит очень важным материалом для лингвистических наблюдений и выводов об общих особенностях языков или других народов.
(Г.Н. Поспелов)
В центре внимания художественной литературы стоит человек во всей полноте его деятельности и духовной жизни.
(Л.И. Тимофеев)
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ – наука, изучающая художественную литературу: ее сущность и специфику, происхождение, общественные функции, закономерности историко-литературного процесса.
(Из кн.: От аллегории до ямба. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. – Нижний Новгород, 1995, с. 83.)
Термин «ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ» как название науки о литературе возник сравнительно недавно: на Западе он укрепился в начале XX века, в нашей стране приобрел популярность в середине 20-х г.г. прошлого столетия.
(Л.И. Тимофеев)
На современном этапе научного развития литературоведение делится на три самостоятельные дисциплины, состоит из трех основных разделов.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ (ТЛ) анализирует своеобразие литературы как особой формы духовной деятельности людей, изучает законы ее развития, методы, жанры, структурные особенности построения произведений, языка художественных произведений и других изобразительно-выразительных средств.
ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ (ИЛ) изучает процессы развития мировой литературы, отдельных национальных литератур, выявляет их своеобразие на разных этапах развития, анализирует творческий путь отдельных писателей.
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА (ЛК) определяет роль и значение отдельных явлений литературы в современности.
(Из кн.: Словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост.: Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. М., «Просвещение», 1974, с. 181.)
История литературы исследует процесс литературного развития и на этой основе определяет место и значение различных литературных явлений.
(Г.Л. Абрамович)
Литературная критика приходит на помощь читателям. Критик разъясняет свое понимание произведения, дает ему оценку.
(Г.Н. Поспелов)
Вспомогательные науки о литературе:
ТЕКСТОЛОГИЯ – установление точного текста художественного произведения, его первоисточников, начальных и окончательных вариантов, выявление авторов анонимных произведений.
БИОГРАФИЯ – жизнеописания писателей, их мировоззрения, условий и обстоятельств творчества.
БИБЛИОГРАФИЯ – вспомогательная справочная дисциплина, систематизирующая и делающая доступной читателю весь объем сведений о писателе и его творчестве.
2. Ответь на вопросы:
1). В чем специфические особенности художественной литературы?
2). Что изучает литературоведение?
3). Какие самостоятельные дисциплины составляют литературоведческую науку?
4). Что изучает теория литературы, история литературы, литературная критика?
5). Перечисли вспомогательные науки о литературе.
II. Комплексный анализ художественного текста
Когда говоришь без всякого плана, сам
не отгадаешь, куда приведет тебя речь.
Н.Г. Чернышевский
Задание для устной работы
Вдумчиво прочитай ниже помещенные учебные тексты, содержащие практические сведения по теории литературы. Текстовая информация поможет сформировать общие представления, связанные с понятиями «анализ художественного произведения», «анализ поэтического текста», приобрести конкретные теоретические знания, получить методические рекомендации ученых-литературоведов, преподавателей, методистов.
Учебный текст №1
А Н А Л И З – это логический метод, с помощью которого мы расчленяем предметы или явления, выделяя в них (для дальнейших рассуждений) отдельные части и свойства. Анализ художественного произведения (поэтического или эпического) – это такой разбор, который должен привести к углубленному прочтению его, т.е. к проникновению в мысль и чувство, выраженные художником.
Не следует забывать, что в центре лирического произведения – образ лирического героя. Поэтому содержание, смысл стихотворения надо искать в «ключевых словах» его, с помощью которых и выражается переживание лирического героя. Значит, анализ художественного произведения предполагает чтение, выделение «ключевых слов» и «фраз», составление плана, подборку цитат и т.д. Цель этой работы должна быть определена заранее. Например, вы обращаете внимание на эпитеты (метафоры, сравнения…) стихотворения. Для чего? Чтобы понять, какова их роль в художественном тексте, каковы их особенности у данного автора, о каких чертах его дарования они говорят…
Однако глубоко и полно понять значение каждой выделенной в процессе анализа части и на этой основе сделать правильные умозаключения нельзя, если не уметь видеть эти части вместе, в единстве, в целом. Этой цели служит с и н т е з – мысленное объединение существенных свойств однородных предметов и явлений.
И т е з и с (суждение, мысль), и его д о к а з а т е л ь с т в а (аргументы), и л о г и ч е с к и е д е й с т в и я (рассуждения), и
а н а л и з, и с и н т е з – все это как бы «строительный материал», «кирпичики», из которых разными способами строится «здание» научного поиска. Сравнение логических категорий со строительным материалом не случайно: важно не только и не столько количество суждений-тезисов, аргументов или логических
действий, сколько последовательность, убедительность, простота и яркость ваших мыслей и чувств.
