Программа Гармония факультативного курса по музыке со здоровье сберегающими технологиями
ГОУ Омской области «Нововаршавская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Программа «Гармония»
факультативного курса
«Музыкальное воспитание детей через слушание и восприятие музыкальных произведений с применением здоровье сберегающих технологий»
(для учащихся 1-6 классов для детей с ОВЗ)
(с легкой степенью умственной отсталости)
Составила: Беседина Людмила Георгиевна
учитель музыки
Нововаршавка 2012 год
Пояснительная записка
Увеличение числа детей с отклонениями в развитии и поведении, рост количества учащихся с социальной девиацией приводят к необходимости внесения соответствующих корректив в содержание и способы освоения детьми образовательных программ. Характерные для детей с интеллектуальной недостаточностью отклонения в эмоционально - волевой сфере и поведении обуславливают необходимость разработки специальных методов и приемов обучения. И чем раньше ребёнок с нарушениями в развитии включится в музыкально - коррекционную деятельность, тем быстрее произойдут положительные изменения в личности, активнее будут преодолеваться имеющиеся нарушения.
Современная специальная педагогика и психология в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкального искусства как важного средства воспитания гармоничной личности ребёнка с проблемами, его культурного развития. Ребёнку музыка нужна для его личностного развития и творческого роста. Чтобы музыка стала для детей значимой, приобрела личный смысл, необходимо научить воспринимать и понимать её образную и нравственную сущность.
Восприятие музыки – процесс трудоемкий. Для развития способности к восприятию музыки нужны, как внешние (звучащая музыка), так и внутренние (психологические) условия. Как известно, восприятие состоит из переживания ощущения, понимания и оценки. Кроме того, требуется период накопления музыкального опыта. Такое накопление наиболее эффективно происходит в процессе активного участия в музыкальной деятельности.
Процесс работы с такими детьми чрезвычайно сложен и требует высочайшей организации, в связи, с чем необходима концентрация внимания педагога на психо-коррекционном воздействии на детей с применением здоровье сберегающих технологий.
Через слушание и восприятие музыки можно воспитывать у них эстетические чувства, снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус. А также прививать любовь и воспитывать патриотические чувства к музыкальным пьесам Омских композиторов и песням родного края Сибири и рабочего поселка Нововаршавка.
Исходя из этого, возникла необходимость создания данной программы факультативного курса.
Цель программы: приобщение детей с особыми образовательными потребностями к музыкальной культуре, через слушание и восприятие музыкальных произведений.
Специфика факультативного курса по слушанию музыки состоит в том, что главным в нем является живое восприятие и осмысление музыки, поднятии эмоционального фона. Целенаправленное воздействие шедевров мирового музыкального искусства формирует основы музыкальной культуры обучающихся, как части их духовной культуры.
При отборе музыкального репертуара и выстраивании занятия в программе предусматривается ориентация: на развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку; на целенаправленное и последовательное расширение музыкального фонда знакомой учащимся музыки. В программе учитывается один из основных принципов дидактики – принцип доступности.
Программа направлена на обучение, воспитание и сохранение здоровья воспитанников. От здоровья и жизнерадостности нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность, прочность знаний, духовная жизнь в целом. Программа факультативных занятий даёт уникальную возможность реализовать в школе интернате здоровьесберегающие технологии, во внеурочное время, которые так необходимы для детей с особыми образовательными потребностями. Обязательное условие факультативных занятий, смена и рациональное использование различных видов музыкальной деятельности.
Программа предусматривает обязательное использование физминуток и динамических пауз. Физминутки и динамические паузы обогащают музыкальный словарь терминов учащихся и развивают речь. Подбор их должен соответствовать теме и цели проводимого занятия по слушанию при этом учитывать возрастные особенности детей. Значение физкультминуток и динамических пауз в том, чтобы снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.
Задачи, решаемые в ходе реализации программы:
Образовательные:
разучивание произведений о Родине, доме, школе, семье;
освоение определённого объёма знаний по музыке и музыкальной терапии;
знакомство со знаменитыми известными композиторами, земляками, их творческим наследием;
изучение различных жанров музыки, музыкальных терминов, понятий.
овладение методиками слушания и восприятия.
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к музыкально-культурному наследию Родины, родного края Сибири;
воспитание устойчивого интереса и потребности в музыке как средству оздоровления и самовыражения;
воспитание культуры поведения на занятии в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Развивающие:
развитие музыкальных способностей, творческой активности, коммуникативных качеств и позитивного отношения к занятиям по программе;
развитие способностей к сочинению музыкально-поэтических образов о родном крае.
Коррекционные:
совершенствовать умения ориентироваться в задании, планирования и последовательности выполнения работы;
расширять словарный запас детей за счет специальных музыкальных терминов, совершенствовать фразовую речь;
способствовать развитию и коррекции психических процессов;
способствовать повышению уверенности детей в своих возможностях.
Социальные:
развитие социальной активности учащихся;
создание условий для их самореализации, путём вовлечения в творческую деятельность;
социальная адаптация, путём формирования положительной самооценки.
Оздоровительные:
создание условий для комфортного самочувствия на занятиях;
активное использование физкульт. минуток для сбережения здоровья;
формирование у детей навыков дыхательных гимнастик.
Принципы реализации программы:
принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития;
принцип интереса и возможностей учащихся (уровня подготовки);
принцип системности,
принцип взаимосвязи коррекции и компенсации;
принцип постепенного повышения требований;
принцип доступности, последовательности;
принцип наглядности;
принцип учета эмоционально-познавательной насыщенности деятельности;
принцип добровольности участия.
Программа рассчитана на три года обучения. Факультативные занятия проводятся один раз в неделю с каждой группой (34 ч. в год) в течение 35–40 минут. Дети разделены на две группы: первая группа с 1 по 3 класс; вторая группа с 4 по 6 класс.
Содержание программы первого года обучения включает элементы музыкальной речи, средства музыкальной выразительности. Предполагается изучение несложных музыкальных форм на основе первичных музыкальных жанров. Материал первого года обучения поможет стать основой для дальнейшего осознанного восприятия музыкальных произведений.
Содержание программы второго года обучения предполагает учитывать специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействие музыки с предметами: «Литература», «История», «Изобразительное искусство». Дети знакомятся с музыкальными, литературными, историческими, художественными образами учатся сравнивать, сопоставлять, характеризовать, анализировать.
Тематическое содержание программы третьего года обучения включает знакомство с народным и симфоническим оркестрами, знакомство с фольклором и Омским русским народным хором.
После изучения каждого раздела, программой предусматривается, закрепление, повторение, осмысление ранее полученных знаний. В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, музыкальные викторины, анализ музыкальных произведений, концертная музыкальная гостиная.
