Исследовательская работа ученицы 9 кл. Развивающие занятия по принципу равный обучает равного как фактор улучшения общения и взаимодействия в диаде подросток-отец
ГосударствеГосударственное учреждение образования
«Средняя школа №1 г. Скиделя»
Развивающие занятия как фактор улучшения общения и взаимодействия в диаде «подросток-отец»
Автор – ученица 9«А» класса
ГУО «Средняя школа №1 г.Скиделя»
Хмелевская Мария
Научный руководитель – педагог-психолог
Жинель Елена Викторовна
Скидель, 2010
1 ВВЕДЕНИЕ
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Это слова Льва Толстого. И действительно, так оно и есть. Ощущая себя счастливым в семье, человек получает особую уверенность в своей жизни, чувствует себя защищенным, нужным, ощущает внутреннюю силу и подъем. Семья – это, в первую очередь, самые значимые люди в нашей жизни, это наши мама и папа. От того, как сложатся наши взаимоотношения с родителями, зависит очень многое. Зависит и в детстве, и в подростковом возрасте, и в течение всей жизни мы будем ощущать на себе отголоски взаимоотношений с нашими матерями и отцами. И очень важно, чтобы дети и родители чаще могли найти понимание, взаимную поддержку, могли чаще довериться друг другу.
Но, к сожалению, нередко в семьях отсутствует взаимопонимание между детьми и родителями. Особенно напряженность детско-родительских отношений возрастает, когда дети находятся в подростковом возрасте. Из-за разногласий, разницы во взглядах у детей с родителями могут возникать напряженные и конфликтные отношения. И подростку нужна помощь в налаживании данных отношений, которую мы попытались предоставить в процессе проведения развивающих занятий. Это и обуславливает актуальность нашей работы и причины, побудившие ею заняться.
Мы в своей исследовательской работе сделали попытку налаживания детско-родительских отношений, но акцент мы сделали на изменении межличностных отношений подростков именно с отцами. Ведь мать в большинстве случаев может лучше понять ребенка, мама первая растопит лед обиды и непонимания, а отцу сделать это сложнее, в результате чего отчуждение между ним и ребенком может усугубиться. Отцы не понимают своих детей-подростков, негативно реагируют на их поведение, усиливают контроль, а подростки, в свою очередь, дают ответную реакцию Получается замкнутый круг взаимного непонимания. В таком случае необходимо изменение ситуации и налаживание отношений. И это изменение может начать как ребенок, так и отец. Ведь за хорошие отношения ответственны обе стороны – и подростки, и их родители. И активность самого ребенка в построении и развитии детско-родительских отношений достаточно велика. С помощью развивающих занятий по принципу «равный обучает равного» сделана попытка начать улучшение взаимоотношений между подростками и отцами, и начать с самих подростков.
Итак, цель нашего исследования: изучить влияние развивающих занятий по принципу «равный обучает равного» на особенности общения и взаимодействия в диаде «подросток-отец».
Задачи исследования:
Изучить теоретическую литературу по теме исследования;
Изучить особенности личностного поведения отца в общении и взаимодействии с подростком;
Провести развивающие занятия по принципу «равный обучает равного» по улучшению особенностей общения и взаимодействия в диаде «подросток-отец»;
Изучить особенности личностного поведения отца в общении и взаимодействии с подростком после проведения развивающих занятий;
Провести сравнительный анализ первоначальной и повторной диагностики.
Объект исследования – представления подростков об особенностях общения и взаимодействия.
Предмет исследования – влияние развивающих занятий на особенности общения и взаимодействия в диаде «подросток-отец».
Гипотеза исследования – развивающие занятия по принципу «равный обучает равного» способствуют улучшению взаимоотношений в диаде «подросток-отец».
При проведении диагностики, как первичной, так и вторичной использовался метод диагностики личностного поведения Т.В. Сенько [9].
Для проведения коррекции использовался цикл развивающих занятий по принципу «равный обучает равного» «На пути к гармонии» (приложение 1).
Методы, используемые в развивающих занятиях:
1. Групповая дискуссия. Данный метод позволяет сопоставлять противоположные позиции при обсуждении вопросов, увидеть проблему с разных сторон, а значит, глубже в ней разобраться, выработать общее мнение по заданному вопросу.
