Презентация программы по профилактике девиантного поведения «Перекресток» для детей с недостатками слуха.
Выступление на городском научно - методическом семинаре «Профилактика зависимого поведения школьников»
1 слайд
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Разрешите представить программу по профилактики девиантного поведения «Перекресток», для детей с недостатками слуха.
2 слайд
Во все времена, при всех экономических формациях предметом заботы учителя являются не только знания учащихся, но и их нравственный облик, культура поведения. В связи с этим важна работа педагогов с теми учащимися, поведение которых не соответствует требованиям дисциплины и нормам. Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным. Под девиантным поведением, мы понимаем, систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы. Серьёзную социальную проблему представляет зависимое поведение, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрату работоспособности, конфликты с окружающими и даже совершение преступлений. Кроме того, это наиболее распространённый вид девиации, так или иначе затрагивающий любую семью.
В специальной литературе употребляется ещё одно название рассматриваемой реальности – аддиктивное поведение.
3 слайд
Современное состояние науки позволяет говорить о следующих условиях и причинах аддиктивного поведения. Говоря о факторах зависимого поведения, следует ещё раз подчеркнуть, что в его основе лежат естественные потребности человека. Склонность к зависимости в целом является универсальной особенностью ребенка. При определённых условиях, однако, некоторые нейтральные объекты превращаются в жизненно важные для него, а потребность в них усиливается до неконтролируемой. В процессе жизни и деятельности в коллективе происходит постоянное взаимовлияние учащихся друг на друга, в ходе которого формируются их оценка и самооценка Особенно это касается детей с нарушением слуха. Своеобразие протекания процесса социализации отрицательно сказывается на формировании коммуникативной компетентности слабослышащих детей, в том числе приводит к зависимому поведению.
4 слайд
К основным видам зависимости относятся: химические, поведенческие, промежуточные.они представлены на экране.
5 слайд
Зависимому поведению свойственны следующие признаки, они так же представлены на экране:
Последний из приведенных признаков более выражен у подростков, страдающих зависимостью от каких-либо химических веществ, но в меньшей степени, он также может иметь место и у подростков с нехимическими зависимостями. В любом случае эти три синдрома отличают человека, страдающего болезнью зависимости, от здорового.
6слайд
Ориентируясь на наблюдения и исследования в школе-интернате, для детей с нарушением слуха, мы можем выделить основные формы зависимого поведения, они представлены на слайде.
7 слайд
В школе-интернате профилактика зависимого поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях:это социально-психологический, правой, педагогический и т.д.
8 слайд
Наиболее важные условия успешной профилактической работы представлены на слайде. Особенно важно условие в работе с подростками, это своевременность.
9 слайд
Основные направления и формы профилактической работы с учащимися с нарушением слуха, это организация социальной среды, информирование, обучение, организация альтернативной деятельности и тд.
10 слайд
В целях предупреждения зависимого поведения используются различные социально-психологические методы. Они так же представлены на экране.
11 слайд
Согласно плану Совета профилактики совместно с психологами школы-интерната, проводится диагностика по выявлению зависимого поведения.
С учащимися 7-10 классов был проведен тест - опрос с целью выявление употребления энергитических и других спиртосодержащих напитков. Опросник состоял из 10 вопросов, ребятам нужно было выбрать варианты ответов, наиболее для них подходящие. Из полученных результатов, мы выделили вопросы наиболее важные, где большое процентное соотношение. На вопрос Пробовал ли ты когда-нибудь энергетические и другие алкогольные напитки. Положительно ответили 62% опрошенных. Причинами потребления стали: интерес, дали попробовать друзья, видел в интернете, был на дне рождении. На вопрос как часто употребляете? Большинство ребят ответили, всего один раз, таких 81% .
