Виды деятельности обучающихся по получению нового знания в рамках учебного предмета и его применения в учебных, учебнопроектных и социальнопроектных ситуациях. Аттестация. Из опыта работы.
Виды деятельности обучающихся по получению нового знания в рамках учебного предмета и его применения в учебных, учебнопроектных и социальнопроектных ситуациях.
Главное условие успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья - способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, создавать условия для развития коррекционно-развивающей среды, находить новые подходы, приёмы обучения, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний обучающихся с патологией зрения. В своей работе успешно применяю педагогическую технологию сотрудничества, уважения, взаимного доверия, толерантности, цель которой усвоение знаний, умений с учетом потребностей и возможностей развития обучающихся с ОВЗ. Необходимо дать каждому обучающемуся с патологией зрения всестороннее и гармоничное развитие, создать условия для самореализации личности. Для создания мотивации учения использую в своей работе различные приемы. Стараюсь формировать умения слушать и слышать, стараюсь, чтобы обучение для детей стало удовольствием, было интересным и понятным. Считаю, что урок географии не должен принимать вид монолога или публичной лекции, которую обучающиеся будут пассивно слушать. Преподавание должно быть основано на диалоге и обмене мнениями с обучающимися, чтобы сделать их активными участниками урока. Обучающиеся должны свободно выражать свои суждения. Кроме того, ни одна реплика учебного диалога не должна оставаться без ответа, если ученик не активен, значит, он испытывает недостаток знаний. Не отвергая традиционного метода построения урока, применяю и нетрадиционные формы, такие, как дискуссия, учебные игры, уроки - путешествия, викторины, экскурсии. нетрадиционные формы, такие, как дискуссия, учебные игры, уроки - путешествия, викторины, экскурсии. Одной из форм организации деятельности обучающихся является исследовательская работа, в процессе которой идет воспитание и обучение творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности. Такая активная форма работы позволяет обучающемуся, опираясь на имеющиеся знания, умения и навыки, учитывая свои индивидуальные особенности, ставить поисковую задачу. Обучающий результат такой работы заключается не только в приобретении новых знаний, но и в овладении исследовательскими навыками. Изменяется роль учителя в обучении: он в большей степени становится не передатчиком знаний, а партнером в обучении. Я стараюсь научить своих учеников не только добывать знания, но и применять их в незнакомых ситуациях. Это возможно только при хорошей организации внеклассной и внешкольной работы по предмету, которая сочетается с учебной работой, имея общую цель, хотя и отличается организационными и методическими формами. Я считаю, что внеклассная создает условия для более полной реализации потенциала обучающихся с ОВЗ, для формирования творческих и практических умений, для действенности знаний. Во внеклассной работе применяю следующие формы и методы: КТД, презентации, экскурсии, акции: «Юные исследователи природы - родному краю», «Помоги планете», «Юннат - 2015», Декада по переработке вторичного сырья,викторины, участие в различных городских и областных мероприятиях, если появляется возможность поучаствовать обучающимся с ОВЗ. Большую работу проводим совместно с областной станцией юннатов (знакомимся с миром живой природы, участвуем в практической деятельности). Дети с нарушением зрения получают недостаточно информации об окружающей среде, к тому же, она искажена. Вследствие чего снижается качественный уровень представлений о том, что их окружает. Общение с природой формирует эмоциональную чуткость, умение понимать и чувствовать красоту живых растений, желание самому принимать участие в изучении и охране окружающей среды. Во время занятий и экскурсий, помимо зрительного восприятия, обучающиеся с ОВЗ развивают обоняние, тактильные и слуховые ощущения, вдыхая аромат растений, дотрагиваясь до них и слушая звуки живой природы. Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для счастливой и наполненной жизни - к этому стремятся учителя МО естественных наук, руководителем которого я была много лет. Проведение недели естественных наук - давняя традиция в нашей школе, цель которой - вызвать живой интерес к географии, биологии, химии и физики, способствовать проявлению и развитию тех или иных наклонностей обучающихся с ОВЗ, выявить особо одаренных детей и способствовать расширению знаний обучающихся с патологией зрения. Большое внимание уделяю экологическому воспитанию. Экологическое образование в нашей школе осуществляется на всех ступенях образовательного процесса. В системе обучения оно носит характер междисциплинарного непрерывного и целенаправленного процесса и рассматривается под углом зрения специфики содержания на уроках природоведения, географии, биологии, химии и физики. Цель такого обучения - сделать каждого человека экологически грамотным, выработать у школьников привычку правильно, критически оценивать свое поведение в природе, поступки других людей, выбрать линию поведения, соответствующую законам природы и общества. Слепому и слабовидящему ребенку трудно в полной степени увидеть, оценить прекрасное в природе, правильно понять красоту труда человека по освоению окружающего мира. Поэтому осознать негативное поведение людей по отношению к природе, понять целостность природы Земли, осмыслить необходимость ответственного и бережного отношения к природе, способствует и помогает экологическое образование на уроках естественного цикла, также участие во внеклассной работе. Обучающиеся с ОВЗ участвуют в постановках миниатюр, в устном журнале, викторинах, играх, конкурсах, тематических презентациях с обязательным использованием технических средств обучения: мультимедийного проектора, видео- и аудиоматериалов, дидактических материалов по системе Брайля, тифлосредств. Работа учителей естественных дисциплин направлена на реализацию межпредметной интеграции среди слепых и слабовидящих обучающихся, опираясь на здоровьесберегающие технологии воспитательного и образовательного процессов. Обучающиеся вовлекаются в коллективную творческую деятельность, которая объединяет все возрастные группы. Вся эта работа позволяет обучающимся с ОВЗ применять свои знания, умения, навыки в различных ситуациях, мероприятиях.
В работе по социализации главнейшей задачей школы для обучающихся с ОВЗ является подготовка незрячих и слабовидящих детей к самостоятельной жизни. Решение этой задачи невозможно без осуществления комплексного подхода к обучению, воспитанию, сохранению зрения, созданию коррекционно-развивающей среды. Только при условии систематического научно обоснованного медико-психолого-педагогического воздействия возможно создание необходимой базы для успешной реабилитации и дальнейшей адаптации, социализации обучающихся с патологией зрения. Конечная цель образования обучающихся с физическими отклонениями полное интегрирование в общество. Наши воспитанники после окончания учебного заведения становятся гражданами страны, способными при определенных условиях обрести самостоятельность, адаптироваться в среде нормально видящих людей, стать конкурентно способными и материально независимыми, обрести семейное счастье. Ограничение возможностей, связанных со здоровьем, накладывает специфические особенности на поведение обучающихся, на всю социальную сферу жизни. Овладение необходимыми для этого навыками также имеет свои особенности в зависимости от имеющихся дефектов. Недооценка значения знаний, умений и навыков отрицательно сказывается на всей его жизни. Имеется множество примеров, когда инвалид, имеющий высокую интеллектуальную подготовку, испытывает большие трудности в быту, повседневной жизни. От этого будет страдать и его профессиональная деятельность. В нашей школе создана особая коррекционно-развивающая среда, где мы - педагоги стараемся сформировать у обучающихся с глубоким нарушением зрения умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях, мобильно перестраиваться под влиянием изменяющихся условий. Работа со слепыми и слабовидящими представляет собой систему коррекционно-развивающих методов работы, направленных на формирование социально-адаптивных навыков, на реабилитацию и социальную адаптацию обучающихся с ОВЗ. У наших выпускников выход один - получать профессию, связанную с интеллектуальным трудом. Но, чтобы успешно обучаться и работать в избранной сфере деятельности, человеку с патологией зрения недостаточно только глубоких профессиональных знаний, он должен быть действительно всесторонне развитой личностью, адаптированной к социуму нормально видящих людей, личностью с высоким уровнем социализации, обладающей целеустремленностью, упорством, решительностью, трудолюбием. Наши обучающиеся - дети с ограниченными возможностями здоровья, сдают ЕГЭ, поступают учиться в профтехучилища, колледжи, высшие учебные заведения. А две ученицы связали свою жизнь с географией - Бурикова Ирина закончила геофак ВГУ, а Цыро Елена поступила на географический факультет ВГПУ. Вся педагогическая коррекционно-развивающая работа направлена на коррекцию отклонений в развитии детей-инвалидов по зрению средствами учебной деятельности, трудовой подготовки, внеклассной работы, психологической реабилитации для последующей интеграции обучающихся с ОВЗ в общество, на привитие навыков самостоятельной работы с ориентацией на дальнейшее обучение в различных учебных заведениях, на подготовку обучающихся к осознанному выбору профессии.