Содержание программы вводит учащихся в удивительный мир музыки, помогает понять природу музыкальных образов, учит анализировать, сопоставлять и давать оценку музыкальным произведениям. Учит чуткому, бережному и глубокому восприятию произведений искусства. Интерес и обращение школьников к музыкальному искусству и творческой деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства. На конкретных музыкальных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, истории, театра) в программе раскрывается роль музыкального искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.
Для достижения оптимальных результатов, факультативные занятия по музыке целесообразно строить в соответствии с тематическим планированием, при этом равномерно распределяя психофизическую нагрузку. С этой целью использую, отработанную схему занятий:
музыкальное приветствие (используем приём вокала);
подготовительная часть, эмоциональный настрой;
основная часть (знакомство с теоретическим материалом, прослушивание музыкальных произведений);
анализ музыкальных произведений;
упражнения для развития речевых и мимических движений, физминутки, (артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика);
практические задания (музыкальные загадки, вопросы, шарады, викторины, кроссворды и т.д.)заключительная часть (коммуникативные, игры инсценировки, хороводы, ритмические игры);
прощание.
Предусмотрены различные формы проведения занятий: беседа, дискуссии, диалоги, «угадай мелодию», «музыкальные викторины», «Музыкальное лото», творческие и деловые игры, компьютерные игры, разгадывание кроссвордов и др.
Основные формы работы на занятии следующие:
Определение характера музыкального произведения с помощью эпитетов, музыкального словаря, карточки с выражением настроения (дидактический раздаточный материал).
Подбор вариантов названия к данному музыкальному фрагменту.
Определение композитора музыкального произведения.
Определение элементов музыкальной речи, жанровых особенностей.
Связный рассказ о прослушанном произведении (образное содержание, элементарный анализ).
Двигательные импровизации (инсценировки, игры-хороводы).
При реализации программы могут использоваться разные методы: словесный; наглядный; практический; метод активизации зрительного и слухового восприятия; метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений; метод игровой мотивации (использование многочисленных игр, творческих заданий, компьютерные игры).
В ходе реализации программы предполагается использование современных компьютерных технологий, что позволит более наглядно представить изучаемый материал и повысит мотивацию к его изучению.
После реализации данной программы, при систематическом вовлечении детей в развивающую музыкально-творческую деятельность, по слушанию и восприятию, по изучению музыкального наследия родного края на основе различных форм проведения предполагаются следующие результаты.
Планируемые результаты освоения программы:
По окончании трёхлетнего курса обучения дети должны знать:
характер и содержание музыкальных произведений;
расположение инструментов симфонического и народного оркестра;
элементарные сведения о жанрах музыкальных произведений: опера, балет, романс, песня, танец, марш;
музыкальные понятия и термины;
композиторов г. Омска и авторов музыки для детей В.Шаинского, Г.Гладкова, Е.Крылатова;
особенности творчества композиторов: П.И.Чайковского, Н.А.Римского Корсакова;
виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.
Должны уметь:
уметь дифференцировать части музыкального произведения (вступление, главная партия, побочная, заключение);
узнавать изученные произведения;
давать полным ответом название произведения, жанр, имя и фамилию композитора;
уметь определять музыкальные жанры;
уметь анализировать, сравнивать, сопоставлять музыкальные произведения;
уметь определять и различать на слух звучание симфонического и народного оркестра;
определять на слух музыкальные инструменты: балалайка, домра, гусли, баян, рояль, гитара, скрипка;определять на слух группу музыкальных инструментов духовые, струнные, ударные;
пользоваться различными источниками информации о музыкальной культуре.
Должны иметь опыт:
выполнения учебных и творческих заданий (доклады, сообщения, составление и разгадывание кроссвордов и т.д.).
Критерии оценки результатов освоения факультативного курса
Планируемые результаты освоения программы связаны с развитием интереса обучающихся к музыкальному искусству, эмоционально-нравственного отклика на него, а также с формированием музыкальной грамотности учащихся. Это и стало основными критериями результативности музыкального образования и развитости коммуникативных способностей, которые конкретизируются следующим образом:
Низкий уровень развития музыкальных и коммуникативных способностей:
К низкому уровню отнесены дети, которые не могут самостоятельно анализировать музыку, выполнять творческие задания, не запоминают музыкальные термины. Не могут назвать музыкальные произведения и композиторов, а лишь под руководством взрослого справляются частично с заданиями. Эпизодическое проявления положительных чувств, эмоций, переживаний. Не проявляют способности к сопереживанию, проявлению самостоятельных взглядов и суждений, к нравственной оценке музыкальных произведений.
Не умеют сосредоточенно воспринимать музыкальные произведения в целом, лишь эпизоды. Восприятие содержание поверхностное, отсутствует понимание смысла произведения. Нет усидчивости для прослушивания в полном объёме музыкальных произведений, не умеют сдерживать себя, контролировать свое поведение. При ответах дети часто затрудняются повторяют одно и тоже слово, много пауз, остановок.
Средний уровень развития музыкальных и коммуникативных способностей:
К среднему уровню отнесены дети, которые переодически проявляют эмоционально-нравственный отклик на художественное произведение это выявляется через: выражение положительных чувств, эмоций и переживаний, способность к сопереживанию; при высказывании собственных взглядов и самостоятельных суждений часто нуждаются в помощи взрослого; проявляют способность к нравственной оценке. Дети справляются с творческими заданиями, но не в полном объёме. Иногда ошибаются при названии музыкального произведения или его автора. Знают большинство музыкальных произведений программы и используют музыкальные термины. Дети легко идут на контакт, устанавливают дружеские отношения со сверстниками.
Высокий уровень развития музыкальных и коммуникативных способностей:
Степень развития музыкальной грамотности обучающихся определяется по: способности «с лету», без наводящих вопросов и подготовки, после знакомства «схватить» самое существенное в произведении. Способности свободно ориентироваться в специфике музыкального языка, т.е. музыкальными терминами владеют свободно. Способности размышлять о музыке – анализировать, сравнивать, обобщать; способности ощутить авторский стиль; способности отличать шедевр от моды (развитие художественного вкуса). Легко выполняют творческие задания. Устойчивости интереса – длительности впечатлений от знакомых музыкальных произведений, желании познакомится с новыми произведениями, потребности в собственном музыкальном творчестве. Проявляют качества лидера. Успешно разрешают конфликты со сверстниками.
Для того чтобы лучше знать уровень детей и их интерес, необходимо проводить анкетирование в начале четверти и в конце (примерные вопросы для анкетирования представлены в приложении).
По результатам наблюдения и беседы с детьми делаются выводы об особенностях эмоциональной отзывчивости детей к музыке и определяется, к какой из условно выделенных групп принадлежит ребенок.
