Статья Создание положительной мотивации как средство повышения качества образования в начальной школе


Создание положительной мотивации
как средство повышения
качества образования
в начальной школе
Шарлаимова Елена Викторовна
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением
отдельных предметов №56» г. Курска
Цель данной статьи показать способы, методы, приёмы и формы работы для создания положительной мотивации как средство повышения качества образования в начальной школе.
Что такое мотив? Мотив – это смысл поведения и деятельности человека, всё то, ради чего он активизируется, это побуждение к достижению цели.
Существуют различные виды классификации мотивов:
познавательные (связаны с содержанием учебной деятельности, глубиной интереса к знаниям, способам добывания знаний);
социальные (отражают различные взаимодействия обучающихся с другими людьми)
-стремление быть полезным обществу;
-чувство ответственности перед родителями и учителями;
-желание занять определённую позицию, заслужить авторитет;
-социальное сотрудничество, желание общаться;
внешние (не связаны с учебной деятельностью: под давлением родителей и учителей, желание получить хорошую отметку)
внутренние (интерес к самому процессу обучения и его результату)
На начальной стадии формирования положительной мотивации как средство повышения качества образования необходимо выяснить:
уровень мотивации обучающихся на данный момент;
изучения уровня владения учителями методами мотивации и стимулирования деятельности обучающихся на уроке;
определение путей решения проблемы создания положительной мотивационной среды в образовательном процессе.
Хочется отметить, что мотивация ребёнка к моменту прихода в школу высокая. При этом следует различать субъективную и объективную готовность ребёнка к школе.

Что лежит в основе формирования положительных мотивов деятельности?
содержание учебного материала;
характер и уровень познавательной деятельности;
отношения учителя с учащимися.
Содержание учебного материала должно соответствовать дидактическим принципам педагогики:
принцип научности;
принцип доступности;
принцип целенаправленности;
принцип систематичности и последовательности;
принцип наглядности;
принцип связи обучения с жизнью;
принцип сознательности и активности;
принцип прочности;
принцип воспитания и развития.
Из своего опыта мне хочется отметить проектно-исследовательские методы обучения. Данные методы дают возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, отбирать содержание учебного материала, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
Для учеников начальной школы всегда интересно узнать, как можно больше о том, что их окружает.
Проектные методы обучения дают возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Из своего опыта хочется отметить наиболее продуктивные, увлекательные проекты:
Литературное чтение Окружающий мир Математика
1 класс «Создаем музей «Город букв»;
«Составляем азбуку загадок»;
«Альбом «Наш класс -дружная семья»
«Моя малая Родина»;
«Моя семья»;
«Мой класс и моя школа»;
«Мои домашние питомцы»
«Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках»;
«Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты»
2 класс
«О чем может рассказать школьная библиотека»;
«Любимый детский журнал»
«Родной город»;
«Красная книга»;
«Возьмём под защиту»;
«Профессии»;
«Родословная»;
«Города России»;
«Страны мира» «Узоры и орнаменты на посуде»;
«Оригами»
3 класс «Сочиняем волшебную сказку»;
«Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского)«Богатства, отданные людям»;
«Разнообразие природы родного края»;
«Школа кулинаров»;
«Экономика родного края»;
«Музей путешествий»
«Математическая сказка»;
«Математика вокруг нас. Задачи - расчеты»
4 класс «Создание календаря исторических событий»;
«Природа и мы»;
«Они защищали Родину»
«Родной край – часть большой страны»;
«Путешествие по городам мира»;
«Имя на глобусе»;
«Открытие берестяных грамот»;
«Правители Древней Руси»;
«В дворянской усадьбе»;
«В крестьянской избе»;
«Календарь праздников моей семьи»
«Математический справочник города»;
«Математика вокруг нас. Составляем сборник математических задач и заданий»

Начиная работать над проектом, мы с творческой группой определяем:
-тему проекта;
-учебный предмет, учебные дисциплины, близкие к теме проекта;
-возраст учащихся, на который рассчитан проект;
-тип проекта (по продолжительности, по числу участников );
-цель проекта;
-задачи проекта;
-продукт проекта;
-план проведения проекта;
-результаты исследования, вывод.
Опираясь на свой опыт, хочу отметить тесную взаимосвязь между характером и уровнем познавательной деятельности и современными образовательными технологиями, которые я использую в образовательном процессе.
Проблемное обучение. Создание   в учебной деятельности  проблемных ситуаций  и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по  их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Дифференцированное обучение. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения.
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа). Также под сотрудничеством подразумевается, как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей.  
Информационно-коммуникационные технологии. Создаю презентации к урокам.
Работаю с интернет ресурсами.
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается.
Для повышения мотивации к обучению значимую роль играет проведение нестандартных уроков:
уроки - деловые игры;
уроки - соревнования;
уроки типа КВН;
уроки взаимообучения учащихся;
уроки - аукционы;
уроки - зачёты;
уроки-заочного путешествия
Одним из стимулов мотивации является оценка и самооценка. Систему инновационной оценки «портфолио». Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.
Отношения учителя с учащимися должно быть направлено на формирование положительной мотивации к процессу обучения, а это значит, что ученику необходимы положительные эмоции, связанные со школой в целом, обусловленные отношениями с учителями, с другими учащимися, связанные с осознанием учеником своих больших способностей и возможностей. Положительные эмоции от получения новых знаний (любознательность, любопытство), от овладения способами добывания новых знаний.

В.А.Сухомлинский сказал: «Все наши замыслы, все наши цели превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Поэтому одной из задач, которую необходимо решать педагогам на каждом уроке, является формирование положительной мотивации к процессу обучения.