12 слайд
На вопрос опасно ли употребление энергетических напитков? 33% учащихся ответили нет. На вопрос как надо себя вести, когда тебе предлагают попробовать спиртные напитки? Большенство ребят не знают, как правильно отказать своим сверстникам.Таким образом, можно сделать вывод, что у старшиклассников появляется интерес к алкогольным напиткам разного вида. Ребята недостаточно проинформированы о вреде употребления энергетических напитков и других напитков содержащие спирт. Подростки не знают как правильно себя вести в случае давления со стороны сверстников.
13 слайд
С учащимися 4-6 классов была проведена диагностика на выявления интернет-зависимости. По результатам было выявлено следующее, 76% школьников все свое свободное время проводят в социальных сетях.
14 слайд
На вопрос влияет ли интернет на учебу 43% чащихся отмечают, что компьютер не влияет на учебу, а наоборот помогает.
15 слайд
В нашем образовательном учреждении, был организован круглый стол, для родителей и педагогов по теме «Как предупредить возникновение отрицательной зависимости у школьника». Проблема отрицательных зависимостей выбрана не случайно. Мотивом организации мероприятия явились результаты диагностики, представленыые выше.
Во время встречи рассматривались актуальные вопросы, такие как: Энергетики (безалкогольные напитки) вредны или безвредны? Кто и как контролирует режим обращения ребенка с компьютером? Существуют ли конфликты в семье из-за компьютера? Существует ли контроль за общением ребенка в сети? И многие другие.
«Круглый стол» позволил провести дискуссию плодотворно и способствовал к принятию компромиссных решений. Форма коллективной дискуссии позволила узнать мнение родителей и приглашенных специалистов.
16 слайд
С учетом выявленных проблем и первичной диагностики нами разработана и адаптирована программа«Перекресток» по профилактике девиантного поведения для детей с недостатками слуха.
17 слайд
ПРОГРАММА включает в себя 2 блока:
Блок направлен на формирование у детей мотивов на позитивные изменения в личностном развитии, разрешении трудностей саморазвития и трудностей в межличностном отношение с одноклассниками, общение с педагогами, родителями.
Блок направлен на профилактику возникновения отрицательных
зависимостей в детской и подростковой среде.
18 слайд
Занятия проводятся для двух возрастных групп продолжительность курса 24 занятия, 2 часа в неделю. Данные занятия имеют одинаковую структуру, предполагают осуществление бесед, применение игровых технологий, коллективных дидактических и ролевых игр, обсуждения. В ходе работы учащиеся с нарушением слуха учатся осознавать свои переживания, эмоции, стараются управлять своим поведением, формируется установка и представление о здоровом образе жизни и правильной жизненной позиции, принятия важных решений, помощи в профессиональном самоопределении.
19 слайд
Реализация профилактических занятий по программе существенно повысила уровень информированности среди учащихся, привела к снижению роста негативных явлений в детской среде, поспособствовала духовно - нравственному оздоровлению подростков. Учащиеся 9-х классов приняли активное участие в международной дистационной олимпиаде на тему: «Безопасность детей в сети интернет»,где показали высокий уровень знаний в области иформационных технологий. И были награжены диломами за 1,2,3 место. Большинство учащихся нашей школы посещают спортивные секции. Принимают участие в творческих группах, учавствуют в различных акциях «Мы за здоровый обаз жизни», Научись говорить,нет! и т.д.
20 слайд
Чтобы проверить эффективность программы совместно с психологами школы, мы провели повторную диагностику по выявлению зависимого поведения среди учащихся. Нами был проведен повторный тест-опросник по выявлению употребления ПАВ среди 7-10 классов. Сравнительный анализ показал, что на 60% повысились показатели информированности среди подростков, сформированы правильные суждения о здоровом образе жизни и окружаещем мире.
21 слайд
На диаграмме видна положительная динамика,на конец года уже у 96% учащихся сформированы негативное отношение к энергетическим и спиртосодержащим напиткам.
22 слайд
Так же была проведена повторная диагностика по выявлению интернет - зависимости среди учащихся среднего звена. На диаграмме видно, как показатели заметно к концу года изменились. 30% учащихся смогли организовать правильно свою работу за компьютером.