2. Метод мозгового штурма. Стимулирует творческую активность и продуктивность при решении проблемных ситуаций.
3. Ролевые игры. Исполнение участниками различных ролей, значимых для них в реальной жизни, позволяет сформировать навыки эффективного поведения, способствует коррекции поведения и взаимоотношений с родителями.
4. Коллективные и групповые задания. Они позволяют раскрыться, проанализировать, осознать и проработать проблемные ситуации, скорректировать негативные отношения на основе анализа и использования межличностного взаимодействия.
2 Основная часть
2.1 Теоретические аспекты изучаемой проблемы
2.1.1 Роль отца в формировании личности
Изучению семьи посвящено большое количество отечественных и зарубежных психологических исследований. Значительный вклад в разработку теоретических основ и практических исследований семьи внесли Ю.Е. Алешина, Г.М. Андреева, Э. Берн, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, И.С. Кон, Э. Фромм, Э. Эриксон, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис и др.
Отцовство, как это определяют словари, - отношение к ребенку, основанное на факте его происхождения от данного мужчины и выражающееся в заботе о его жизни, здоровье, воспитании и образовании. Роль отца неодинакова в различных культурах и зависит от таких факторов, как количество жен и детей, степень власти отца над ними, количество контактов с женой и детьми, степень участия в уходе за ребенком и ритуалы, связанные с его воспитанием, а также от участия отца в жизнеобеспечении и защите семьи [1].
В большинстве примитивных обществ контакт отца с ребенком был нежелателен, а открытое выражение чувств осуждалось этикетом. В современной культуре наблюдается сближение отцов с детьми, что, однако, сопровождается падением его авторитета в семье [2]. Современные родительские отношения примечательны частым отсутствием отца в семье, незначительностью его контактов с детьми, педагогической некомпетентностью отца. С точки зрения демографии современная семья становится преимущественно материнской. С тех пор, как развод стал обычным житейским делом, не требующим специального решения и простым в осуществлении, у многих людей стало складываться впечатление, что и само понятие “отец” - это пережиток прошлого.
Для чего в семье нужен отец? Да и нужен ли вообще? Эти вопросы не задавались в патриархальной семье, где было ясно и взрослым, и детям, что отец - глава семьи. Общественное положение отца и его заработок определяли весь уклад жизни - сколько времени мать может уделять детям, должна ли она работать, могут ли дети получить образование. Поэтому статус отца в семье был высок - он принимал основные решения в судьбе детей, их профессии, замужестве и женитьбе [1].
В настоящее время вклад отца в жизнь семьи не так ясен, как прежде. По-прежнему он приносит домой заработок, но его вклад в экономику семьи уже не так весом. И, как следствие, возникает ложное впечатление, что без отца в семье можно обойтись. В этом и состоит большое заблуждение, так как отец, наряду с матерью, является главным человеком, обеспечивающим психическое здоровье своему ребенку и, хоть и косвенно, но влияющим на всю последующую жизнь своих детей. Отец “обслуживает” многие социальные и духовные потребности ребенка, в том числе следующие:
Потребность в защите и любви. Беззащитность перед внешним миром - один из источников неврозов современных детей. Наличие отца повышает статус ребенка в глазах сверстников. И чем больше любви от отца получает ребенок, тем больше доверия к миру он испытывает, тем более мирным и дружелюбным будет его отношение к людям.
Потребность в авторитете. Как отмечал известнейший антрополог Конрад Лоренц, в человеческом обществе, как и среди животных, никто не отменял инстинкта стаи. А это значит, что должен быть и вожак - главный, непререкаемый авторитет. Вопреки распространенному мнению, дети не стремятся к абсолютной свободе, которой еще не в силах распорядиться, дети нуждаются в том, чтобы эту свободу ограничил разумный, заботливый, близкий человек, берущий на себя за них ответственность.
Потребность в образцах “мужественного” и “женственного” поведения. Если в семье растет девочка, она учится быть женственной, глядя на маму. Но для нее очень важно, чтобы в доме был пример мужского типа поведения, и уже это одна мать обеспечить не в состоянии. Отец - первый важный мужчина в ее жизни [1]. А мальчику, тем более, нужен образец мужского поведения, который, кроме отца, ему никто не сможет дать в достаточной степени.