(Из книги: Фогельсон И.А. Литература учит.: 9 кл.: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1990, с. 96.)
Учебный текст №2
Анализируя лирическое стихотворение, необходимо понимать и помнить следующее:
Главная особенность лирики заключается в том, что она «сосредоточена прежде всего на изображении внутреннего мира человека» (Л.И. Тимофеев): мысли и чувства, переживания и настроения, впечатления и раздумья.
Лирическое стихотворение – сложный творческий процесс, в котором осуществляется преображение конкретного, единичного, только что пережитого в общезначимое, общечеловеческое.
Лирическое стихотворение – это предельная концентрированность, завершенность, исчерпанность, всеохватность мысли.
Анализ лирического стихотворения – это законченный вывод, итог, это работа, проверяющая наши мысли, чувства, картины, возникшие при чтении в нашем воображении. Это степень сопричастности, попытка приблизиться к позиции автора, к концепции произведения. Это сопутствие, сопереживание, соразмышление с поэтом. Это воображение и способность чувством отозваться на текст.
(Из кн.: Иванченко Н.И. Подготовка к выпускному экзамену по литературе: Уроки повторения в 11 классе. – М.: Просвещение, 2001, с. 12.)
Учебный текст №3
Следует помнить, что универсального плана, алгоритма разбора поэтического текста не существует. Глубокий анализ художественного произведения предполагает рассмотрение истории создания, тематики, проблематики, идеи, композиции, образа лирического героя, языка, средств поэтической выразительности, особенностей стиха, а также значения произведения в творчестве поэта, в литературной жизни эпохи, в литературной традиции. Эта общая схема, однако, не содержит алгоритма, то есть последовательности операций, которые необходимо осуществить в процессе анализа. Сама возможность создания такого алгоритма проблематична, поскольку оценивать предлагается своеобразие произведения.
(Из кн.: Письменные работы по литературе. 9 – 11 кл. / Н.Л. Карнаух, И.В. Щербина. – М.: Дрофа, 2002, с. 17.)
Вариант анализа поэтического текста
Выразительно прочитай поэтический текст:
соблюдай правильный темп, ритм чтения;
произноси слова внятно, отчетливо;
правильно исполняй голосом знаки препинания;
выделяй наиболее важные по смыслу слова усилением голоса (логическим ударением);
читай с чувством, с толком, с расстановкой!
Определи общий дух поэтического текста. Ответь на следующие вопросы:
- Какие чувства возникли после первого знакомства с данным стихотворением (приятные – неприятные)? Почему?
- Можно ли данное стихотворение считать лирическим? Докажи это, используя обоснованные аргументы (теоретические и практические).
- Определи общее настроение поэтического текста. Для этого используй помещенный ниже словарик настроений.
СЛОВАРИК НАСТРОЕНИЙ: грустное, задумчивое, печальное, хмурое, горькое, тоскливое, непонятное, беспокойное, тревожное, таинственное, мечтательное, праздничное, торжественное, радостное, бодрое, веселое, шутливое, насмешливое, светлое, прекрасное, сказочное, приподнятое, восторженное и т.п.
Для более убедительных доказательств отыщи в тексте слова, помогающие определить нужный оттенок настроения, обрати внимание на знаки препинания, которые убедительно позволяют передать нужное настроение (риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение); эмоционально окрашенные слова.
3.Укажи количество частей стихотворного текста. Определи основную мысль каждой части (если их несколько). Определи общую тему и идею (главную мысль) текста. Подумай о том, что автор хотел выразить, к чему стремился, ради чего был написан этот текст, какие мысли волновали поэта больше всего.
4. Исследуй язык стихотворного текста.
- Какую лексику с точки зрения употребления использует автор (общеупотребительную, специальную (диалектную, профессиональную), устаревшую (архаизмы, историзмы), новую (неологизмы)? Если автор использует в тексте устаревшие слова, то с какой целью он это делает?
- Кратко охарактеризуй лексику текста с точки зрения происхождения. Зная приметы, отыщи в тексте исконно русские слова, иноязычные (заимствованные, если есть), старославянизмы.
- Какие изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры, например: аллегория, гипербола, ирония, метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет; антитеза, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение и др.) автор использует в своем тексте? Приведи примеры.
