Качество образования в системе ФГОС и ФКГОС при преподавании предмета географии. (обобщение опыта)
Качество образования в системе ФГОС и ФКГОС при преподавании предмета географии
Понятие качество образования.
Показатели качества образования.
Достижение качества образования в системе ФГОС И ФКГОС.
Качество образования - это общественный продукт, зависящий от позиции и комплексной организации усилий всего образовательного общества ( педагогов , органов управления образования, обучающихся и их родителей, региональных и федеральных систем образования).
Требования к качеству образования отражены в таких документах, как Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования на период от 2010», «Стратегия модернизации общего образования», «Государственный образовательный стандарт» и др.
Государственный образовательный стандарт ( ГОС ) – социальная норма образования и образованности, разрабатываемая и вводимая в соответствии с Конституцией РФ. Он включает в себя федеральный и национально-региональный компоненты. Федеральный компонент ГОС определяет минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
Соответствие требованиям ГОС и другим стандартам качества образовательного учреждения оценивается в процессе лицензирования, аттестации и аккредитации. Лицензирование дает право образовательному учреждению на проведение образовательной деятельности. Аттестация говорит о реализации образовательного процесса в соответствии с лицензионными нормативами, требованиями ГОС и дает право на прохождение аккредитации. Аккредитация образовательного учреждения дает ему право на выдачу документа об образовании государственного образца.
Показатели качества обучения можно разделить на две группы :- показатели, характеризующие качество учебного процесса,
- показатели, характеризующие уровень подготовки учащихся.
3. Обобщая свой опыт работы, я считаю, что качество знаний по географии зависит не только от высокого уровня проведения учебного процесса, а еще от уровня мотивации учащихся в усвоении знаний, умений и навыков. Считаю, одной из главных задач учителя повышение уровня мотивации путем активизации мыслительной деятельности учащихся. На своих уроках стараюсь активизировать деятельность учащихся применяя разные формы и методы обучения.
В 5-6 классах урок игра «Географическое поле» проводимая на обобщающих уроках по разделам курса , где учащиеся деленные на команды соревнуются и показывают приобретенные знания, умения и навыки. Поле поделено на сектора , каждый сектор отвечает за определенные задания: красный сектор проверит сформированные знания, где учащимся необходимо дать определения терминам и понятиям, синий сектор, вопросы связанные с практикой (найти точку с координатами, прочитать климатограмму, определить направление ветра по розе ветров и так далее), проверит умения по данной теме, зеленый сектор - это работа с картой и номенклатурой, где учащиеся показывают расположение географических объектов. Каждая команда получает жетоны. Побеждает та команда, которая наберет больше всего жетонов. Самые активные участники получают оценки. Кроме этого применяю уроки-путешествия, уроки - викторины, уроки–конференции, где учащиеся защищают свои проекты.
В 7 классах обучающихся по программе ФГОС на уроках применяю информационные компьютерные технологии: интерактивные карты, позволяющие находить причинно-следственные связи между тектоническим строением земной коры и рельефом континентов Земли, применение проектной деятельности в форме презентаций « Страны и континенты Земли», тестовый контроль знаний обеспечивает дифференцированную проверку знаний учащихся.
В 8-9 классах при изучении географии России применяю видео уроки по разным регионам страны. Интересны групповые формы работы включающие результат в виде проектной деятельности. Вместе с учащимися 8 классов приняли участие во всероссийском уроке «Разделяй с нами». Учащиеся познакомились с безотходными технологиями и сами приняли участие в разделении мусора по разным категориям. Каждая группа учащихся была представителями разных районов Краснодарского края и успешно справились со своей задачей. В завершении каждый участник получил удостоверение Зеленого агента. При изучении краеведческого материала на уроках включаю работу с картой, делая акцент на знание географической номенклатуры края.
В 10-11 классах провожу уроки в виде круглого стола, где проводим дискуссии на различные темы, включая глобальные проблемы человечества, а так же видео уроки о глобальных проблемах человечества, уроки конференции обобщающего характера, уроки практикумы, где учащиеся самостоятельно работают с диаграммами, картосхемами, статистическими материалами.
Каждый учитель старается улучшить качество знаний учащихся по предмету, желаю вам творчества и новых побед.