Программа по профилактической работе предупреждению правонарушений среди обучающихся Правильный выбор
Сироткина Татьяна Викторовна,
социальный педагог МОУ СОШ № 4 г. Углича
ПРОГРАММА
по профилактической работе предупреждению правонарушений
среди обучающихся
«ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Отмечается рост детской преступности, употребления спиртных напитков (особенно пива) среди учащихся, прослеживается тенденция к увеличению детей с девиантным поведением.
Причиной отклонений в поведении детей возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиление влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением, чрезмерность занятости родителей, эпидемии разводов.
Часто семья самоустраняется от процесса воспитания. Слабеет внимание к личности учащегося, его жизненному опыту, интересом личностным, ценностно-эмоциональной сфере.
ЦЕЛЬ
Содействие формированию морально-нравственных качеств обучающихся посредством создания благоприятных условий для предупреждения правонарушений.
ЗАДАЧИ
Усиление координации предупредительно-профилактической деятельности всех ведомств, решающих данную проблему.
Повышение уровня воспитательно-профилактической работы с учащимися в образовательных учреждениях через их взаимодействие с комиссиями по профилактике правонарушений при УО с инспекцией по делам несовершеннолетних, комиссией по делам несовершеннолетних при Администрации УМО.
Активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка.
Привлечение самих учащихся к укреплению правопорядка в школе.
Развитие умения отстаивать свои границы, умения сказать «нет».
Развитие системы досуга и отдыха учащихся, требующих повышенного педагогического внимания во внеурочное время.
Обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
учебный год
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ
Классный руководитель:
является связующим звеном в комплексной группе специалистовпо организации профилактической и коррекционной работы сдетьми и подростками;
организует и координирует комплексную работу по профилактике и коррекции девиантного поведения школьников.
Социальный педагог:
изучает жизнедеятельность ребенка;
организует профилактическую и коррекционную работу в микрорайоне;
поддерживает детей, попавших в экстремальные ситуации;
взаимодействует с центрами психологической поддержки и реабилитации детей и подростков с девиантным поведением
- делает первичный запрос специалистам и дает первичнуюинформацию о ребенке;
Психолог:
изучает личность учащегося и коллектива класса;
анализирует адаптацию ребенка в среде;
выявляет дезадаптированных учащихся;
изучает взаимоотношения детей с взрослыми и сверстниками;
подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы;
выявляет и развивает интересы, склонности и способности школьников;
осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней детей.
Школьный врач:
исследует физическое и психическое здоровье учащихся;
организует помощь детям, имеющим проблемы со здоровьем;
взаимодействует с лечебными учреждениями
Зам. директора по учебно-воспитательной работе (УВР):
забота о получении базового образования учащимися школы;
организует дополнительные занятия по предметам;
корректирует обучение и воспитание на уроке посредством малых педсоветов, пед.советов с учетом индивидуальных проблем ребенка;
создание атмосферы доброжелательности в школе и детскойсреде
Зам. директора по внешкольной внеклассной воспитательной работе (ВВВР):
знает проблемы детей;
владеет информацией о социальном окружении подростков;
сотрудничает с институтами правопорядка и социальной защитыдетей;
организует работу с трудными подростками по вовлечению их вкружковую, секционную работу школы.
Заботится о микроклимате в школе и классах
Учителя-предметники:
формируют отношение к учению;
используют формы и методы индивидуальной работы на уроке.
Директор школы:
совместно с администрацией, педагогами школы продумываетсистему воспитательной работы, содержание, организацию,распределение сил и средств, обеспечивающих высокий уровеньвоспитательных мероприятий;
заботится о создании четко организованного, управляемогоученического коллектива, владеет полной информацией осоциальном положении детей, воспитательных возможностяхсемей, положением трудных детей, работает с их родителями;
создает в школе атмосферу взаимопонимания и порядочности
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ – школа
СОСТАВ УЧАСТНИКОВ
- Несовершеннолетние, требующие повышенного педагогического внимания, группы риска и стоящие на внутришкольном контроле и учете в ОДН УМО МВД РФ, КДНиЗП.