З.Фрейд говорил: "У ребенка нет более сильной потребности, чем потребность в отцовской защите". С самого раннего младенчества ребенок должен знать, что у него есть отец, который может защитить его от опасности. Все возможные опасности можно разделить на области, где требуется направляющее присутствие отца. Ребенок нуждается в защите от опасностей, связанных с его внутренними страхами, и в защите от избыточной опеки матери. Отец также нужен ребенку для того, чтобы справляться с мстительными желаниями и страшными фантазиями. Именно отцовская функция заключается в том, чтобы показать ребенку, как можно любить, не просто обеспечивая защиту, но и предоставляя свободу. Поскольку отца, как правило, воспитывали в менее стесненной форме, чем мать, постольку ему легче, чем матери, позволить ребенку экспериментировать с независимостью.
Если в семье сын, то, лишь глядя на отца, он понимает, как быть мужественным и великодушным, как важно быть ответственным и представлять последствия своих поступков. Как важно брать на себя все самое трудное - в этом и заключается основа мужественности. Ребенок, растущий без отца, лишен важного мужского примера, который особенно значителен для мальчиков подросткового возраста в регуляции их поведения, но важен также и для девочек в качестве модели их будущего партнера. Ребенок без отца страдает также, как правило, от недостатка авторитета, дисциплины и порядка, которые в нормальных условиях олицетворяются отцом, часто бывает асоциальным, агрессивным в отношении взрослых и детей. [1].
По словам М. О. Шварца, мать нас приводит к человеку, а отец к людям. И то, и другое необходимо для развития личности [10]. Наконец, отец представляет для детей и наиболее естественный источник познаний о мире, труде, технике, способствуя как их ориентировке на будущую профессию, так и созданию социально полезных целей и идеалов. Если отца нет, то матери одной приходится нести все экономические и воспитательные заботы о семье, поэтому она, как правило, бывает настолько занятой, что у нее не остается для ребенка много времени. Ребенок в таких случаях предоставлен большую часть дня самому себе; у него больше возможностей для правонарушений, ему легче сбиться с пути.
Глядя на мать, сын видит ее еще и глазами отца, а в отце узнает будущего себя. И если в семье нет главного мужчины, то представление ребенка о себе и мире не может быть таким богатым и полным.
Для дочери отец - идеал мужчины, именно вспоминая образ отца, его отношение к ней, она будет искать себе избранника и выстраивать супружеские отношения с ним.
Так, психологические исследования показывают, что при сравнении детей, выросших с отцами и без них, обнаружено, что дети, выросшие без отцов, часто имеют повышенный уровень тревожности. Отсутствие отца отрицательно сказывается на учебе и самоуважении детей. Дети «холодных» отцов чаще бывают застенчивы, тревожны, их поведение более антисоциально. Напротив, эмоциональная близость с отцом положительно отражается на ребенке. Любовь отца дает ребенку ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина-мать [1].
Позитивные отношения с отцом связаны с такими качествами детей, как неторопливость, сдержанность, эмоциональная уравновешенность, безмятежность, спокойствие, оптимизм, высокий самоконтроль, более успешное овладение требованиями окружающей среды [1].
Отсутствие отца еще более драматично для детей подросткового возраста, так как мальчик лишается образа мужского поведения, а девочка не имеет перед собой образа представителя противоположного пола, поэтому ее контакты с мужчинами могут быть затруднены [8].
2.1.2 Психологические особенности отношений родителей с детьми- подростками.
Подростковый возраст... Этот возрастной период детей требует особого внимания родителей к тем переменам, которые происходят с растущим ребенком, особой гибкости, огромного терпения, взвешенности, умения видеть позитивное и истинное в вызывающем поведении подростка. Велико значение родительского примера как модели построения жизни (к примеру, «сначала карьера, потом – семья»), избираемых стратегий преодоления трудностей (избегание, компромисс, сотрудничество). Образцы взрослого мужчины, любящего супруга (или ловеласа), разумного отца (или деспота) важны для подростка, хотя влияние может быть не только прямым – в виде подражания, но и по принципу «отрицательного подражания», т.е. следования противоположной модели поведения [5].