ГРУППА А. В процессе слушания музыки дети обычно равнодушны или сосредоточены на других видах деятельности. Не сопровождают музыку движениями, оставаясь в статичном, индифферентном положении. Дети чувствуют характер произведений, но испытывают трудности при их оценивании даже с помощью учителя или постоянно отказываются от оценки. Это свидетельствует о низком уровне эмоциональной отзывчивости к музыке.
ГРУППА В. Дети получают удовольствие от процесса слушания музыки, но при этом остаются равнодушными или сосредоточенно слушают, покачиваясь в такт или сохраняя статичность. Им трудно дать оценку музыкального произведения самостоятельно. С помощью учителя называют 1—2 типичных прилагательных, характеризующих произведение, сразу после прослушивания. Дети адекватно определяют эмоциональный характер произведений. Они затрудняются объяснить, почему понравилось то или иное произведение, однако внешне достаточно ярко реагируют на контрастность музыки. Это свидетельствует о среднем уровне эмоциональной отзывчивости на музыку.
ГРУППА С. В процессе слушания дети выражают удовольствие, радость, увлеченность, при этом, ярко проявляя эмоции (улыбаются, смеются, хмурятся, плачут — в зависимости от характера произведения). Часто сопровождают музыку движениями (хлопают в ладоши, покачиваются в такт, поют), дают эстетическую оценку музыкальному произведению самостоятельно в процессе слушания или сразу после прослушивания, используя при этом достаточное количество прилагательных, сравнения, примеры из жизни. Музыкальные произведения вызывают у детей яркий эмоциональный отклик, а также желание выражать эмоции посредством адекватных движений, показа, примеров из личного опыта. Дети точно чувствуют противоположный характер произведений. Это свидетельствует о высоком уровне эмоциональной отзывчивости на музыку.
Для реализации программы требуется следующее средства обучения и материально-техническое обеспечение
Средства обучения, печатные пособия
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Примечания
Хрестоматии с нотным материалом Для каждого года обучения
Сборники песен и хоров Сборники с учетом разных возрастных составов
Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству Музыкальные энциклопедии, словари, справочные пособия. Энциклопедический словарь юного музыканта, музыкальные словари основных терминов по искусствоведению.
Таблицы: средства музыкальной выразительности, признаки характера звучания. Индивидуальный дидактический раздаточный материал.
Схемы: расположения инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров Демонстрационный материал
Портреты композиторов, музыкальных инструментов, исполнителей. Комплект в настенном варианте
Экранно-звуковые пособия
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Примечания
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам данной программы выборочно.
Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся композиторов Фрагменты из опер, балетов.
Отрывки из детских мультфильмов Демонстрационный материал
Музыкальные сказки видеофильмы Персональный компьютер, медиапроектор, экран проекционный, комплект звукопроизводящей аппаратуры музыкальный центр Электронные образовательные ресурсы.
Учебно-практическое оборудование
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Примечания
Музыкальные инструменты Баян, фортепиано, клавишный синтезатор для учителя
Шумовые инструменты Для детей
Информационно-коммуникационные средства
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Примечания
Мультимедийная энциклопедия классической музыки. Композиторы, исполнители, произведения, инструменты, жанры и стили музыки, экскурсии, анимации, хронологии, словарь терминов и игровые викторины.Музыкальный класс. Играй и учись. Выпуск 2001. Дети через компьютерные музыкальные игры получают определенные знания по музыке
Первые уроки музыки и поэзии. Детское творчество. Выпуск 2007. В игровой форме на компьютере получают теоретические знания по музыке, знакомятся с инструментами и их тембровым звучанием симфонического оркестра.
Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. Выпуск 2011. Проблемная лаборатория «Творческая мастерская учителя музыки». 2 диска для компьютера. «Использование регионального компонента на уроке музыки». Выпуск 2012. Эти диски можно использовать на уроках музыки и во вне урочное время.
Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки». Кирилла и Мефодия 2001.
MP 3 Классика для школьников. Выпуск 2007. Оперное искусство: Западная опера, русская опера.
Симфонии, кантаты. Оперное искусство: Западная опера, русская опера. Балет.
Тематический план
Первый год обучения (34часа)
№ Тема Кол. часов Форма проведения
1 Музыка, музыка всюду слышна… 8 Лекция-беседа
Прослушивание музыкальных пьес, исполнение знакомых песен, выполнение музыкально ритмических движений: хлопки, притопы.
2 Музыкальная прогулка. 2 Дискуссия. Знакомство с музыкальными произведениями Анкетирование и анализ полученной информации.
3 Кто такой П.И.Чайковский? 8 Просмотр видео фильма о жизненном пути становления композитора П.И.Чайковского. Просмотр «презентации о жизненном и творческом пути композитора» Прослушивание мелодий из «детского альбома» П.И.Чайковского. Музыкальные викторины по творчеству П.И.Чайковского.
4 Балет «Щелкунчик». 2 Просмотр и знакомство с музыкальным произведением и просмотр детского музыкального м.ф «Щелкунчик» и просмотр отрывков из балета «Щелкунчик». Сравнительный анализ.
5 П.И.Чайковского его творческое наследие. 1 Музыкально игровая викторина. (Использование компьютерного игрового диска)
6 Музыка влияет на человека. 1 Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.
Конкурсная программа развлечение для детей «Музыкальная мисс».
7 Настроение в музыке. 2 Лекция-беседа.«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на занятиях или достаточно популярных М.Ф. или К.Ф
8 Два брата мажорный и минор лад. 2 Инсценировка сказки о музыкальных ладах. Музыкальная гостиная.
9 Музыкальные регистры: высокий, средний, низкий. 1 Музыкально дидактические игры «Музыкальное лото» С.Белецкого.
10 Герои любимых мультфильмов в музыке .3 Просмотр м/ф. «Бременские музыканты», обсуждение прослушенного. Беседа: «Любимые герои сказки «Бременские музыканты» Игра-конкурс вопросов и ответов.
11. Ребята давайте жить дружно! 2 Игра-терапия. просмотр м/ф. «Приключения кота Леопольда» загадки.
12 Эстрадная музыка. 2 Устный опрос. Угадай мелодию.
Второй год обучения (34 часа)
№ Тема Кол-во часов Форма проведения
1 Сила музыки. 5 Беседа, просмотр и слушание отрывков из сказок.
2. Музыкальный образ « Баба Яга». 2 Беседа, просмотр отрывков из сказок. Концерт-занятие.
3. Музыка из детских кинофильмов. 16 Прослушивание и просмотр фрагментов к/ф. Знакомство с музыкальными произведениями.
4. Творчество Е.Крылатова. 1 Угадай мелодию. Игровая программа.
5 Краски и звуки зимы. 2 Прослушивание музыкальных фрагментов. Музыкально дидактические игры.