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ ТРУДНЫХ ДЕТЕЙ
Ориентация на позитив в поведении и характере ребенка. Требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческихотношений, нормой которых является гуманность. Педагог долженвидеть в ребенке, прежде всего, лучшее. У ребенка формируютсяпозитивные качества, вера в себя и позволяет по-новому взглянуть насвое поведение
Социальная адекватность воспитания. Требует соответствиясодержания и средств воспитания социальной ситуации, в которойорганизуется воспитание трудного ребенка. Возможен только наоснове учета разнообразного влияния социальной среды.
Индивидуализация воспитания детей с девиантным поведением.Предполагает определение индивидуальной траектории социальногоразвития каждого ученика. Выделение специальных задач,соответствующих его индивидуальным особенностям: причиндевиантности, определение особенностей включения детей вразличные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности вучебной и во внеурочной работе, предоставление возможностикаждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.
Принцип социального закаливания трудных детей. Предполагаетвключение воспитанников в ситуации, которые требуют волевогоусилия для преодоления негативного воздействия социума, выработкуопределенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, выработку социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ВОСПИТАНИИ ТРУДНОГОРЕБЕНКА
В интеллектуальной сфере необходимо формировать у ребенка с девиантным поведением, объем, глубину, действенность знаний о нравственных ценностях (метод убеждения).
В мотивационной сфере целесообразно формировать отношения к моральным нормам, бережное отношение к человеку, сочетание личных и общественных интересов, отношения к своим обязанностям, знать, что нужно делать, к чему следует стремиться. Компоненты метода воздействия - поощрение и наказание.
В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм. Метод воздействия на эмоциональную сферу предполагает формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение управлению конкретными чувствами.
В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Методы воздействия на волевую сферу предполагают развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели, умение владеть собой (выдержка, самообладание), совершенствование навыков самостоятельного поведения. Доминирующее влияние могут оказ
·ать методы требования (прямые и косвенные, требование-совет, требование-игра, требование-просьба, требование-намек, требование-одобрение, приучение)
В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, умение соотнести свое поведение с другими, добропорядочность, самоконтроль. Методы воздействия направлены на формирование психических и физических саморегуляций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей. Формирование навыков честного отношение к самим себе и другим людям.
В пердметно-практической сфере необходимо проявлять честное и добросовестное отношение к действительности, умение оценивать нравственность поступков, умение оценивать поведение современников с точки зрения моральных норм. Методы воздействия предполагают развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность.
В экзистенциальной сфере требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души, понимание морали. Эта сфера помогает подростку вступать в определенные отношения с другими людьми. Характеризует умение человека управлять своими взаимоотношениями.СОДЕРЖАНИЕ:
I Организация выявления и учета учащихся, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительной причине занятия:
1 контроль посещаемости в классе
Постоянно
Ежедневно
соц. педагог
кл. руководители и социальный педагог
2. анализ непосещаемости учащимися школы
Еженедельно
соц.педагог
II Корректировка банка данных:
1. о детях, не посещающих или систематически пропускающих занятия
постоянно
соц.педагог
кл. руководители и социальный педагог
2. о беспризорных, безнадзорных несовершеннолетних, помещенных в детские учреждения: СРЦ «Радуга» и МОУ Детский дом, и находящихся в розыске
Постоянно
соц.педагог
кл. руководители
3. детей, находящихся в социально опасном положении
Постоянно
соц.педагог
кл. руководители и воспитатели
4. детей, склонных к правонарушениям
Постоянно
соц.педагог и кл. рук.
кл. руководители
5. детей, стоящих на учете в ПДН
постоянно
соц.педагог и кл. рук.