Известно, что подростковый возраст является критическим в развитии детско-родительских отношений. На этой возрастной стадии эти отношения перестраиваются на основе признания родителями самостоятельности и взрослости подростка, причем значительно возрастает здесь активная роль самого подростка. Знание особенностей восприятия подростками детско-родительских отношений позволяет выявить закономерности их развития и осуществить профилактику их конфликтности, коррекции и оптимизации.
В отрочестве общение с родителями начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании со взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.
В подростковом возрасте ребенок начинает расширять сферу своих социальных контактов и выходить за пределы семьи, общение со сверстниками приобретает исключительную значимость. Фактором, облегчающим этот процесс взаимодействия со сверстниками, является наличие поддержки со стороны семьи и уверенность в ее стабильности и надежности [2].
Важным моментом в подростковом возрасте является деидеализация родителей. Переживание любви к родителям и ее обесценивание, связанное с необходимостью отделиться от семьи, порождает внутриличностный конфликт. В поисках себя подросток может бросать вызов семейным правилам, регламентирующим его личную жизнь, шокировать семью нетипичными для нее ценностями и поведением. Это нередко приводит к росту конфликтности в семье.
Сложность процесса взросления может выражаться в двойственном поведении подростка: он может казаться то очень взрослым, то совсем маленьким ребенком. Общение подростка также во многом обусловливается изменчивостью его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может меняться на прямо противоположное. Противоречивость процесса взросления, как правило, болезненно переживается самими родителями и вызывает полярные переживания, связанные с желаниями то чрезмерно контролировать ребенка, то поддерживать его самостоятельность и независимость. В силу этих обстоятельств семья переживает тяжелый период. Он связан с необходимостью перераспределить зоны ответственности в семье и, в частности, определить, какова доля ответственности подростка. Этот процесс может быть очень болезненным, сопровождаться конфликтами, отсутствием взаимопонимания с обеих сторон, нежеланием считаться с чувствами друг друга, попытками родителей усилить контроль над подростком и эмоциональной отстраненностью от его реальных трудностей, непринятием его нового статуса [9].
Психологами проведено исследование, результаты которого выявили двойственные отношения подростков к родителям. Суть двойственности заключается в сочетании стремления подростка к близким, доверительным, эмоциональным отношениям с родителями, желания получить советы и поддержку, с одной стороны, и переживания помощи и поддержки от родителей как тягостных и обременительных с другой. Стремление подростков к автономии и установлению новой, равноправной системы отношений с родителями уравновешивается желанием к сохранению и укреплению отношений близости с родителями. Показано, что, хотя в обычных условиях подростки предпочитают компанию сверстников, в более напряженных ситуациях они склонны ориентироваться на помощь и участие взрослых. Именно родители как значимые взрослые превосходят по степени значимости сверстников и оказывают подростку максимальную помощь в ситуациях поиска близости. С другой стороны, родители уступают сверстникам в ситуациях поиска поддержки. Таким образом, отношения с родителями и в подростковом возрасте по-прежнему остаются для ребенка исключительными и крайне значимыми.
Далеким от истины следует признать миф о том, что родитель является единственным «архитектором и строителем» этих отношений, а ребенок, как пассивный объект воздействия родительской воли принимает их как данность и лишь в большей или меньшей степени эффективно к ним адаптируется. Детско-родительские отношения это отношения двухполюсные, где на каждом из полюсов, полюсе родителя и полюсе ребенка, оба участника активно влияют на их развитие. Подчеркнем, что активность самого ребенка в построении и развитии детско-родительских отношений достаточно велика и резко увеличивается в подростковом возрасте. Образ детско-родительских отношений «глазами подростка» становится важнейшим условием их изменения и развития.
Согласно исследованиям российских психологов, подростки воспринимают отношение родителей к себе как враждебное или амбивалентное, подозрительное, с установками на обвинение и порицание,
·непонимание и отстраненность со стороны отца. Подобный образ родительских установок может быть вызван, по меньшей мере, тремя обстоятельствами. Во-первых, объективно сложившимися эмоционально негативными отношениями родителей и подростков; во-вторых, повышенной чувствительностью подростков к эмоциональному отношению родителей; в-третьих, дефицитом личностно-ориентированного общения подростков с родителями [9].
