Технологическая карта организованной учебной деятельности на тему Вода-основа жизни
Технологическая карта организованной учебной деятельности по ознакомленю с окружающим миром
Цокало Людмила Николаевна - воспитатель группы предшкольной подготовки Фурмановской средней школы района Магжана Жумабаева
Тақырыбы/Тема: Вода – основа жизни
Мақсаты/Цель:
Формирование представление о воде, как источнике жизни; исследование основных свойств воды;
Задачи:
- расширять знания детей об основных свойствах воды и её пользе для всего живого на Земле; учить проводить простые эксперименты, делать выводы на основе опытно- экспериментальной деятельности;
-развивать интерес к исследовательской деятельности, наблюдательность, мышление;
- воспитывать бережное отношение к воде
Әдістері/Методы и приемы: исследование, наблюдение, наглядный, беседа, художественное слово
Сөздік жұмысы/Словарная работа: основа
Билингвальді компонент/ Билингвальный компонент: су-вода, ас су-питьевая вода, өзін-река, көл-озеро, теңіз-море, лед – мұз, пар –бу, снег – қар
Ресурсы: картинка с изображением реки, стаканы с водой, пустые стаканчики, марганцовокислый калий, карта РК, глобус, ложки, сироп, салфетки, молоко, снег , лёд, открытки с веселыми капельками для поощрения детей, листы-схемы.
Іс-әрекет кезеңдері
Этапы деятельности Тәрбиешінің іс-әрекеті
Действия воспитателя Балалардың іс-әрекеті
Действия детей
Мотивациялық-
танымдық
Мотивационно-
побудительный
Ситуация создания интереса:
Загадка
Ты и дня не проживешь,
коль сока жизни не попьешь
Нет ее, придет беда.
Всем везде нужна …(вода)
А как будет вода по-казахски (су)
Сегодня наша группа превращается в исследовательский центр. Мы будем проводить опыты по определению свойств воды и говорить о ее значении для жизни. Хотите? вода
су
Проявляют
интерес
Ұйымдастыру-
шылық-
- ізденушілік
Организационно-
поисковый
Но сначала вспомним правила, которые нужно соблюдать при работе в лаборатории. (дети называют)
Опыт 1
Посмотрите внимательно, есть ли у воды цвет? Сравним ее с молоком.
Вывод: вода не имеет цвета
Опыт2
Есть ли у воды запах?
Проверьте.
Вывод: у воды нет запаха
Опыт 3
У нас с вами питьевая вода - ас су.
Определим, какой вкус у воды.
Вывод: не имеет вкуса
Опыт 4
Прозрачна ли вода?
Как мы это можем проверить?
Давайте опустим в стаканчик чайную ложечку. Мы ее видим?
Сравним с молоком.
Вывод: вода прозрачна
Опыт 5
Давайте перельём воду в пустой стаканчик. Льётся вода? Почему?
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Еще она не имеет определенной формы, а принимает форму того сосуда, куда мы ее наливаем.
(налить воду в баночку)
Что произойдет с водой, если мы её вынесем зимой на улицу ? Конечно, дети, зимой температура на улице низкая, холод, мороз. Поэтому вода замерзает и получается лед. Скажите, что вы можете рассказать про лед. Он какой?
А если лед оставить в комнате, что произойдет?
Вывод: на холоде вода превращается в лед (лед – мұз),она может быть в твердом состоянии. Это лед и снег (қар).
А что появится, если нагреть воду до кипения?
Это ещё одно превращение воды. Пар способен быстро исчезать потому, что он газообразный.
Физминутка-разминка
Сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру "3 состояния воды"
Опыт 6
Налейте в стаканчик с водой сироп, который находится у вас в третьем стаканчике. Размешайте. Что произошло?
Вода имеет ещё одно замечательное свойство, она - растворитель.
Можете выпить вкусный сироп.
В воде могут растворяться разные вещества. Я растворю в воде вещество - марганцовокислый калий. (показать)
А теперь давайте уберем наши рабочие места.
Скажите, где мы можем встретить воду в природе?(өзін-река, көл-озеро, теңіз-море, болото, родник, ручей, лужа
В морях много воды, но можно ли ее пить? Почему?
Вода занимает на Земле больше места, чем суша. Каким цветом изображают воду на карте и глобусе?
Но чистой воды на Земле становится все меньше и меньше. Как вы думаете, почему?
Нужно помнить, что вода – это богатство, которое нужно беречь. Наш Президент и наше Правительство заботятся о том, чтобы окружающий нас мир был прекрасен, чтобы заводы и люди не засоряли моря, реки, озера. Мы должны бережно относиться к воде. Скажите, можно в реки бросать мусор, сливать грязную воду? О чем нужно помнить всегда находясь рядом с водоёмами?
Дети, скажите, как вы понимаете слова «Вода – основа жизни»? Для чего нам нужна вода?
Послушаем стихи о воде.
1.Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже в море, в океане
И водопроводном кране .
2.Без нее нам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить
Без воды нам не прожить!
Кроме человека, кому еще нужна вода?
Давайте составим схему. Дома вы раскрасите схему и расскажете по ней родителям, кому нужна вода. 1. Не шуметь
2. Быть аккуратными
Рассуждают.
Без цвета
Нет.
Проверяют
Делают глоток .
Без вкуса
Да
Рассуждают
Сравнивают
Да.
Рассуждают
Потому, что она жидкая.
Вода замерзнет. Превратится в лед.
Он растает. Вода может превращаться в снег и лед если холодно. И снова станет водой, если будет тепло.
Пар
Дети встают, имитируя молекулы воды, льда, пара Размешивают. Сироп растворился.
Убирают стаканчики
Называют.
В морях, океанах, озерах, реках...
В морях, океанах вода соленая.
Рассуждают
Рассматривают
на карте
Нельзя
Нельзя находиться возле водоемов без взрослых
Ответы детей
Вода нужна всем.
Рассказывают стихи.
Животным, насекомым, птицам, рыбам, растениям
Составляют схему.
Рефлекстік-
үйлесімділік
Рефлексивно- коррегирующий Вот, ребята, мы с вами узнали много интересного о воде.
Что вам понравилось?Давайте ещё раз назовём все свойства воды. Без воды нет жизни на земле.
Вода- основа жизни.
Поблагодарить детей за
совместную работу, вручив веселые капельки-открытки. Делятся впечатлениями.
Вода – жидкость, прозрачная, без цвета, без запаха, может растворять вещества.
Күтілетін нәтиже/Ожидаемый результат
Білу/Знать:
основные свойства воды
значение воды для человека, растений и животных;
Істейбілу/Уметь:
проводить простые опыты-исследования
рассуждать по теме
Болу/Иметь:
бережное отношение к воде;