23 слайд
На оснавании полученных данных становится очевидным, что систематическая и целенаправленная работа по профилактике, делинквентного, аддиктивного поведения учащихся с нарушениями слуха по данной программе в школе необходима, она оказывает серьезную поддержку по сохранению, укреплению и формированию психологического здоровья школьников.Сравнительный анализ показал, проведение профилактических занятий и проведенных внеклассных мероприятий по профилактике зависимого поведения в школе-интернате положительно влияют на поведения школьников. Реализация намеченных мероприятий по программе существенно повысили уровень развития воспитания детей, привела к снижению роста негативных явлений в детской среде, поспособствовала духовно- нравственному оздоровлению социума.
24 слайд
Для того,чтобы нам завершить теоритическую часть и перейти к практической части. Предлагаю вам, немного отдохнуть и поиграть в игру, игра называется «Найди свою пару» На зеленых листочках описаны виды зависимого поведения. На желтых листочках записаны названия видов. Найдите свою пару. Выполнения задания 5мин.
25 слайд
Итог.
Мастер-класс на тему профилактика интернет зависимости.
26 слайд
Сегодня мы рассмотрим однин из видов зависимого поведения среди подростоков, интернет-зависимость. Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений: по статистике: в мире интернет -зависимых в четыре раза больше, чем наркозависимых. В Европе и Америке уже начали открывать соответствующие клиники. В России таких учреждений нет, да и пристрастие к Всемирной паутине зачастую не воспринимают как серьезную проблему.Так что же такое интернет-зависимость?
27 слайд
Ответьте на вопросы:Что такое интернет-зависимость?
Какому из видов зависимого поведения, относится интернет-зависимость?
Какие меры воздействия на детей, можете назвать?
28 слайд
Разрешите представить видео фрагменты занятия по профилактики интернет - зависимости с учащимися 9-х классов с нарушением слуха в школе№38. Тема занятия «Безопасность в сети интернет» Цель: информирование о последствиях злоупотребления компьютером у подростков.
29 слайд
Проблемой интернет - зависимости их вовлеченностью в виртуальное общение и игры зачастую идут в ущерб учебной деятельности и живому общению. Современные дети, все свое свободное время проводят в социальных сетях, тем самым теряется теплота взаимоотношений родителя и ребенка. Возникают межличностные конфликты, не понимания. Родители недостаточно хорошо знакомы с феноменом социальных сетей, что делает их зачастую неспособными говорить с детьми на одном языке и понять их движущую мотивацию. Таким образом, теряется контакт между родителями и подростками, в результате в арсенале родителей остается ограниченное количество мер воздействия на детей (таких например, как лишение их интернета полностью), что не способствует решению проблемы.
Мы провели опрос между родителями и детьми, задавали одни и те же вопросы. По результатам опроса видна разница в восприятии связи между реальностью виртуальной и повседневной. Для поколения родителей зачастую эти две реальности существуют параллельно и не пересекаются. В то время как для детей эти две реальности слиты и неразрывны. Зачастую уровень компьютерной грамотности подростков выше, чем у их родителей, что обуславливает то, что интернет среда родителями может восприниматься как угроза, а подростками – как возможность.
В отличие от родителей в их возрасте современные подростки знакомятся и общаются через социальные сети. При этом их активность в социальных сетях зачастую обуславливает их статус в реальной группе сверстников, что приобретает для них огромное значение. С этой точки зрения лишение их возможности пользоваться ресурсом социальных сетей затрудняет общение со сверстниками, что становится для подростка сверхзначимым и приводит к конфликтам с родителями.
30 слайд
Какие опасности в социальных сетях нас подстерегают.
1. Если человек не ограничивает доступ к своей личной информации, то любой пользователь в сети способен узнать всё: начиная от личного мобильного телефона и адреса и заканчивая фотографиями и списком любимых книг. Не нужно объяснять, что данной информацией можно воспользоваться не только во благо. Многие преступники с удовольствием пользуются этой информацией. Нужно тщательно следить за тем, какая информация кому может быть доступна.