6 «Зимняя сказка» мюзикл. 2 Экскурсия. Прослушивание и творческие задания устный опрос.
7 Композитор – сказочник Н.А.Римский Корсаков. 2 Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.
Применение компьютерных технологий просмотр презентации, музыкальная викторина.
8 «Снегурочка» весенняя сказка Н.А.Римского – Корсакова. 3 Музыкальная гостиная. Просмотр отрывков из оперы к/ф Прослушивание и анализ музыкального произведения. Тестовые задания.
9 Тема весны в музыкальных произведениях. 4 Прослушивание, беседа, рисуем иллюстрации к музыкальному произведению. Экскурсия по музыкальным произведениям весны.
10 Музыкальная прогулка. 3 Устный журнал; занятие практикум творческая работа импровизация мини музыкального рассказа .11 Музыка и ты. 4 КВН. Беседа – интервью. Угадай мелодию.
Третий год обучения (34 часа)
№ Тема Кол-во часов Форма проведения
1 Региональный компонент. Музыка осени. 8 Сюжетно-ролевая игра.
Лекция – беседа. Прослушивание разных жанров музыки.
2 Краски осени. 2 Игра-путешествие. Нарисовать осенний пейзаж. Музыкальный салон.
3 Мюзикл «Путешествие в страну знаний». 1 Прослушивание и импровизация мюзикла.
4 Симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьев. 2 Просмотр м/ф «Петя и волк» Творческие задания. Инсценирование.
5 Симфонический оркестр. 3 Музыкальная викторина. Разгадывание загадок, музыкального кроссворда.
6 Русские народные инструменты. 3 Беседа, творческое занятие – игра с применением и созданием шумовых инструментов.
7 Региональный компонент народные песни Сибири. 3 Прослушивание и просмотр исполнения русского народного хора. Экскурсия и встречи с исполнителями и авторами родного края.
8. Преобразующая сила музыки. 2 Музыкально дидактическая игра. Импровизации с эффектом эха.
9 Озорные частушки. 1 Обзорная беседа. Прослушивание. Музыкально-дидактическая игра музыкальное лото С.Белецкого.
10 Весёлый и грустный вальс. 4 «Угадай мелодию»(фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на занятии или достаточно популярных м.ф.).
Прослушивание. Использование компьютерных технологий. Угадай мелодию.
11 В оперном театре. 2 Просмотр отрывков из опер. Тестовые задания. Анкетирование.
12. Твои любимые музыкальные произведения. 3 Анкетирование. Прослушивание творческая работа.
Содержание программы
Первый год обучения (34часа)
Общеобразовательная цель первого года обучения:
учить слушать музыкальные произведения. Познакомить учащихся с видами и жанрами музыкального искусства.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать и понимать:
- уметь слушать и определять знакомые произведения;
- знать названия музыкальных произведений и композиторов;
- основные виды и жанры музыкального искусства;
- особенности музыкального языка, термины и понятия.
Содержание программы определяется алгоритмом:
Тема занятия, количество часов.
Элементы дополнительного и основного образования и воспитания.
Характеристика деятельности учащихся.
« Музыка, музыка всюду нам слышна…» (8)
Представление о мире музыкального искусства. Основные жанры музыкального искусства: танец, марш, песня.
Проявлять эмоциональную отзывчивость. Различать настроения, чувства, характер выраженные в музыке. Выполнять под музыку марша маршировку, плавные кружения под вальс, под песню дирижировать в заданном ритме, физминутки на расслабление мышц глаз, шейного отдела.
Музыкальный материал (по выбору учителя)
Марш из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковский;
Марш тореодора из оперы «Кармен» Ж.Бизе;
Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам» С.Прокофьев;
Г.Струве «Я хочу услышать музыку»;
Е.Крылатов «Откуда музыка берёт начало»;
Р.Леденёв «Тихая песенка»;
Вальс цветов из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковский;
Вальс Г.Свиридова;
В.Агафонников «Лес шумит», «Облака»,»Осенний пейзаж» из «Детского альбома»;
Г.Свиридов «Дождик», «Звонили звоны» из «Альбома пьес для детей»
Музыкальная прогулка (2)
Что включает в себя понятие «музыкальная прогулка»? Использование регионального компонента. Выявление содержательной общности между музыкой, живописью, поэзией, образы родного края в детских песнях омского композитора А.Толстобокова инсценировка «Огородный подрастай».
Проявлять патриотические качества личности и любовь к музыке родного края через знакомство с песенным репертуаром Омского композитора А.Толстобокова. Выявлять сходства и различия музыкальных и живописных образов. Подбирать иллюстрации, стихи, прозу соответствующие настроению музыкальных пьес. Выполнять физминутки на концентрацию внимания изменений темпа в музыке, четко следуя требованиям.
Музыкальный материал:
А.Толстобоков хор и арии «Огородный подрастай».
Кто такой П.И.Чайковский? (8)
Жизненный и творческий путь П.И.Чайковского Формирование стилевого понятия музыки. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.
Знать понятия композитор, музыкант, исполнитель. Уметь разбираться в строении произведений. Выполнять физминутки на релаксацию расслабление мышц для поясничного и плечевого отдела, используя музыку П.И.Чайковского «Времена года»при этом, следить за координацией темпа музыки и движений тела, чтобы совпадало.
Музыкальный материал:
П.И.Чайковского музыкальный цикл «Времена года»;
пьеса из «Детского альбома» - «Марш деревянных солдатиков;
« Болезнь куклы», « Похороны куклы», « Новая кукла»;
Отрывки из балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица».
Балет «Щелкунчик» (2)
Жанры музыки. Балет в двух актах на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Рассмотреть, как музыка характеризует образ девочки, мышиного короля. Щелкунчика.
Знать главные отличительные особенности музыкально-театрального жанра балета; либретто. Уметь определять, узнавать на слух фрагменты из балета. Выполнять разминку, упражнения на развитие памяти «узнай на слух», «определи на слух» используя отрывки из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик».
Музыкальный материал:
отрывки из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик».
П.И.Чайковский творческое наследие (1)
Мир детей в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П.И.Чайковского.
Откликаться эмоционально на выразительные и изобразительные особенности музыки. Применять знания основных средств музыкальной выразительности, при анализе и обсуждении прослушанного музыкального произведения. Понимать музыкальные термины. Выполнять физминутки разминку, задания, упражнения на развитие темпового музыкального слуха, следить за координацией рук движений при ускорении и замедлении темпа музыки.
Музыкальный материал:
П.И.Чаковский отрывки из увертюры-фантазии "Ромео и Джульетта";
"Итальянское каприччио";
фантазию "Франческа да Римини";
"Вариации на тему рококо" для виолончели с оркестром.
