Исследовательская деятельность , как одна из форм работы с одарёнными учащимися.


Исследовательская деятельность на уроках кубановедения, как одна из форм работы с одарёнными учащимися.
В соответствии с ФГОС перед учителем стоит задача не только формировать предметные знания обучающихся, но и обеспечить формирование способностей к саморазвитию, личностному самоопределению. Исследовательский проект - одно из важных средств формирования мировоззрения школьников. Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании также находит отражение при работе над исследовательским проектом.
Чтобы уроки не были скучными и не сводились к пересказу материала следует создавать атмосферу учебной деятельности, которая позволяет ученикам думать, открывать новое, размышлять, сомневаться, спорить и приходить к общему мнению. Прежде всего, интерес учащихся на уроках Кубановедения возбуждает такой учебный материал, который является для них новым, неизвестным, поражает воображение, заставляет удивляться. Чаще всего учащиеся испытывают удивление, когда узнают историю происхождения названий улиц, тех или иных терминов, событий, фактов о своей малой родине, о крае. Удивление побуждает ученика получить информацию о предмете его интереса.
Использование исследовательского метода на уроках позволяет создать условия для творческой деятельности ученика. Знания у учащихся становятся более прочными, а самое главное — сохраняется интерес к изучению предмета. Исследование на уроке требует много времени, поэтому многие работы мы выполняем во внеурочное время. Внеурочные занятия позволяют проводить эту работу в системе.
Как работать над исследовательским проектом?
Тема выбирается задолго до оформления и защиты. Она должна быть интересной ученику и актуальной для местности, в которой он проживает. Это определяет продолжение исследования данной темы, а также включение ребят в активную просветительскую работу. Результативностью данной работы могут служить беседы с населением, анкетирование, заметки в газету. Сами ученики редко выбирают тему исследования, ее рекомендует учитель. Глядя на заинтересованную работу товарища, многим хочется попробовать себя в исследовании.
Во время бесед педагогу необходимо «нацеливать» ребят: говорить, о чем пойдет речь в их исследовании, и, если появляется интерес, дальше работа идет активно, главное, чтобы был результат деятельности. 
Тема исследовательской работы должна отражать характерные черты проблемы, которую выбрал школьник. Тема может быть «экспериментальной» или «теоретической».
Направление исследования экспериментальной темы предполагает проведение собственных наблюдений, экспериментов с последующим анализом. Работу по организации проектно-исследовательской деятельности я начала с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей учащихся. На основе полученной информации и планировалась работа. Хотелось бы отметить, что любая исследовательская деятельность ученика должна строиться в тесном содружестве с родителями.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Микротопонимы станицы Старотитаровской», Степень активности ученика и учителя на различных этапах подготовки проекта разная. Роль учителя, несомненно, велика на начальном и заключительном этапах. При работе над проектом «Микротопонимика станицы Старотитаровской» следовало продумать, какие именно микротопонимы взять для анализа. Материала в книгах по этой теме очень мало, в интернете его совсем нет, ( а ведь современные дети часто пользуются информацией из интернета даже не прорабатывая её). Сведения, рассматриваемые учеником в работе, собирались достаточно долго, по крупицам , большей частью из общения со старыми жителями станицы. При подготовке проекта были описаны более 40 микротопонимов и только 20 были использованы. В некоторых случаях трудно было объяснить лексическое значение названия, были сложности с классификацией топонимов. Мы не вводим в текст работы термин «гидроним», хотя и Ахтанизовский лиман, и Старотитаровский , и озеро Бакай – это, конечно, гидронимы. Работа была подготовлена в рамках защиты проектов на уроке кубановедения в 7 классе, поэтому введение лишней терминологии мы посчитали ненужным. На этапе сбора информации, чтобы поддержать интерес к задуманному, Данил делился собранным материалом, гипотезами, которые выдвигали жители, загадками, на которые трудно было найти решение. Например, название горы Камышеватая никому в станице не известно, а только Очеретяная, и это вызвало недоумение у учащихся. Особенно сложно было объяснить лексическое значение гидронима Бакай, эта проблема так и осталась неразрешимой.
На заключительном этапе работы над проектом роль учителя тоже велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
При работе над проектом «Микротопонимика станицы Старотитаровской» была проведена серьезная исследовательская работа. Результатом её, её итогом, явился продукт, который был создан в ходе решения поставленной проблемы. Работа над проектами завершается их защитой. Во время защиты одноклассники и приглашенные задают вопросы, оценивают презентацию и выступление участника.
Чтобы каждый проект был доведён до успешного завершения, чтобы в ребёнке проснулась гордость за полученный результат, для этого в процессе работы над проектом или исследованием учитель должен не только помогать детям соизмерять свои желания и возможности, но и после завершения работы над своим проектом, ученик имел возможность рассказать и показать, что у него получилось и услышать похвалу в свой адрес. Конечно, это трудная и кропотливая работа, но она приносит свои результаты.
Все группы универсальных учебных действий, формировались при подготовке исследовательского проекта «Микротопонимика станицы Старотитаровской».
