Трудовое воспитания детей с недостатками слуха.

.
Выступление на МО
Тема: «Трудовое воспитания детей с недостатками слуха».







Докладчик: Пилюгина Н.Д














Труд не только определяет характер, содержание воспитания, но и оказывает влияние на духовное развитие человека.
Задачи трудового воспитания детей с недостатками слуха Трудовое воспитание сложный, многогранный процесс, предусматривающий вовлечение детей с недостатками слуха в разнообразную трудовую деятельность. Такими задачами являются идейно-нравственная, психологическая, практическая подготовка глухих школьников к труду; преодоление последствий, связанных с первичным дефектом. Эти задачи неразрывно связаны друг с другом. Их решение способствует общему развитию детей с недостатками слуха, подготовке их к активному участию в общественно полезном труде и формированию положительного отношения к труду. Идейно-нравственная подготовка детей с недостатками слуха включает понимание социальной значимости труда, а также стремление к формированию нравственных качеств, таких как коллективизм, взаимопомощь, бережливость, добросовестное творческое отношение к работе и др. Целенаправленная педагогическая работа, проводимая с учетом особенностей глухих, позволяет преодолеть недостатки из идейно-нравственной готовности к труду. Психологическая подготовка включает воспитание стремления охотно выполнять любую работу, полезную для других, для общества. Практическая подготовка к труду направлена на вооружение детей с недостатками слуха знаниями основ наук, умениями и навыками, необходимыми в трудовом процессе. К ним относятся общетрудовые умения (планировать, оценивать, организовывать деятельность и т. д.) и технические умения (резать, пилить, строгать и др.). Процесс формирования умений происходит у глухих медленнее и с большими трудностями, чем у слышащих, что объясняется снижением слуха, нарушением анатомо-физиологических функций некоторых систем, в частности вестибулярного аппарата. В трудовом воспитании детей с недостатками слуха особо выделяются коррекционные задачи, решение которых позволяет преодолеть последствия первичного дефекта. Они включают развитие речи и закрепление навыков речевого общения, а также исправление недостатков физического развития школьников. Содержание трудового воспитания детей с недостатками слуха раскрывается в разнообразных видах труда – умственном (учебном), на специальных уроках, общественно полезном. Учебный труд направлен на овладение знаниями основ наук в объеме школьной программы. Он способствует формированию нравственных качеств, развитию творческих способностей школьников. Трудовое воспитание способствует формированию технических знаний, мировоззрения, трудовых умений, любви к труду. Предметы гуманитарного цикла позволяют раскрыть общественную ценность труда, характер труда в обществе и т. д. Условиями организации учебного труда детей с недостатками слуха являются следующие: в начале исполнительская, затем активно исполнительская, далее активно самостоятельная, затем творчески самостоятельная), что способствует изменению позиции ученика в ходе обучения; Трудовое обучение специальный учебный предмет, включенный в учебный план школ глухих и слабослышащих. Труд на специальных уроках целостный процесс, органически сочетающий обучение и воспитание детей с недостатками слуха. Он направлен на вооружение школьников политехническими знаниями, трудовыми умениями и навыками, на развитие технического мышления и творческих способностей учащихся. В процессе воспитания осуществляется формирование коммунистического отношения к труду, ответственности за порученное дело. Трудовое обучение осуществляется на основе школьных программ, в которых определены задачи, содержание, методы и формы работы на различных этапах обучения. Организация и методика обучения детей с недостатками слуха на всех возрастных этапах строится исходя из таких требований, как включение школьников в разнообразные виды труда, в том числе и общественно полезный, производительный труд, доступность технологии изготовления каждого изделия, умелое инструктирование учащихся и правильное руководство их деятельностью со стороны педагога.). Трудовое обучение детей с недостатками слуха осуществляется в разных формах, основной из которых является урок. Наряду с этим проводятся экскурсии на предприятия, организуется учебно-производственная практика. По своей общественной значимости он делится на бытовой, производительный, собственно общественно полезный. Бытовой труд один из простых видов труда, в который систематически вовлекаются все дети. В школах-интернатах для детей с недостатками слуха данный вид труда организуется детским коллективом, и его результаты также принадлежат коллективу, что придает бытовому труду общественно полезный характер. Бытовой труд наиболее, доступен, для детей с недостатками слуха и имеет для них огромное значение. Он формирует у школьников такие качества, как бережное отношение к вещам, взаимопомощь, инициатива, добросовестное отношение к порученному делу. Особая ценность бытового труда для детей с недостатками слуха состоит в том, что он приучает их выполнять повседневные дела, лишенные эмоциональной привлекательности, воспитывая тем самым упорство и настойчивость. В бытовой труд входят: личная гигиена, уход за одеждой, обувью, жилищем, приготовление пищи, мытье посуды, изготовление и ремонт нужных для личного пользования вещей, а также заботу о чистоте и оформлении своего класса, кабинета, мастерской и других помещений школы, уход за растениями, животными в уголке живой природы. Труд по самообслуживанию может быть ручным и механизированным, простым и сложным, индивидуальным, групповым или коллективным. Овладение трудовыми умениями и навыками происходит на основе подражания действиям сверстников, старших товарищей и сурдопедагога. Важную роль играет словесный отчет воспитанника о выполненном действии. Трудовые умения детей с недостатками слуха по самообслуживанию и домоводству углубляются и расширяются. Более сложные формы работы: субботники, уборка школьной территории, и т. д. Общественно полезный труд детей с недостатками слуха это часть их общественно полезной деятельности, в результате которой создаются материальные ценности, необходимые обществу и имеющие определенную потребительскую стоимость. Производительный труд представляет важнейшее средство всестороннего развития школьников. Он способствует обогащению практического опыта учащихся, расширению сведений о технике, производстве, углублению и конкретизации научных знаний, лучшему пониманию их значения для практики, для производства. Наряду с этим производительный труд содействует формированию нравственных качеств: коллективизма, бережливости, дисциплинированности, настойчивости, инициативности; оказывает влияние на развитие интеллектуальных качеств личности, таких, как любознательность, уверенность в своих силах, гибкость и критичность ума. Производительный труд детей с недостатками слуха неотъемлемая часть трудового обучения. В специальной школе используются различные виды и формы общественно полезного труда. I группа общественно-трудовые дела, которые проводятся внутри школы и приносят пользу школьному коллективу; II группа общественно-трудовые дела, которые приносят пользу обществу в широком смысле слова. В специальной школе проводится также:изготовление и ремонт наглядных пособий, ремонт мебели, оформительская работа, помощь библиотеке, а также благоустройство и озеленение школьной территории, работа на пришкольном участке. Еще можно выделить оказание помощи народному хозяйству, работу по озеленению района, города, участие в охране природы, девство над памятниками героям войны и труда. Общественно полезный труд помогает вовлекать детей с недостатками слуха в общественные отношения, расширять их социальные связи.




15