Подобные данные свидетельствуют о том, насколько подросткам необходима помощь в изменении детско-родительских отношений. Ведь отцовская любовь, сочетающая в себе предъявление социальных образцов желаемого поведения и требовательность, готовность оказать необходимую помощь и поддержку, предложение форм сотрудничества, воплощающих в себе образцы ответственности, целеустремленности и справедливости, является, по мнению ряда исследователей, решающим условием становления социально зрелой личности.
В результате исследований установлены определенные возрастные особенности восприятия подростками родительской позиции:
1. В старшем подростковом возрасте родители начинают восприниматься подростком как менее любящие, внимательные и заинтересованные. Это приводит к переживанию подростками чувства дефицита тепла, любви, внимания и заботы.
2. В старшем подростковом возрасте наблюдается возрастание показателя автономности отца, который оценивается подростками как всё менее включенный в процесс воспитания и отстраненный.
3. Показано, что возрастание негативных показателей детско-родительских отношений падает на период 1415 лет (кризисный период), Поэтому следует рассматривать его как критический в развитии этих отношений [6].
Учеными была проанализирована степень совпадения представлений подростков и родителей об особенностях их взаимодействия в 139 детско-родительских диадах. В большинстве сфер была обнаружена согласованность представлений о детско-родительском взаимодействии, причем максимальное совпадение в области оценки коммуникативной активности. Вместе с тем оказалось, что мальчики-подростки и девочки-подростки по-разному оценивают степень удовлетворенности своими отношениями с родителями. Мальчики оказались более удовлетворены ими, чем девочки. Возможными причинами такого неожиданного результата называются более жесткая система требований, предъявляемых девочкам родителями, более низкий уровень автономии от родителей, большие ожидания в отношении родительского поведения и сотрудничества с ними. В целом же удовлетворенность детско-родительскими отношениями в подростковом возрасте определяется характером сотрудничества признанием и реализацией принципа равенства сторон [4].
Анализ детско-родительского взаимодействия позволяет утверждать, что центральное место в детско-родительских отношениях в семьях с детьми-подростками занимает сфера эмоциональных отношений принятие и эмоциональная близость. Именно процессы эмоционального взаимодействия определяют авторитетность родителя в семье и удовлетворенность детско-родительскими отношениями. Другими словами, чем больше эмоциональная близость между подростком и родителями, тем подростки более удовлетворены своими детско-родительскими отношениями.
Традиционно подростковый возраст понимается как возраст приобретения подростком независимости и переориентации на общение со сверстниками. Однако изложенные выше результаты исследования свидетельствуют о безусловном сохранении значимости общения и отношений с родителями для подростка, о ведущей роли родителей и семьи в процессе социализации и развития его личности [3]. И подростку часто нужна помощь и поддержка в налаживании детско-родительских отношений, в улучшении положительного психологического климата в семье.
2.2 Процедура исследования.
В исследовании принимали участие 23 ученика 9 «А» класса ГУО «СШ №1 г. Скиделя». Трое из этих учеников были ведущими развивающих занятий (в сопровождении педагога-психолога).
Исследование проводилось в 3 этапа (табл.1).
Таблица 1. Этапы проведения исследования
Этапы проведения исследования
Проведенная работа
Срок проведения
1 этап
Первичная диагностика
ноябрь
2 этап
Проведение цикла развивающих занятий «На пути к гармонии»
декабрь-февраль
3 этап
Повторная диагностика. Результаты и выводы
март
2.2.1 Первичная диагностика представлений подростков об особенностях межличностных отношений с отцами.
Для первичного изучения представлений подростков об особенностях межличностных отношений с отцами был использован метод диагностики личностного поведения Т.В.Сенько.
Описание. Предлагаемый метод дает возможность достаточно детально изучать формы личностного поведения, проявляющиеся в межличностном взаимодействии, а также сам процесс взаимодействия в динамике, что нам было необходимо при вторичном проведении диагностики.