Вариант анализа стихотворного текста поэзии Серебряного века
1. Несколько раз выразительно прочитай текст стихотворения. Обрати особое внимание на заголовок (название) – своеобразную «входную дверь». Какие первые выводы можно сделать?
2. Определи общее настроение текста: чувства, ощущения после первого знакомства с ним. Изменились ли они после повторного прочтения? Почему.
3. Вспомни, что известно об авторе стихотворения, главных особенностях его поэзии (поэтической концепции). Обратись к учебникам, учебным пособиям, справочникам.
Кратко поясни общий смысл данного стихотворного текста. В какие
минуты поэт мог его написать?
Что помогло определить общий дух стихотворного текста
(общий смысл читаемого, интонация (грусти, печали, тоски, страдания, радости, торжества, одиночества, любви, возвышенности, таинственности и т.п.), особые слова-символы, знаки препинания, эмоционально окрашенная лексика, изобразительно-выразительные средства)?
6. Какие запахи ощутил, почувствовал при чтении стихотворения? Какие особенные звуки услышал? Какие краски характерны для этого стихотворения? Почему?
7. Укажи фрагменты стихотворения, в которых наиболее ярко проявляются авторские чувства, настроения, его человеческая (или гражданская) позиция. Оптимизм или пессимизм оно выражает? Твои аргументы.
8. Сформулируй основную мысль стихотворения своими слова. Выдели строки, в которых «скрыта» главная авторская мысль.
9. В чем общечеловеческое значение проблем, поднятых автором? Чем мысли автора могут быть актуальны в наши дни?
10. Подбери слова – сравнения (ассоциации), которые возникают при чтении данного стихотворения.
11. Пофантазируй. Представь, что ты встретил автора этих стихов… О чем бы ты его спросил? Какие бы цветы преподнес в знак уважения и благодарности к его поэтическому таланту? Объясни свой выбор. Для помощи используй специальный словарик «Язык цветов».
ЯЗЫК ЦВЕТОВ: астра – звезда, вечность красоты; василек – веселость, верность и доверие; гвоздика – честь и свобода, верность; гладиолус – дружба, верность и благородство; ландыш – тайная любовь, излияние сердца, ласка; маргаритка – цветок рыцарей, любви и гаданий; незабудки – память, постоянство, верность; пион – пламенная любовь; тюльпан – большое счастье, гордость; ромашка – милая простота; мак – жар сердца
Контрольное задание
1. Внимательно прочитай помещенный ниже текст. Его содержание предоставит возможность получить самые общие представления о своеобразии поэзии серебряного века. В дальнейшем информацию данного текста можно использовать в качестве отправной точки при анализе поэтического текста.
Серебряный век – блеск, яркость, звон, утонченность, бряцанье, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, отражения, блики, прозрачность, свечение, сияние, дымка, туман, волшебство, тайна, шепот, голоса, уста, глаза…
Звуковой облик слов «серебряный век» создает в нашем воображении особый и неповторимый мир, настраивает нас на разговор о чем-то возвышенном и прекрасном.
Поэты серебряного века – это необычные люди. Для них стихотворение – это волшебство, словесная ворожба, магическое заклинание. Поэзия может быть непонятна, и оттого она оказывается еще притягательнее для читателя, стремящегося разгадать таинственную загадку или просто насладиться завораживающей музыкой стиха. Поэты серебряного века зачастую нарушали все существующие правила, нормы, законы, самый главный их закон – собственная поэтическая фантазия.
2. Проанализируй одно из помещенных ниже стихотворений, пользуясь предложенным планом анализа.
ИННОКЕНТИЙ АННЕНСКИЙ (1885 – 1909)
Два паруса лодки одной
Нависнет ли пламенный зной
Иль, пенясь, расходятся волны,
Два паруса лодки одной,
Одним и дыханьем мы полны.
Нам буря желанья слила,
Мы свиты безумными снами,
Но молча судьба между нами
Черту навсегда провела.
И в ночи беззвездного юга,
Когда так привольно - темно,
Сгорая, коснуться друг друга
Одним парусам не дано…
(1904)
АННА АХМАТОВА (1889 – 1966)
Не любишь, не хочешь смотреть?
Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой
Мне очи застит туман,
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.
КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ (1867 – 1942)
Будем как солнце
Будем как солнце! Забудем о том,
Кто нас ведет по пути золотому,
Будем лишь помнить, что вечно к иному,
К новому, к сильному, к доброму, к злому,
Ярко стремимся мы в сне золотом.