Музыка влияет на человека (1)
Смена настроения определённым образом зависит от музыки. Характер музыкального произведения. Передача в танцевальных движениях характера музыки, музыкального образа.
Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально – творческой деятельности. Выполнять физ. минутки, разминки, задания, упражнения для коррекционных задач по развитию речевой и двигательной активности.
Музыкальный материал:
С.Прокофьев «Детская музыка»;
Р.Щедрин золотые рыбки из балета «Конёк-Горбунок»
Настроение в музыке (2)
Интонационная природа музыки. Музыкальная речь, музыкальный язык.
Откликаться эмоционально на выразительные и изобразительные особенности музыки. Применять знания основных средств музыкальной выразительности, при анализе и обсуждении прослушанного музыкального произведения. Понимать музыкальные термины. Выполнять физминутки разминку, задания, упражнения на развитие темпового музыкального слуха, следить за координацией рук движений при ускорении и замедлении темпа музыки.
Музыкальный материал:
Д. Кабалевский «Клоуны»;
И. Дунаевский «Колыбельная»;
Э.Григ «утро» из сюиты «Пер Гюнт»
А. Хачатурян «Вечерняя сказка»
Два брата мажорный и минор лад (2)
Лад в музыке - система взаимоотношений звуков обычно в пределах октавы, определяющая звукоряд, а также мелодико – гармоническую основу музыкального произведения. Основы музыкальной грамоты.
Определять лады, применяя вербальные характеристики эмоциональных состояний. Знать понятия «лад», «мажор», «минор». Уметь высказывать свои впечатления о музыкальных произведениях. Выполнять разминку схемы зрительных траекторий, которые используются для разминок и упражнений на зрительную координацию. Подбирать карточки «мимики» в соответствии мажора веселого, минора грустного, определять правильно музыкальный лад.
Музыкальный материал:
Е. Крылатов «Колыбельная Медведицы» из мультфильма «Умка»;
И.С.Бах «Шутка» из сюиты №2 для оркестра;
«Весёлый пастушок» финская народная песня;
«Начинаем перепляс» из вокального цикла «Пять песен для детей» С.Соснин;
Д.Б.Кабалевский «Клоуны».
Музыкальные регистры: высокий, средний, низкий (1)
Основы музыкальной грамоты. Особенности музыкального языка.
Уметь определять на слух, в каком регистре звучит мелодия, используя дидактические игры, музыкальное лото С.Белецкого. Выполнять физминутки на внимание и музыкальной памяти. Использовать умело, полученные знания о регистрах в музыке.
Музыкальный материал:
А.Эшпай «Русская хороводная» из сборника «Детский альбом»;
Г.Сен-Санс «Карнавал животных».
Герои любимых мультфильмов в музыке (3)
Знакомство с известными отечественными композиторами – авторы современной детской песни, их произведения для детского кинематографа: В.Шаинский, А.Рыбников.
Знать изученные музыкальные (вокальные) произведения, названия детских мультфильмов, кинофильмов, их авторов. Уметь определять общий характер музыкальных произведений; эмоционально откликаться на музыку. Правильно чётко выполнять и передавать, ритмический рисунок руками дирижируя знакомые песни В.Шаинского «Антошка», «Мир похож на цветной луг».
Музыкальный материал:
А.Рыбников популярные песни из «Тот самый Мюнхгаузен», «Приключения Буратино», «Вам и не снилось…», «Через тернии к звёздам», «Большое космическое путешествие», «Про Красную Шапочку», «Усатый нянь», «Сказки… сказки… сказки старого Арбата» и др.
В.Шаинский «Голубой вагон», «Чебурашка», «Чунга- чанга», «Песенка мамантнка», «Улыбка».
Ребята давайте жить дружно! (2)
Знакомство с известными отечественными композиторами – авторы современной детской песни, их произведения для детского кинематографа: М/Ф «Кот Леопольд» (слова Хайт А.; музыка Савельева Б.).
Знать изученные музыкальные (вокальные) произведения, названия детских мультфильмов, кинофильмов, их авторов. Уметь определять общий характер музыкальных произведений; эмоционально откликаться на музыку.
Музыкальный материал:
М/Ф «Кот Леопольд» (слова Хайт А.; музыка Савельева Б.);
Е.Крылатов песни из кинофильма «Приключения электроника»
Эстрадная музыка (2)
Знакомство с известными отечественными композиторами – авторы современной детской песни, их произведения для детского кинематографа: М/Ф «Кот Леопольд» (слова Хайт А.; музыка Савельева Б.).
Знать изученные музыкальные (вокальные) произведения, названия детских мультфильмов, кинофильмов, их авторов. Уметь определять общий характер музыкальных произведений; эмоционально откликаться на музыку. Выполнять творческие задания.
Музыкальный материал:
А.Рыбников мюзикл «Волк и семеро козлят»
Г.Гладков песни из телефильма «Новогодние приключения Маши и Вити»
Второй год обучения (34 часа)
Общеобразовательная цель второго года обучения:
на основе изученного первого обучения музыкальных видов и жанров искусства, формировать представление о межпредметных связях музыки. Учить сравнивать, сопоставлять, характеризовать, анализировать музыкальные, литературные, исторические, художественные образы.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны уметь и знать:
- характеризовать и определять содержание музыкальных произведений;
- элементарные сведения о жанрах музыкальных произведений: опера, балет, романс, песня, танец, марш;
- музыкальные понятия и термины;
- композиторов г. Омска;
- особенности наследия творчества композиторов: Н.А.Римского Корсакова;
- виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.
- пользоваться различными источниками информации о композиторах, музыкантах исполнителях и т.д.;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Сила музыки (5)
Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Как влияет музыка на настроение людей.
Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкальных произведений. Выполнять правильно в соответствии настроению музыки физминутки для мимики лица и глаз, умело использовать музыкальный словарь эмоций.
Музыкальный материал:
Локтев В. «Песня о России»;
Пахмутова А. «Просьба»;
русская народная песня «Мы пойдем погулять»,
Рахманинов С.В. Вокализ мелодия из концерта №3;
Чайковский П.И. «Грустная песенка»;
Глинка М.И. «Жаворонок» (романс),
Музыкальный образ « Баба Яга» (2)
Сказочный образ в музыке в творчестве разных композиторов. М Мусоргский «Избушка на курьих ножках», «Баба Яга» из цикла “Картинки с выставки”. “Баба-Яга” А. К. Лядова.
Уметь проводить сравнительный анализ выразительных средств музыки, литературы, живописи при раскрытии музыкального художественного образа. Уметь моделировать образное мышление и выполнять творческие задания. Уметь воспитывать культуру слушания музыкальных произведений инструментальных жанров в “живом” исполнении и в аудиозаписи. Уметь проявлять познавательный интерес к устному народному творчеству, особенно к русским народным сказкам. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений. Уметь выполнять разминку на внимание, используя различные музыкальные образы.