В основу метода положены две парные характеристики отношения человека к человеку: «доминирование-подчинение» и «положительность-отрицательность». Характеристика «доминирование-подчинение» представлена в двух вариантах: положительное доминирование и отрицательное доминирование, положительное подчинение и отрицательное подчинение.
Положительное доминирование (+Д) включает в себя такие личностные характеристики, как умение помочь, подбодрить, похвалить, вселить уверенность в себе у того, кто рядом;
Отрицательное доминирование (-Д) проявляется в форме резких нападок, агрессивности, приказов, подчинения своим желаниям;
Положительное подчинение (+П) проявляется в умении радоваться успехам других, доверии другим, умении внимательно выслушать, умении воодушевляться, увлекаться.
Отрицательное подчинение (-П) проявляется в таких личностных характеристиках, как уступчивость, подчинение, излишняя терпеливость, переживание.
Метод включает в себя 16 утверждений, на каждое из которых имеется 5 вариантов ответа, при помощи которых учащийся описывает личностное поведение своего отца. Данные 16 утверждений разделены на четыре вышеописанные части (+Д, -Д, +П, -П). Шкалы представлены в виде круговой диаграммы.
В результате проведения первоначальной диагностики по методике Т.В. Сенько получены результаты, представленные в таблице 2.
Табл.2 Результаты первичной диагностики
Фамилия, имя учащегося
Форма личностного поведения
Положительное доминирование (+Д)
Отрицательное доминирование (-Д)
Отрицательное подчинение (-П)
Положительное подчинение (+П)
Г Александра
11
4
8
7
Г Наталья
9
6
10
11
Ж Виктория
6
1
6
9
К Максим
10
4
8
9
З Евгений
8
3
5
8
Л Юлия
11
7
13
15
Л Марина
11
3
12
14
М Сергей
7
2
10
7
Н Александр
13
5
12
13
О Евгений
11
4
8
12
С Александр
8
1
7
9
С Юлия
14
4
13
13
С Юлия2
12
4
8
8
Т Светлана
12
7
10
10
Ф Валерий
9
5
12
11
Х Мария
10
6
5
6
Ш Дмитрий
12
10
11
10
Итого
174
75
158
172
2.2.2 Цикл развивающих занятий «На пути к гармонии».
До проведения развивающих занятий в с одноклассниками ведущие неоднократно присутствовали на проведении подобных занятий педагогом-психологом, чтобы получить начальный практический опыт. Также с ведущими были проведены теоретические занятия и была дана теоретическая информация по следующим темам: развивающее занятие как нетрадиционная форма обучения; принципы проведения развивающего занятия; типичные ошибки ведущего при проведении занятия; правила ведения беседы; правила участия в дискуссии, психологические особенности подросткового возраста.
После обучения проведению занятий тремя учащимися 9 «А» класса был проведен цикл развивающих занятий для подростков «На пути к гармонии» (см. Приложение 1), состоящий из 10 занятий продолжительностью по 45 минут, проведенных в течение трех месяцев.
2.2.3 Повторное проведение диагностики.
Результаты исследования.
Повторная диагностика проводилась через неделю после проведения последнего занятия. Метод диагностики остался прежним. Сравнительные результаты первичной и вторичной диагностик представлены в таблице
Таблица 3. Сравнительные результаты первичной
и вторичной диагностик
Фамилия, имя учащегося
Форма личностного поведения
Положительное доминирование (+Д)
Отрицательное доминирование (-Д)
Отрицательное подчинение (-П)
Положительное подчинение (+П)
До занятий
После
До занятий
После
До занятий
После
До занятий
После
Г Александра
11
11
4
3
8
9
7
10
Г Наталья
9
10
6
5
10
9
11
12
Ж Виктория
6
9
1
1
6
7
9
10
К Максим
10
11
4
4
8
9
9
11
З Евгений
8
9
3
3
5
6
8
12
Л Юлия
11
11
7
4
13
13
15
13
Л Марина
11
11
3
3
12
11
14
14
М Сергей
7
8
2
2
10
9
7
11
Н Александр
13
12
5
5
12
11
13
13
О Евгений
11
11
4
3
8
8
12
13
С Александр
8
9
2
1
7
8
9
12
С Юлия
14
14
4
4
13
13
12
14
С Юлия2
12
13
5
3
8
9
8
10
Т Светлана
12
11
7
6
10
11
10
11
Ф Валерий
9
8
4
5
12
12
12
12
Х Мария
10
11
5
4
5
6
6
9
Ш Дмитрий
12
11
10
8
11
9
10
12
Итого
174
180
75
61
158
160
172
199
Таким образом, результаты нашего исследования оказались следующими:
По шкале «отрицательное подчинение» общее количество баллов увеличилось со 158 до 160, что составляет примерно 1,5%.