Это личностные УУД, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся: уважение к прошлому и настоящему малой Родины, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия своей малой родины. Эти личностные УУД направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей соотечественников.
В процессе определения цели проекта, его проблем, сбора, классифицирования топонимов, сравнивания объектов, формировались регулятивные УУД.
Познавательные действия включают исследование, поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование. Логические познавательные действия развивались при анализе собранных топонимов и выделении их главных признаков, при построении логической цепочки рассуждений для отбора нужных топонимов.
Коммуникативные действия формировались постоянно при работе над проектом: сбор информации проходил в общении со станичниками, часто со старыми жителями станицы, что заставляло задумываться ученика о выборе коммуникативной задачи, Данил старался понять позицию другого человека, особенно если мысль была выражен не ясно. Создание письменных текстов на основе устной информации было одним из сложных коммуникативных действий.
МИКРОТОПОНИМИКА.
ТОПОНИМЫ СТАНИЦЫ СТАРОТИТАРОВСКОЙ.
Оглавление
Введение стр.3
Основная часть стр.4-10
1.Лексическое значение топонимов станицы.
2.Классификация микротопонимов по происхождению.
3.Результаты социологического опроса.
Заключение стр.10
Аннотация.
Цель работы – собрать микротопонимы станицы Старотитаровской.
Задачи:
Выяснить причины появления микротопонимов;
Постараться объяснить лексическое значение топонимов родной станицы;
Классифицировать топонимы по происхождению;
Определить способы образования микротопонимов ст. Старотитаровской;
Провести социологический опрос сверстников о знании топонимов родной станицы.
Методы исследования:
- опросы старожилов, соседей, знакомых, родственников.
- подбор литературы о топонимах Краснодарского края, Темрюкского района.
- анализ собранного материала;
- консультации со специалистами Старотитаровского филиала Темрюкского историко-археологического музея О.Н.Упарь, О.П.Головня.
Выводы:
Изучив, исследовав и обработав полученный по теме материал автор пришел к выводу, что каждое топонимическое наименование является памятником народного менталитета. Ценность его в том, что оно несет в себе, по крайней мере, три вида информации: географическую информацию, поскольку оно называет географический объект; историческую информацию, поскольку оно сообщает об исторических причинах возникновения имени; языковую информацию, т.к. топоним является бесценным, иногда единственным свидетельством языка прошлых эпох, раскрывая тайну не только языка народа, живущего на этой территории, но и народов, прежде его населявших.
Тема происхождения географических названий неисчерпаема. Случайных топонимов не бывает, их даёт общество, а не отдельные личности, поэтому они обусловлены исторически. Стоит лишь удивляться наблюдательности наших предков, меткости и выразительности русского языка. Особенно языка южнорусского, «титаровского».
Поэтому, как и памятники материальной культуры, они нуждаются в реставрации. Все это позволяет считать топонимы культурно-историческими памятниками духовной культуры народа, и, как всякий памятник, они подлежат правовой охране, являются объектом экологии культуры.
. Теоретическая тема предусматривает изучение, обобщение и анализ сведений, содержащихся в разных источниках информации. Самым важным источником для учеников нашей школы и станичников является книга доктора исторических наук, профессора, нашего выпускника Николая Федоровича Бугая.. Теоретические исследования ребята проводили по предмету кубановедение, изучая историю нашей школы. Несколько лет назад нашей школе исполнилось 100 лет. Была проведена очень большая и плодотворная работа по сбору материала об истории образования средней школы № 6 станицы Старотитаровской. Ребята долго и плодотворно работали, собирая материал по истории школы. Руководила работой Алексеева Нина Моисеевна, которая создала «Летопись средней школы №6». Несмотря на то, что прошло около 10 лет, материал детям интересен и сейчас. На уроках кубановедения мы часто к нему обращаемся, ребята продолжают сбор материала по истории школы, дополняя современной информацией. ПРЕЗЕНТАЦИЯ. МОЯ ШКОЛА. ЖОВТЕНКО. Презентации эти и некоторые другие часто используются во время школьных праздников, когда школа приглашает выпускников на «Вечер встречи выпускников». Гости имеют возможность вспомнить свою школу, учителей , которые их учили. Такие исследования дают возможность ребятам увидеть важность и нужность их работы.
Проблема исследования должна быть выполнима для возраста школьника и его возможностей.
Необходимо научить школьников работать с научно-популярной литературой т.к. это основа научного исследования. Необходимо последовательно читать материал, досконально изучить все термины и понятия, чтобы убедиться в верности суждения, необходимо научиться самостоятельно, сопоставлять понятия и явления. Прочитать этот материал хотя бы в двух источниках, чтобы сопоставить и записать свое суждение.
Назовем методы, которые применяют ученики в проводимых исследованиях: интервьюирование, описание, опыт, наблюдение, мониторинг, анализ и др.. Учитель должен помнить правило: работать с учениками вместе, рука об руку. Только заинтересованный педагог может повести за собой.