2.Человек, у которого не очень хорошо складываются социальные отношения, в жизни может полностью заменять реальное общение и реальные взаимодействия с людьми виртуальным. Социальная сеть является важным и актуальным дополнением к общению, но не способно полностью заменять его.
3. Пользователи могут намеренно искажать свои данные, начиная с увлечений и заканчивая именем, полом и возрастом. Нужно относиться к любой информации критично и внимательно завязывать новые связи и начинать новое общение аккуратно и осторожно.
4. Не стоит реагировать на намеренные провокации – человек, занимающихся троллингом, этого и добивается. Занесите его в черный список, если угрозы и оскорбления не прекращаются, скопируйте текст, обратитесь в полицию.
31 слайд
Чем могут быть полезны социальные сети? Что в них хорошего?
1. С помощью международной сети вы можете заводить знакомства с людьми из любой страны мира либо поддерживать связь с близкими на больших расстояниях.
2., Спомощью созданных групп в разных странах люди занимаются поиском пропавших людей.
3. В рамках социальной сети есть возможность создавать свои микро группы «по интересам» и общаться в рамках этих групп. Есть группы поклонников некоторых музыкальных жанров, группы любителей рыбалки, группы автолюбителей. Сеть позволяет быстро найти людей, разделяющих ваши интересы.
Таким образом, ИНТЕРНЕТ это не только угрозы, но и новые возможности, без которых вероятно будет трудно обойтись в будущем, так, же как сейчас без телефона. Для того, чтобы подтвердить и закрепить этот вывод я предлагаю вам упражнение в мини-группах.
32 слайд
Все мы родители у каждого из нас есть дети внуки любимые ученики, которые все свободное время проводят в интернете. Каждому из нас приходилось принимать твердое решение и запрещать своим чадам сидеть за компьютером. Не раз мы слышали в свой адрес упреки, что мы их не понимаем, для них это очень важно, вопрос жизни и смерти и т.д.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: Создайте группу из трех-четырех человек. Каждая мини-группа получает свое задание с описанием ситуации, из которой надо найти выход без использования мобильного и стационарного телефона. Выберите одного человека в своей группе, который после выполнения задания, зачитает предложенные варианты ответов своей мини-группы. Выполнение задания 5-10 мин.
33 слайд
Задание для первой мини-группы.
«Ваш ребенок не пришел из школы вовремя. Предложите быстрые варианты выхода из сложившейся ситуации. Какие шаги вы предпримете?»
Предполагаемые ответы 1.Пойду в школу. 2.Пойду к друзьям, которых знаю. 3. Позвоню в полицию.
34 слайд
Задание для второй мини-группы.
«Вы назначили важную встречу, но человек в назначенное время отсутствует на оговоренном месте. Встреча значима для вас, но вы не знаете, как долго придется ждать человека, и по какой причине он отсутствует. Ваша задача – сделать все, что в ваших силах, чтобы встреча состоялась. Какие шаги вы предпримете?»
Вареанты ответов:
35 слайд
Задание для третьей мини-группы.
«Вы должны идти на важное совещание, но утром чувствуете, что заболели и пойти не можете. Вам необходимо предупредить коллег, что вас не будет на работе. Какие шаги вы предпримете?»
36 слайд
Таким образом, мы с вами оказались внеудобных для нас ситуациях, все сложившиеся ситуации можно было решить быстрее с помощью электронной почты или мобильного телефона. Подводя итоги можно сказать, что интернет стал неотъемлемой частью жизни почти всех, исключить его из жизни нельзя. В наших силах помочь детям правильно пользоваться. Чтобы не создавть конфликтные ситуации с детьми я предлагаю ознакомить родителей с основными правилами которые помогут оградить детей от информации сомнительного содержания и противоречащей общепринятой этике.
37 слайд
Раздать буклеты.