Технологическая карта модели урока по теме «Имена существительные собственные и нарицательные»( русский язык. 5 класс)

Технологическая карта модели урока по теме «Имена существительные собственные и нарицательные» (русский язык . 5 класс ) , проведенного Коржавиной Ниной Леопольдовной, учителем русского языка и литературы первой квалификационной категории, МКОУ СОШ пгт Лебяжье Кировской области



Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.
Дидактическая цель:
создать условия для получения, осознания и закрепления нового учебного материала в форме фронтальной групповой работы с ориентацией на формирование предметных, информационных, коммуникативных компетенций.
Цели урока:
Образовательные: познакомить школьников с написанием большой буквы в названиях исторических событий, памятных дат; учить правильно писать собственные существительные в « « и без « «, отличать собственные от нарицательных; формировать навыки самоконтроля.
Развивающие: развивать интерес к предмету, сообразительность, любознательность, творческое воображение, мышление посредством решения проблемных задач. Развивать эмоции школьников посредством создания на уроке ситуации занимательности, удивления, радости, успеха.
Воспитательные: содействовать воспитанию правильной культурной речи, внимания, взаимопомощи.
Технология обучения: урок с применением ИКТ.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, опережающий, наглядный, словесный, аналитический.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая.
Форма урока: урок-беседа
Средства обучения:
учебник Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык для 5 класса»,
словарь-справочник « Прописная или строчная»,
таблица «Имена собственные» (приложение 1),
имена в ребусах (приложение 2),
ребусы о географических названиях (приложение 3),
кроссворд «Семья- семь я» (приложение 4),
игрушки Винни- Пух и Пятачок,
компьютер,
Г.Александрова «Занимательный русский язык. Нескучный учебник».













Ход урока


Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников

Оргмомент
Эпитет к уроку Приветствует учащихся ,создает эмоциональный позитивный настрой для работы.
Настраиваются на работу.

Целеполагание и мотивация
Организует работу по формулированию темы урока, целей. Если тема звучит так,то значит, что мы должны узнать на уроке? Для чего? Где пригодятся знания о собственных и нарицательных существительных7
Формулируют тему урока и цели (вместе с учителем), называют результат работы, обсуждая его с учителем, .записывают тему в тетрадь

Актуализация знаний
Проводит объяснительный словарный диктант с включением слов на разные орфограммы, собственных существительных.
Беседа по базовым понятиям.
Почему некоторые существительные написаны с большой буквы?
А еще в каких случаях употребляется заглавная буква?
Как называются такие существительные?
Пишут словарный диктант, вспоминают ранее изученный материал, отвечают на вопросы.

Первичное усвоение материала
Читает стихотворение Е. Измайлова «Большая буква» (слайд)
Знакомит с правилом в учебнике (с.196,197,198 )
Задает вопросы:
Сколько знаете разновидностей собственных существительных? (приложение 1)
Где можно узнать о правописании собственных сущ.? (знакомство со словарем-справочником «Прописная или строчная» )


Читают правило, объясняют примеры

Отвечают на вопросы

Осознание и осмысление учебного материала
1.Предлагает лингвистическое задание: определить на слух слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию (слайд)
(шарик- Шарик и др.)

Дает задание: расскажите об отличии собственных сущ. От нарицательных.
2. Проводит диктовку на различение собственных и нарицательных сущ.
3. Загадки . Ребусы об именах (приложение 2)
4.Знакомит учащихся с собственными сущ. в названиях произведений. Комментированное письмо и ребусы.
5. Работа с учебником (Упр.494 устно )
6. Работа в парах .Составь предложение (приложение 3 )
Задает вопросы:
Что произойдет, если все сущ. будут писать только с маленькой или только с большой буквы?
От чего зависит выбор написания?
7.(Слайд) Вопрос: Что обозначают эти наименования?
Вывод: знать собственные и нарицательные сущ. нужно. чтобы
Задание на размышление:
Представьте себе, какие еще собственные существительные могут появиться в русском языке через 20 лет ?
Выполняют лингвистическое задание в группах





Делают вывод

Пишут и комментируют


Отгадывают ребусы, встают, узнав свое имя. Знакомятся с термином «ономастика».
Пишут, объясняют.


Выполняют упражнение

Выполняют задание. Самопроверка (слайд )

Отвечают на вопросы, делают выводы.







Дополняют фразу


Формулируют ответ.

Рефлексия
(слайд ) (приложение 4 ) Задание: из каждых трех слов в строчке выбрать одно с ошибкой ,записать его правильно и по первым буквам прочитать слово.
Прием «дополни фразу» :
Сегодня я узнал
Мне было интересно
Было трудно
Я выполнял задания
Я понял, что
Я приобрел знания о
Подводит общий итог урока.
Оценки за урок.
Выполняют задание, записывают слово «МОЛОДЕЦ» .



Дополняют фразы.

Домашнее задание
1.Стр.187,190 (правило )
2.Дифференцированное: а)упр.488 или б)записать на каждую букву слова «Лебяжье» по 5 собственных и по 5 нарицательных сущ.
Записывают задание в дневники.







15