Из опыта работы с одаренными детьми на тему: Влияние исследовательской деятельности на качество обучения
Влияние исследовательской деятельности на качество обучения.
Выявление и развитие детской одаренности является одним из приоритетных направлений образовательной политики Республики Казахстан на современном этапе. Перед Казахстаном сегодня стоит очень важная задача – стать конкурентоспособным государством с развитой экономикой. Это решение невозможно без сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны. Об этом говорится и в ежегодном послании Президента народу Казахстана. Поэтому главным направлением работы в школе является создание условий для оптимального развития одаренных детей.
Развитие интеллектуального потенциала обучающихся, поиски и отбор талантливых учеников, оказание им всемерной поддержки в профессиональном развитии - являются важнейшими задачами. Особая роль в решении этой проблемы отводится организации научно-исследовательской деятельности обучающихся.
Исследовательская деятельность является перспективной технологией, позволяющей комплексно решать вопросы обучения, воспитания, развития личности. Актуальность широкого внедрения в практику работы школы этой формы работы очевидна, так как именно исследование аккумулирует творческий потенциал, оказывает мощное влияние на привитие интереса к науке.
Исследовательская деятельность - одна из эффективных образовательных технологий, применяемая в современной школе. Задача сегодняшнего учителя, учитывая требования времени, быть координаторами своих учеников, предлагать им не просто определенную сумму знаний, но пути, продвигаясь по которым можно эти знания добыть самостоятельно.
Цель исследовательской деятельности - формирование и воспитание личности, владеющей исследовательской технологией на уровни компетентности.
Успех обучения сегодня во многом зависит от внутренней активности учащихся, от характера их деятельности, от степени самостоятельности и творчества. Именно поэтому в современной школе все более востребована эта методика как инновационная педагогическая технология, предполагающая организацию самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся.
«Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить»- вот основной тезис современного понимания метода качественного обучения»
Идея исследования как метода познания мира и метода обучения возникла еще в древности. Классическое ее выражение мы находим у древнегреческого философа Сократа. Сократовский метод представлял собой беседу-исследование, в ходе которой с помощью вопросов обнаруживается противоречие в общепринятом понимании тех или иных явлений окружающего мира, а их осознание будит мысль, затем возникают новые вопросы, ведущие шаг за шагом к истине.
Работа над исследовательским проектом включает в себя три этапа:
І Начальный этап (определение широкой темы, выбор рабочих тем, объединение в группы, составление плана проектной работы и формулировка цели, сбор материала)
ІІ Основной этап (анализ способов и целей работы в группах, поиск источников необходимой информации и сбор материала, анализ возможных трудностей)
ІІІ Заключительный этап (подготовка защиты готовых проектов и их защита, обсуждение полученных результатов)
Общеучебные умения и навыки формирующиеся в процессе исследовательской деятельности.
1. Рефлексивные умения:
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя консультанта, специалиста);
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
умение выдвигать гипотезы;
умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
умения коллективного планирования;
умение взаимодействовать с любым партнером;
умение взаимопомощи в группе в решении общих задач;
навыки делового партнерского общения;
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Менеджерские умения и навыки:
умение проектировать процесс(изделие);
умение планировать деятельность, время, ресурсы;
умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)
6. Коммуникативные умения:
умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми -вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;
умение вести дискуссию;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс;
навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
7. Презентационные умения и навыки:
навыки монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
артистические умения;
умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
умение отвечать на незапланированные вопросы.
Дети способны выдвигать гипотезу, ставить задачи, работать с информацией, проводить наблюдения, формулировать выводы и объективно оценивать результаты своей работы.
В ходе работы обучающиеся используется материал СМИ, библиотеки, Интернет, то есть получают дополнительные навыки работы с научной статьей, материалами газет, журналов. Они также учатся ставить цель, определять задачи, гипотезу, находить пути решения.
Так, в 2010-2011 учебном году было заявлено на районный тур 8 проектов. Все они получили оценку жюри. 3 вторых места, одно третье. Четыре проекта получили поощрительные грамоты за участие, которые давались не каждому участнику.
№ п\п
ФИ обучающего
ся
класс
Тема
учитель
место
1
Замалиева Людмила
9
Отражение социального сиротства в художественной литературе
Ярошевич Надежда Петровна
2 место
2
Васюк Максим
6
Языковые факты в категориях культуры
Ярошевич Надежда Петровна
2 место
3
Козлова Анна
7
Тема бесовщины в литературе
Жмайло Светлана Владимировна
участие
4
Сафронова Александра
8
Влияние снежного покрова на зерновые культуры
Волковская Л.П.
Степаненко Г.Н.
участие
5
Ткаченко Галина
9
Путь становления села Банновка в период освоения целины
Дубровский Пётр Петрович
участие
6
Гопкало Дарья
9
Роль средств массовой информации в формировании нравственного облика молодого человека
Компелецкая Людмила Михайловна
участие
7
Степаненко Анжела
8
Способы решения квадратных уравнений
Ковалёва Ольга Александровна
2 место
8
Корякин Игорь
8
Алгоритм составления и построения ребусов при помощи компьютера
Валиханова Марина Александровна
3 место
В ходе работы учителя работают и над совершенствованием ораторского мастерства, учат правильно составлять доклад. Все это влияет на качество обучения.
Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. Есть пять вещей, которые ты должен знать, сказал он карандашу, прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть. Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь кому-то держать тебя в своей руке. Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом. Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь. Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя. И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать. Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещен в коробку с призванием в сердце.
- Что общего у карандаша и человека? (сердце – сердцевина) Что вы, друзья, представляете, когда о сердце идёт речь?
Одни мне скажут:
«Орган, он помогает крови течь!»
Другие скажут:
«Сердце–это то, что способно полюбитьСимвол любви, добра и света,Что может льдинку растопить!»
А третьи мне секрет откроют:
«Сердечко как насос у нас.О нем нам забывать не стоит.Беречь его – людской наказ!»
Где истина, решайте сами. Я ж помогу вам – буду с вами!
Исследование – это большая работа, недаром говорил мудрец: «Большая работа – требует большой заботы»
Н. И Пирогов писал: «Если школе удастся сделать учеников восприимчивыми к науке, дать им сознательное научное направление, поселить в них любовь к самостоятельным занятиям, то больше и требовать нельзя»
15