Музыкальный материал:
М.Мусоргский «Избушка на курьих ножках», «Баба Яга» из цикла “Картинки с выставки”.;“Баба-Яга” А. К. Лядова.
Римский-Корсаков Н.А. «Колыбельная Волховы» (из оперы «Садко»), «Сеча при Керженце» (симфоническая картина), Хачатурян К. «Чипполино».
Музыка из детских кинофильмов (16)
Знакомство с известными отечественными композиторами – авторы современной детской песни, их произведения для детского кинематографа: Г.Гладков. Повторить творческое наследие В.Шаинского, А.Рыбникова.
Знать текст песен, изученные музыкальные (вокальные) произведения, названия детских мультфильмов, кинофильмов, их авторов. Уметь определять общий характер музыкальных произведений; эмоционально откликаться на музыку. Уметь обогащать жизнь новыми радостями, переживаниями во время выполнения физминуток, на развитие ритмического слуха используя музыку из детских кинофильмов.
Музыкальный материал:
Г.Гладков песни из мультфильма «Бременские музыканты»
В. Шаинский «Облака», «Улыбка». «Голубой вагон», «Первоклашка, первоклассник!» и др. А.Рыбников кф «Красная шапочка», «Буратино»
Творчество Е.Крылатова (1)
Жизненный и творческий путь Е.Крылатова. Раскрыть художественный образ посредством интеграции музыки с другими видами искусства.
Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Выполнять "Мимические физминутки" гимнастика на расслабление мышц лица, создание позитивного настроя учащихся.
Музыкальный материал:
Е.Крылатов песни из мультфильмов и кино "Умка", "Трилогия - Простоквашино", "Достояние Республики", "Ох уж, эта Настя", "Русалочка", "И это всё о нём", "Приключения Электроника", "Чародеи", "Гостья из будущего"
Краски и звуки зимы (2)
Прослушивание и анализ музыкального цикла «Времена года» зима. Передача своих музыкальных впечатлений в рисунках. Выполнение творческих заданий.
Выявлять ассоциативно – образные связи музыкальных и живописных произведений. Определять музыкальный характер произведения с помощью «музыкального словаря эмоций». Выполнять физминутки для развития мышления подбирать иллюстрации, стихи в соответствии с характером музыки.
Музыкальный материал:
П.И. Чайковский музыкальный цикл «Времена года» «У камелька» январь;
«Зимнее утро» из «Детского альбома»
Г.Свиридов Вальс из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель»;
«Снег идет» из маленькой кантаты;
Антонио Вивальди. Времена года. Зима;
В.Шебалин «Зимняя дорога»;
«Свозь волнистые туманы», «Зимний вечер» русские народные песни;
Штраус И. «Триктрак» (полька);
Рахманинов С.В. «Прелюдия соль минор»;
Струве Г. «Школьный корабль», «Музыка всегда с тобой», «Спасибо вам, учителя», «С нами друг», Чайковский П.И. «Сентиментальный вальс», «Симфония №6»,
«Зимняя сказка» мюзикл (2)
Воплощение в музыке чувств, настроения, характера человека, его отношения к природе, жизни. Самовыражение в музыке. По- настоящему хорошая музыка характером своим всегда точно соответствует чувствам и мыслям, которые композитор хотел в этой музыке выразить.
Уметь передавать свои музыкальные впечатления в рисунке. Различать и сопоставлять средства музыкальной выразительности. Знать понятия и музыкальные термины: мюзикл, ария, музыкант, исполнитель, вокализ, соло.Музыкальный материал:
Е.Снеговая «Зимняя сказка» мюзикл
1. Композитор – сказочник Н.А.Римский Корсаков (2)
2. Великие композиторы, великие произведения. Знакомство с творчеством русского композитора Н.А.Римского- Корсакова большая часть творчества написана на сказочный сюжет (оперы «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Садко», «Кащей Бессмертный», «Золотой петушок» и др.).
3. Знать основные произведения Н.А.Римского-Корсакова «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» и другие. Понимать и знать основные термины и понятия музыкального искусства. Выполнять мультимедийные физминутки для глаз.
Музыкальный материал:
Н.А.Римский – Корсаков отрывки из опер «Сказка о царе Салтане», «Садко», «Кащей Бессмертный», «Золотой петушок».
1. «Снегурочка» весенняя сказка Н.А.Римского – Корсакова (3)
2. Опера – музыкальный жанр, объединяющий музыку и драму, живопись и балет. Цель (драма, театральный образ) и средства (музыка). Продолжение знакомства с творчеством русского композитора Н.А.Римского- Корсакова опера «Снегурочка». Либретто по сказке А.Н.Островского; строение произведения, общий характер музыки и музыкальная характеристика героев.
3. Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере. Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных инструментов. Уметь анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи взаимодействии. Выполнять динамические паузы, с целью развития речевой активности.
Музыкальный материал:
Н.А.Римский – Корсаков, песни арии Леля, Снегурочки, Мезгиря из оперы «Снегурочка»
Тема весны в музыкальных произведениях (4)
Краски и звуки весенней природы. Выразительные возможности музыки в описании весенней природы. Осень глазами художников, поэтов, композиторов. Общее и особенное между прослушанным музыкальным произведением и произведениями других искусств об осени (изобразительное искусство, поэзия). У художников – краски, у композиторов – звуки, у поэтов – слова.
Проявлять образное мышление и творческие способности учащихся. Воплощать культуру слушания музыкальных произведений инструментальных жанров в “живом” исполнении и в аудиозаписи.
Музыкальный материал:
П.И.Чайковский «Подснежник» апрель, март «Песня жаворонка» из цикла «Времена года»;
А.Вивальди «Времена года», Концерт «Весна»- «Пение птиц»;
Ф.Шопен «Весенний вальс»;
Мусоргский М.П. «Расвет на Москва-реке» из оперы «Хованщина»;
Таривердиев М. «Маленький принц»;
Варламов А. «Горные вершины»;
Глинка М.И. «Жаворонок»;
Свиридов Г. «Тройка»; Роджерс Р. «Звуки музыки»;
Крылатов Е. «Колокола».
Музыкальная прогулка (3)
Краски и звуки весенней природы. Выразительные возможности музыки в описании весенней природы. Поэзия, иллюстрации в сравнении.
Знать понятие тембр, уметь определять на слух тембры различных музыкальных инструментов. Уметь определять общий характер музыкального произведения.
Музыкальный материал:
В.А.Моцарт «Приди, весна»;
П.И.Чайковский «Март. Песнь жаворонка»,
А.Вивальди «Весна», Г.Вдовин «Весна в Мордовии».