По шкале «положительное доминирование» общее количество баллов увеличилось со 174 до 180, изменение произошло примерно на 3,5%.
По шкале «отрицательное доминирование» общее количество баллов уменьшилось с 75 до 61, что составляет примерно 18,7%.
По шкале «положительное подчинение» общее количество баллов увеличилось со 172 до 199, что составляет примерно 15,7%.
На наш взгляд, внимания заслуживают результаты по шкалам «отрицательное доминирование» и «положительное подчинение», т.к. изменения после проведения занятий по данным шкалам наиболее существенны.
Увеличение общего количества баллов по шкале «положительное подчинение» свидетельствует о том, что после проведения занятий подростки описывают своего отца с более выраженными характеристиками «положительного подчинения», которое проявляется в умении радоваться успехам других, доверии другим, умении внимательно выслушать, умении воодушевляться, увлекаться.
Уменьшение общего количества баллов по шкале «отрицательное доминирование» свидетельствует о том, что после проведения занятий подростки описывают своего отца с менее выраженными характеристиками «отрицательного доминирования», которое проявляется в форме резких нападок, агрессивности, приказов, подчинения своим желаниям.
Обобщив вышеизложенное, можно заключить, что при описании подростками особенностей взаимодействия с отцами до развивающих занятий и после них, выражены значительные отличия. Произошло увеличение в описании подростков положительных характеристик во взаимоотношениях с отцом и уменьшение отрицательных.
Таким образом, мы считаем, что гипотеза нашего исследования подтвердилась, развивающие занятия по принципу «равный обучает равного» действительно способствуют улучшению взаимоотношений в диаде «подросток-отец».
3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Результаты нашего исследования оказались следующими:
1. Обзор теоретической литературы по теме исследования доказывает необходимость и важность отцовского воспитания, значимость благоприятных эмоциональных отношений между подростком и отцом. Также в литературе аргументируется вклад отца в жизнь своих детей, описывается его влияние на личность подростка. Описываются психологические особенности подросткового возраста, особенности взаимоотношений с отцом в данный период жизни ребенка. Говорится о периоде взросления ребенка и возможных трудностях в общении с родителями и конкретно с отцом.
2. После изучения теоретической литературы проведена первичная диагностика особенностей личностного поведения отца в общении и взаимодействии с подростком. Затем проведено десять развивающих занятий. После проведения развивающих занятий по принципу «равный обучает равного» проведена повторная диагностика представлений подростков об особенностях общения и взаимодействия с отцом, которая выявила некоторые отличия по сравнению с первичной диагностикой:
Выявлено увеличение на 15,7% общего количества баллов по шкале «положительное подчинение». Это свидетельствует о том, что после проведения занятий произошло увеличение в восприятии подростков таких личностных характеристик их отца, как умение радоваться успехам других, доверие другим, умение внимательно выслушать, умение воодушевляться, увлекаться.
Выявлено уменьшение на 18,7% общего количества баллов по шкале «отрицательное доминирование». Это свидетельствует о том, что после проведения занятий произошло снижение в восприятии подростков таких личностных характеристик их отца, как резкие нападки, агрессивность, приказы, подчинение своим желаниям.
Обобщив вышеизложенное, можно заключить, что при описании подростками особенностей взаимодействия с отцами до развивающих занятий и после них, выражены значительные отличия. Произошло увеличение в описании подростков положительных характеристик во взаимоотношениях с отцом и уменьшение отрицательных.
Таким образом, мы считаем, что гипотеза нашего исследования подтвердилась, развивающие занятия по принципу «равный обучает равного» действительно способствуют улучшению взаимоотношений в диаде «подросток-отец».
