Доклад для родителей на тему Роль фольклорных традиций в семейном воспитании


МКОУ Лизиновская СОШ
Доклад учителя Виткаловой.Т.М. к родительскому собранию
«Роль фольклорных традиций в семейном воспитании»
Необходимость семейного воспитания будущего семьянина через народные традиции не нуждается в доказательствах.
За многовековую историю человечества сложился идеал воспитания. Люди всегда мечтали о совершенном человеке, полноценном члене общества. У такого идеального человека много характеристик, одна из важнейших, причем вневременная, - быть "добропорядочным отцом или матерью семейства", "качество" родителей предопределяет, какова будет семья.
Ученые с тревогой обнаружили, что у многих современных детей складывается деформированный, искаженный образ семьи. Дефицит эмоционально-личностных контактов родителей с детьми, которые возникают в силу служебной занятости взрослых членов семьи, - причина детского одиночества, несмотря на жизнь его среди родных и близких. Поэтому так важно для детей постоянное общение с родителями.
Именно в семье складывались и сохранялись народные воспитательные традиции и поддерживались коллективным, общественным мнением. Семья имеет свой уклад, авторитет, свои традиции, обычаи, праздники и обряды, с помощью которых народ воспроизводит себя, духовную культуру, характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений. В семейном воспитании четко выделяется традиция формировать у детей знание своей родословной.
Самым важным, высоким моральным качеством человека всегда было его трудолюбие. Труд - главное средство воспитания в семье.
Мужчины обрабатывали поле, ходили на охоту, женщины хлопотали по дому. В страдную пору выходили помогать мужчинам. Трудовые умения и навыки также передавались из поколения в поколение. У казаков с 7 лет мальчик переходил на мужскую половину дома, с собой брал соломенный матрас. При отсутствии взрослых мужчин принимал решения в семье. На празднике «Казачье братство -2015г» маленький казачок в брюках с красными лампасами вёл сестричку (ей было лет 7, а ему 7) за руку и важно рассматривал цены на аттракционы. Девочка терпеливо ждала, когда братик выберет ей карусели. Меня удивило, что в такой толпе родители доверили своему сыну дочку. Вот так воспитывают настоящего мужчину. Девочке в старину дарили пусть маленький, но настоящий ткацкий станок, мальчику - настоящие орудия труда. Мальчик помогал возить сено, девочка плела пояски, небольшие утиральники (полотенца). Мать передавала дочери секреты вышивки, кружевоплетения и пр.; отец учил сына владеть топором, сохой, ножом и т.п. К 12 годам мальчик мог топором сделать игрушку младшим братьям и сестрам, смастерить чашку, ложку и другую утварь. Девочка в девять-десять лет начинала вышивать себе приданое. Таким образом, происходило естественное соединение трудового и эстетического воспитания.
Наше село тоже имеет свои традиции. Фольклорная экспедиция, которую мы проводили на протяжении нескольких лет, показала, как талантлив, мастеровит лизиновский народ.
Целью экспедиции было изучение истории, культуры традиций нашего села. Небольшими группами мы приходили к нашим односельчанам и просили их рассказать об истории своей семьи, о её традициях и достижениях, об увлечениях, ремёслах и мастерстве, об истории рода, о кулинарных рецептах, о людях, которыми гордится семья, о свадебных традициях, похоронных обрядах, диалекты нашего села. Нам важно было знать, какие война отразилась в жизни семьи, что интересного и важного могут они вспомнить о своих близких.
Как оказалось, нам есть чем гордиться. Наша первая фольклорная экспедиция состоялась 16 октября 2008 года мы вместе с учащимися школы пришли в гости к жительнице с. Лизиновка, проживающей на улице Пролетарской – Зюбе Александре Сергеевне (в девичестве Меловатская).
Александра Сергеевна оказалась интересным собеседником, человеком с золотыми руками. Весь дом состоял из рукоделия: это вышивка гладью на шторах, крестиком и гладью на полотенцах для икон, ришелье на подушках, мережка на подзорах кровати. На это всё у деревенской труженицы находилось время.
Мы побывали в гостях у бабушки Розы. Она в свои годы успевала вязать многочисленным детям и внукам носки, подарила для школьного музея подзор, на столе в доме стояла швейная машинка, на которой она работала совсем недавно. А в конце он сплясала нам под свои частушки и вручила банку абрикосового варенья. Жизнь у бабушки была несладкой, пришлось хлебнуть горя, но нас поразил заразительный жизнеутверждающий оптимизм бабушки Розы, и нам стало стыдно за своё брюзжание на жизненны неурядицы.
Частыми гостями были ученики нашей школы в дом Кочневой Александры Анатольевны. На экскурсии туда приходим, как в музей. Рукодельница Александра Анатольевна создала много интересных картин: это и сюжетные картины, и портреты, и пейзажи, и барыни в шляпках, и кавалеры на вороных конях. Таких работ у неё уж больше сотни.
На нашей выставке в школе неоднократно вы видели работы Огарковой Татьяны Валерьевны. О её талантливых интересных и работах писали в районной газете. Её увлечения - это вышивка лентами, бисером, картины на холстах, совмещение нескольких техник в одной работе, а сейчас она осваивает канзаши. Огромно спасибо Вам, Татьяна Валерьевна, за такое сотрудничество.
Встречи с талантливыми людьми, уроки мастерства проходят и в нашей школе, в музее села, в библиотеке, в клубе.
Возрождение казачьих традиций через праздник «Казачье братство» показывает интереснейший срез русской культуры. На выставках в этот день мы видим многообразие мастерства, ремёсел, рукоделия русского казачества и понимаем, что это была важная составляющая в истории, культуре казачества, в воспитании молодого поколения.
В наше время занятия рукоделием, изготовление различных поделок, потеряв свое сакральное значение, стали формой проведения свободного времени, досуга. Подарки готовились не только к семейным праздникам, но и к календарным (Рождество, Пасха, Троица и пр.). Народные праздники интегрировали нравственные и эстетические представления, формировали у подрастающего поколения знания об окружающей действительности, помогали включиться в реальную социальную жизнь.
Православная культура тоже вносит свою лепту в возрождение народных традиций. Наша епархия проводит перед Пасхой мастер классы, на которых дети осваивают новые ремёсла, знакомятся с традиционными и новыми техниками. В школе тоже в это время проходят полезные занятия. Ребята на переменах с удовольствием расписывают пасхальные яйца.
Сейчас овладеть любой техникой легко. Есть много замечательных книг, мастер классов в интернет: поэтапные фото, видео. Всё это доступно. Находите время для своих детей, творите вместе с ними, и тогда они ответят вам любовью.
Мы с вами должны понять самое главное, что народные традиции воспитывают в наших детях уважение к своей истории и культуре, любовь к своей семье. Знание истории семьи, рода, села, сохранение своих традиций воспитывают в ребёнке уважение к своим родным, любовь к своей малой и большой Родине. Интерес к прошлому становится созидающей силой для построения будущего, поэтому использование народных традиций в семейном воспитании нашего народа будет проходить успешно, если будут возрождены знания истоков народных традиций и они будут являться одним из основных методов для воспитания будущего семьянина. Дарите друг другу любовь и заботу, тепло человеческих рук.