Музыка и ты (4)
Музыка в жизни ребенка. Региональный компонент образы родного края в детских песнях Омских композиторов: А.Толстобокова, В. Киселева, В.Великанова, А.Кокорина.
Знать музыку родного края и композиторов, которые её создали. Сравнивать музыкальные произведения. Находить сходство и различия музыкальных и живописных образов родного края.
Музыкальный материал:
А.Толстобокова песня «Дашин карандашик»; « Кому что снится»кантата на стихи омских поэтов Белозерова и Балачана "Вечная память героям", цикл музыкальных произведений для детей "Кому что снится";
А.Кокорин «Кошачий спор», «Колыбельная»;
В.Великанов «На лесной опушке».
Третий год обучения (34 часа)
Общеобразовательная цель третьего года обучения:
продолжать работу по изучению и закреплению и воспитанию музыкальной культуры. На основе изучения первого, второго и третьего года обучения. Формирование основ духовно-нравственного воспитания через приобщение к музыкальной культуре и гармоничного развития личности.
Планируемые результаты:
Дети должны знать и понимать:
- характер и содержание музыкальных произведений;
- расположение инструментов симфонического и народного оркестра;
- элементарные сведения о жанрах музыкальных произведений: опера, балет, романс, песня, танец, марш;
- музыкальные понятия и термины;
- композиторов г. Омска;
- особенности творчества композиторов: П.И.Чайковского, Н.А.Римского- Корсакова;
- виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.
Должны уметь:
- уметь дифференцировать части музыкального произведения (вступление, главная партия, побочная, заключение);
- узнавать изученные произведения;
- давать полный ответ название произведения, жанр, имя и фамилию композитора;
- уметь определять музыкальные жанры;
- уметь анализировать, сравнивать, сопоставлять музыкальные произведения;
- уметь определять на слух звучание симфонического и народного оркестра;
- уметь определять на слух музыкальные инструменты: балалайка, домра, гусли, баян, рояль, гитара, скрипка;- определять на слух группу музыкальных инструментов духовые, струнные, ударные;
- пользоваться различными источниками информации о музыкальной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (создание кроссвордов, доклады, сообщения).
Музыка осени (8)
Региональный компонент музыка омского композитора В.Киселева «Золотая осень», «Здравствуй, школа!» Репродукции картины А.Ф.Соловьевой «Осенний Омск» Фрагменты стихотворения омской поэтессы Т.Четвериковой «Сказка про бабушку дрёму».
Проявлять любовь к музыке родного края через знакомство с песенным репертуаром омских композиторов. Проявлять патриотические качества личности. Уметь слушать и слышать, проявляя культуру слушания и эстетический вкус.
Музыкальный материал:
П.И.Чайковский из цикла «Времена года» октябрь;
Георгий Свиридов. Романс “Осенний вальс” к повести Пушкина “Метель”;
Петерис Васкс. Фортепианный цикл “The Seasons” – Осень;
Евгений Дога. Осенний вальс к кинофильму “Мой ласковый и нежный зверь”.
Краски осени (2)
Природа в музыке. Краски и звуки осенней природы. Осень глазами художников, поэтов, композиторов. Общее и особенное между прослушанным музыкальным произведением и произведениями других искусств об осени (изобразительное искусство, поэзия). У художников – краски, у композиторов – звуки, у поэтов – слова.
Знать о выразительных возможностях музыки в изображении осенней природы, какими средствами отображают свое осеннее настроение поэт, художник, композитор. Уметь анализировать, сравнивать, понимать музыкальные произведения.
Музыкальный материал:
Антонио Вивальди. «Времена года»;
Попатенко Т.А., слова Ивенсен М. «Осень»;
русская народная песня «Осень»;
Парцхаладзе М.А., стихи Соловьевой Н.А. «Осень».
Мюзикл «Путешествие в страну знаний» (1)
Жанровое многообразие инструментальной и вокальной музыки. Интонация в музыкальном произведении. Глубокое родство музыкальной и речевой интонации является важнейшей из основ, на которой базируется выразительность музыки, её способность воздействовать на слушателя.
Уметь анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи взаимодействии, эмоционально откликаться на музыку. Уметь выполнять динамические паузы с целью развития музыкальной памяти.
Музыкальный материал:
Мюзикл «Путешествие в страну знаний» Авторы - Елена Снеговая и Михаил Прокофьев (студия -Звонкий дождь).
Симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьев (2)
Симфоническая сказка «Петя и волк»
Жизненный и творческий путь С. Прокофьева. Тембры инструментов. И расположение различных групп инструментов симфонического оркестра.
Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки. Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита. Определять, какой инструмент озвучивает музыкальные партии утки, дедушки, внука, птички и т.д.
Музыкальный материал:
С.Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк»;
балет «Ромео и Джульетта», «Золушка».
Симфонический оркестр (3)
На какие группы делится симфонический оркестр, схемы расположения, просмотр видео оркестров, сравнение звучания.
Знать группы симфонического оркестра, определять на слух звучание оркестров. Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра. Уметь применять знания в компьютерной игре «оркестры».
Музыкальный материал:
Л.В.Бетховен фрагменты Симфонии № 3 «Героическая»;
Соната № 14 «Лунная»;
В.А.Моцарт Симфония № 40 финал;
М.И.Глинка «Арагонская хота».
Русские народные инструменты (3)
История создания русских народных инструментов, группы инструментов русского народного оркестра, схемы расположения. Балалайка, домра, баян, гусли.
Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров. Уметь применять знания в компьютерной игре «оркестры». Исследовать историю создания музыкальных инструментов. Знать и иметь уважение к народной музыке, эмоционально откликаться на музыку.
Музыкальный материал:
В.Андреев обработка русской народной песни «Светит месяц», «У зари-то, у зореньки», «Липа вековая»;
«Ах вы, дружки" и "Уж как по мосту-мосточку", «Возле речки, возле мосту», «Коробейники», «Во саду ли в огороде» Вариации на темы русских народных .песен.
Народные песни Сибири (3)
Региональный компонент формирование знаний о манерах исполнения народных песен в Сибири. Знакомство с Омским русским народным хором.
Проявлять патриотические качества личности. Иметь культуру слушания и эстетический вкус учащихся. Проявлять уважение к культурному наследию родного края.
Музыкальный материал:
Омский русский народный хор «Крутись веретенце», «Матушка Сибирь», «Песня о Ермаке», «Омская полечка», «Куда бежишь, тропинка милая», «При долине куст калины».
Преобразующая сила музыки (2)
Дать представление о разнообразии жанров народной песни в Сибири. Казачьи песни исторические, лирические, воинские и др. Прослушать песни о Нововаршавке, проанализировать.