Будем молиться всегда неземному
В нашем хотенье земном!
Будем, как солнце всегда – молодое,
Нежно ласкать огневые цветы,
Воздух прозрачный и все золотое.
Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое,
Будь воплощеньем внезапной мечты!
Только не медлить в недвижном покое,
Дальше, еще, до заветной черты,
Дальше, нас манит число роковое
В вечность, где новые вспыхнут цветы.
Будем как солнце, оно – молодое.
В этом завет красоты!
АНДРЕЙ БЕЛЫЙ (1880 – 1934)
Русь
Поля моей скудной земли
Вон там преисполнены скорби.
Холмами пространства вдали
Изгорби, равнина, изгорби!
Косматый, далекий дымок.
Косматые в далях деревни..Туманов косматый поток.
Просторы голодных губерний.
Просторов простертая рать:
В пространствах таятся пространства.
Россия, куда мне бежать
От голода, мора и пьянства?
От голода, холода тут
И мерли, и мрут миллионы.
Покойников ждали и ждут
Пологие скорбные склоны.
Там Смерть протрубила вдали
В леса, города и деревни,
В поля моей скудной земли,
В просторы голодных губерний.
(1908)
АЛЕКСАНДР БЛОК (1880 – 1921)
Сытые
Они давно меня томили:
В разгаре девственной мечты
Они скучали, и не жили,
И мяли белые цветы.
И вот – в столовых и в гостиных,
Над грудой рюмок, дам, старух,
Над скукой их обедов чинных –
Свет электрический потух.
К чему-то вносят, ставят свечи,
На лицах – желтые круги,
Шипят пергаментные речи,
С трудом шевелятся мозги.
Так – негодует все, что сыто,
Тоскует сытость важных чрев:
Ведь опрокинуто корыто,
Встревожен их прогнивший хлев!
Теперь им выпал скудный жребий:
Их дом стоит неосвещен,
И жгут им слух мольбы о хлебе
И красный смех чужих знамен!
Пусть доживут свой век привычно,
Нам жаль их сытость разрушать.
Лишь чистым детям – неприлично
Их старой скуке подражать.
(1905)
Методика анализа художественного текста в прозе
«Я» (читатель) и художественный текст («АВТОР»)
ЧИТАЮ текст несколько раз.
ПЕРЕСКАЗЫВАЮ основную текстовую информацию – содержание.
ДЕЛЮСЬ чувствами, переживаниями после первого знакомства с текстом.
ВЫДЕЛЯЮ в тексте смысловые части – отрезки. СОСТАВЛЯЮ план.
ОПРЕДЕЛЯЮ значение – смысл неизвестных авторских слов, выражений, оборотов речи, их роль в тексте; НАХОЖУ изобразительные средства языка.
РАССУЖДАЮ о теме, основной мысли (идее), НАХОЖУ места, где это наиболее ярко выражено; УКАЗЫВАЮ фрагменты текста, в которых проявляются чувства автора, его позиция.
Свои размышления, высказывания ОФОРМЛЯЮ письменно, СОЗДАЮ свой текст-отзыв.
Приступая к аналитической работе над текстом, важно учитывать основные функции текста:
Общение автора с читателем (мысленный диалог).
Общение читателя с текстом (текст становится собеседником!).
Общение читателя с самим собою.
Исходя из этого, весьма перспективным представляется такое
исследование художественного текста, при котором органично сочетаются элементы лингвистического (языкового), литературоведческого, психологического анализа, создающие определенный аналитический комплекс. Условно его можно назвать лингволитературным. Данный вид анализа основан на ряде отличительных приемов: 1) от чувств читателя – к чувствам автора (пониманию авторского замысла); 2) от заглавия, эпиграфа или опорных («ключевых», «ценных») слов – к идее художественного текста; 3) от финала – к идее; 4) лингвистическое (языковое) комментирование. Усвоение психологического смысла читаемого – важнейшая часть аналитической работы.
Список литературы
Синицын В.А., Сухова Г.В. Уроки лексики, или когда язык не заплетается. Оригинальное пособие по русскому языку с теоретическим и практическим материалом для развития речи и речевого творчества. – М.: МСГИ, 2002.
Синицын В.А. Путь к слову / Из записок учителя. Пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников / - 2-е изд. испр. и дополн. М.: АО «Столетие», 1997.
Синицын В.А. Литература с основами литературоведения. Учебное пособие: теоретические и практические материалы для учащихся, студентов и преподавателей. – М.: МСГИ, 2006.