кл. руководители
6. о семьях несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении
Постоянно
III. Продолжить работу по социальной реабилитации детей этих категорий
постоянно
психолог школы соц.педагог
IV. Индивидуальная работа с учащимися вышеперечисленных категорий
1. продолжить работу по вовлечению детей в секции и кружки при школе и в учреждениях дополнительного образования
Постоянно В течение года
Все педагоги
педагог-организатор соц.педагог
кл. руководители
2. информировать учителей школы о проблемах детей
В течение года
соц. Педагог и психолог
3. оказывать постоянную помощь таким детям
В течение года
психолог
соц.педагог
V Взаимодействие администрации школы с органами исполнительной власти:
1 Подразделение по делам несовершеннолетних при Угличском отделе внутренних дел: совместный план работы по профилактике правонарушений среди учащихся школы на учебный год
постоянно
администрация
соц. педагог
2. Комиссия по всеобучу и профилактике безнадзорности и правонарушений при Управлении образования УМО
По решению педагогического совета
соц.педагог
3. Комиссия по делам несовершеннолетних при Администрации УМО
По мере поступления
материалов
соц.педагог
VI. Взаимодействие с учреждениями:
1. Центр «Гармония» - реализация программы « Позитивная профилактика курения, алкоголизма, наркомании и обучения навыкам безопасного поведения» 4-5 кл осуществление консультативного приема детей с проблемами зависимости и их родителей,лекторий «Валеология»
участие в работе родительских собраний участие в
педагогических семинарах участие в традиционных городских
акциях
Постоянно
По мере обра щен и выявл
зам. директора поУВР зам. директора по ВР
соц.педагог
кл. руководители
2. Социально- реабилитационный центр «Радуга»:
- консультации специалистов (юриста, медицинского психолога, нарколога, детского психиатра)
- определение детей, находящихся в социально опасном положении
- создание оздоровительного лагеря
Постоянно
В каникулы
Апр-январь Февраль
директор школы
зам.директора по ВР
3. МУ «Молодёжный центр «Солнечный»
- трудоустройство детей из малообеспеченных семей в летний период
- участие в мероприятиях учреждения по плану
Постоянно
4. Сотрудничество с МОУ «Детский дом» согласно договору
VIII. Экстренные выходы в семью
По мере необходимости
соц.педагог
кл. руководители
IX. Проведение Дня инспектора в школе
1 раз в месяц
соц.педагог
X. Работа Школьного Совета по профилактике правонарушений
1 раз в месяц
соц.педагог
XI Диагностика классных коллективов по выявлению «группы риска»
Сентябрь
психолог
XII Организация занятости в летний период
май
соц.педагог
кл. руководители и воспитатели
XIII Работа с педагогическими кадрами школы 1. Педсовет «Самоуправление и его роль в воспитательной системе школы»
Ноябрь
зам.директора по ВР
2. Проведение семинара кл. руководителей, воспитателей : «Почему ребенок «трудный» ?»
Ноябрь
соц.педагог
зам.директора по ВР
3. Семинар-практикум кл. руководителей «Подготовка родителей к созданию педагогически целесообразных взаимоотношений в неполной семье»
Февраль
Зам.директора по ВР
4. Малые педсоветы по параллелям: психолого-педагогические особенности развития и поведения детей
Октябрь
Зам.директора по УВР
Кл. руководители
5. Психолого-педагогические консилиумы, разрабатывающие программы коррекции общеучебных умений всего класса и отдельных учащихся
Декабрь-март
Зам.директора по УВР психолог
XIV Пропаганда здорового образа жизни через организацию и участие в массовых делах:
1 спортивных соревнований, Проведение акций «Анти-СПИД», "Будущее без наркотиков» , «без СПИДа», Всероссийской акции «Даже не пробуй!»
Зам.директора по ВР. Педагог-организатор
2. конкурс плакатов и рисунков «АнтиСПИД»
3. Подготовка агитбригадой игровой программы «Курить-здоровью вредить»
Ноябрь февраль
Педагог-организатор
Педагог-организатор
Оформление информационных стендов:
«Нет наркотикам»
« Твои права» «Ты попал в беду... Что делать? Куда обратиться за помощью?»
«Цена детского труда»
«ППД»
Сентябрь Ноябрь Январь
март
Педагог-организатор
Соц.педагог
Соц.педагог
Педагог-организатор
5. Осуществление антинаркотической деятельности через учебные предметы (ОБЖ, экология, биология)
В течение года
Учителя-предметники
XV Организация кружков и спортивных секций в школе, привлечение учреждений дополнительного образования для организации в школе кружков, секций:
- шахматы, шашки ( 1-3 кл )
- туризм, спорт, танцы ( 2-9 кл )
- спортивные игры (9-11 кл)
- «Зеленый свет» ( 1-6 кл)
- Умелые руки ( 5-11 кл )
- Хор (1-4 кл)
- Баскетбол
- Бокс
- Семейные секции
В течение года
Зам.директора по ВР
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ программы:
- Снижение количества правонарушений среди учащихся
- Снижение количества учащихся, стоящих на внутришкольном контроле и профилактическом учёте в КДНиЗП, ОДН УМО МВД РФ
- Увеличение числа учащихся, вовлечённых в кружки и секции учреждений дополнительного образования
15