Знать об исполнительских коллективах города Омска: о фольклорном ансамбле «Звонница». Проявлять патриотические качества личности и любовь к родному краю. Уметь сравнивать музыкальные и речевые интонации.
Проявлять уважение к культурному наследию родного края.
Музыкальный материал:
Казачья лирическая песня «По-за речкой», «Ой, скрылось солнце за горою» из сборника Е.Я.Аркина «Запевает казак песнь»; «Не слыхала я младёшенька»;
Походная песня сибирских казаков «Шел казак с похода», «Рано утром весной» в исполнении ансамбля «Звонница»;
Воинская казачья песня «Гренадеры-молодцы»;
Историческая песня в Сибири «Ой да немец с турком»
Песни о поселке Нововаршавка «На целине», «Нововаршавка, Нововаршавочка».
Озорные частушки (1)
Частушка – русский фольклорный жанр, короткая народная песня, обычно юмористического содержания. Частушки бывают разными по тематике. Частушки – быстрые песни в четком ритме двудольного танца.
Знать определение частушки, строение частушек. Отличительные особенности, эмоционально откликаться на музыку. Подбирать стихи и рассказы соответствующие частушкам. Выполнять творческие задания.
Музыкальный материал:
Сибирские частушки «Воталинка»;
Детские частушки на школьные темы.
Весёлый и грустный вальс (4)
Вальс один из популярнейших бальных танцев XIX—XX вв.. Вальс танцуют плавно кружащиеся пары; темп его бывает различным — от медленного до очень быстрого. Размер 3-дольный; в аккомпанементе характерен опорный акцент в басу на сильной доле и 2 аккорда на слабых долях.
Знать и определять музыкальный характер произведения с помощью «музыкального словаря эмоций». Понимать основные термины и понятия музыкального искусства.
Музыкальный материал:
Ф. Шопен - Весенний вальс;
Вальс до диез минор; Вальс № 7 Зима; «Вальс дождя»; «Вальс-минутка»;
И.Штраус Вальс Из Оперетты «Летучая Мышь»; Вальс "Венская ночь", Вальс из оперетты "Цыганский барон";
П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»;
Е.Дога Вальс из фильма "Мой ласковый и нежный зверь";
Г.Свиридов «Вальс" - вторая часть сюиты "Метель"
В оперном театре (2)
Жанры музыки. Опера – музыкальный жанр, объединяющий музыку и драму, живопись и балет. Цель (драма, театральный образ) и средства (музыка). М.И.Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» строение произведения, общий характер музыки и музыкальная характеристика героев.
Сопоставлять и знать музыкальные образы в звучании различных инструментов. Уметь анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи взаимодействии.
Музыкальный материал:
М.И.Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»;
Фрагменты из оперы «Иван Сусанин»;
К.-В.Глюк фрагменты из оперы «орфей и Эвридика»;
Н.А.Римский –Корсаков фрагменты из оперы «Снегурочка».
Твои любимые музыкальные произведения
Обобщающие занятия. Повторить и закрепить выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, романс, балет и др.) Творческое наследие композиторов Н.А.Римский- Корсаков, С.Прокофьев, и др. Музыка Омских композиторов. Русские народные инструменты, оркестры.
Проявлять патриотические качества личности и любовь к родному краю. Уметь проявлять культуру слушания и эстетический вкус.
Проявлять уважение к культурному наследию родного края. Участвовать в подготовке заключительного занятия-концерта.
Музыкальный материал:
Н.А.Римский-Корсаков фрагменты из опер «Садко», «Золотой петушок», «Шехеразада», «Сказка о царе Салтане», цикл романсов «У моря»;
С.Прокофьев фрагменты из балета «Ромео и Джульетта»;
А.И.Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаянэ»; М.Равель «Болеро»;
Ж.Бизе опера «Кармен»; П.И.Чайковский фантазия Франческа да Римини (1876), Итальянское каприччио (1880), Торжественная увертюра 1812 год.
Литература
Айдарбекова А.А. Музыкальное воспитание как одна из форм коррекционной работы с умственно отсталыми младшими школьниками. – М.,1989.
Алеева В.В., Кичак Т.Н.. Рабочие программы по учебникам «Музыка» 1-4 классы. Составители Попова Г.П., Шампарова Л.В. Издательство «Учитель» 2010. Издание 2011.
Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. – М., 1983.
Барылкина Л.П., Жиренко О.Е., Яровая Л.Н., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. Изд. 3-е, переработанное и дополнительное: Новые варианты сценариев: Праздники, утренники, конкурсы, КВН, викторины, спектакли. – М., 2008.
Бетретинова С.М. Из опыта работы на уроках музыки во вспомогательной школе. // Дефектология, № 2 , 1991.
Боромыкова, О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением: комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс,1999.
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. Воронковой В.В. – М., 1994.
Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1987
Вольперт И.Е. Лечение музыкой. – Л., 1972.
Гаврилушкина О.П. Задачи музыкального воспитания умственно отсталых детей. – М., 1980.
Головина Т.Н. Эстетическое воспитание во вспомогательной школе. – М., 1972.
Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М., 1993.
Евтушенко И.В. Организация музыкального воспитания в системе учебно-воспитательных занятий в школе-интернате для умственно отсталых детей-сирот // Дефектология № 2, 2003.
Ивановский Ю. Занимательная музыка. Кроссворды, шарады, ребусы, музыкальные игры, викторины. Издательство «Композитор» Санкт-Петербург, 2005.
Инновационная деятельность педагога – музыканта. Сборник методических статей. Выпуск 2. Омск – 2012.
Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. – М., 1982.
Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? //«Советский композитор», 1977.
Кононова Н.Г. Коррекция нарушенных функций у детей с церебральным параличом средствами музыки. – М., 2008.
Котышева Е.Н. Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями. - Санкт-Петербург, 2010.
Миловская С.М. О коррекционных возможностях эстетического воспитания учащихся вспомогательной школы //Дефектология, № 2, 1980.
Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комисарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – М., 2001.
Медведева Е.А., Комисарова Л.Н., Шашкина Г.Р., Сергеева О.Л. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. – М., 2002.
Музыкально-эстетическое воспитание школьников /Авт.-сост. О.П.Власенко.- Волгоград, 2007.
Мультимедийные презентации на уроках музыки. Инструктивно-методические материалы. – Омск, 2012.
Программа и методические рекомендации для учителей музыки. Изучение музыки с основами краеведения в 1-8 классов общеобразовательных учреждений. – Омск, 2003.
Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Рабочая программы. «Музыка» 1-4. – М., 2011.
Соболев А.С. Музыкальное воспитание во вспомогательной школе. – М., 1968.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии: психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005.
Челтышева Т.В. Спутник учителя музыки. – М.,1993.