Однако, безусловно, полученных нами результатов недостаточно для того, чтобы остановиться на достигнутом. Ведь тема «отцов и детей» извечна, и полностью конфликты и взаимное непонимание не решишь никогда. Мы считаем, что работу над улучшением взаимоотношений в семье можно продолжать бесконечно. Направления могут быть различными: это могут быть занятия, направленные на изменение взаимоотношений с обоими родителями, а не только с отцом, возможно проведение занятий с детьми младшего подросткового возраста, не исключена также и работа совместно с родителями, и, безусловно, наши занятия воспитывают культуру подростка как будущего родителя, будущего семьянина. Перспектива в данной работе, на наш взгляд, будет всегда.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Акивис, Д.С. Отцовская любовь / Д.С. Акивис. – М., 1989.
Андреева, Т.В. Психология современной семьи / Т.В. Андреева. - Монография. - СПб.: Речь, 2005. – 436 с.
Вассерман, Л.И. Родители глазами подростка / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковская. – СПб.: Речь, 2004.
Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – Екатеринбург, 2000.
Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. Пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160с.
Кочубей, Б.И. Мужчина и ребенок / Б.И. Кочубей. – М., 1990.
Поспехов, И. Об отцовском авторитете / И. Поспехов // Семья и школа. – 1981. - № 5. – С. 26-28.
Сенько, Т.В. Диагностика и коррекция взаимодействия в диаде «ребенок-родители» / Т.В. Сенько // Адукацыя і выхаванне. – 1998. - № 7. – С. 15-26.
Сенько, Т.В. Психология взаимодействия: Часть третья: Личность в семейном социуме: Учебное пособие / Т.В. Сенько. – Мн.: Карандашев, 2000. – 288с.
Приложение 1
ПРОГРАММА РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
ДЛЯ ПОДРОСТКОВ
«НА ПУТИ К ГАРМОНИИ».
Цель программы: коррекция взаимоотношений в диаде «подросток-отец».
Задачи программы:
- сплочение группы (класса), преодоление дистанции, снятие напряжения, создание эмоционального комфорта;
- обсуждение актуальных проблем во взаимоотношениях с отцом, поиск путей разрешения трудностей.
- формирование представления об образе счастливой семьи.
- обучение способам разрешения конфликтных ситуаций.
- обучение приемлемому выражению своих эмоций.
- обучение искусству спора.
- осознание подростком трудностей отцовской роли.
Состав группы: учащиеся 9 «А» класса СШ №1 г.Скиделя в возрасте 14-15 лет.
Организация занятий: проведено 10 занятий продолжительностью по 45 минут каждое в течение 3 месяцев. Регулярность проведения – 3-4 занятия в месяц.
Методы и техники, используемые в программе:
1. Групповая дискуссия.
Позволяет сопоставлять противоположные позиции при обсуждении вопросов по заданной тематике, увидеть проблему с разных сторон, а значит, глубже в ней разобраться, выработать общее мнение по заданному вопросу.
2. Метод мозгового штурма.
Стимулирует творческую активность и продуктивность при решении проблемных ситуаций.
3. Ролевые игры. Исполнение участниками различных ролей, значимых для них в реальной жизни, позволяет сформировать навыки эффективного и продуктивного поведения, способствует коррекции поведения и взаимоотношений с родителями.
4. Коллективные и групповые задания.
Позволяют раскрыться, проанализировать, осознать и проработать проблемные ситуации, скорректировать неадекватные отношения, установки, эмоциональные и поведенческие стереотипы на основе анализа и использования межличностного взаимодействия.
Структура занятия:
Приветствие.
Правила работы в группе.
Упражнение на сплочение класса.
Основная часть.
Рефлексия.
Тематическое планирование занятий с детьми подросткового возраста.
№ п/п
Темы программы
Кол-во часов
1
Занятие 1 «Наш дружный коллектив»
45 мин.
2
Занятие 2 «Вопросы в шляпе»
45 мин
3
Занятие 3 «Скульптура счастливой семьи»
45 мин.
4
Занятие 4 «Способы разрешения конфликтных ситуаций»
45 мин.
5
Занятие 5 «Выход из проблемных ситуаций»
45 мин.
6
Занятие 6 «Эмоции. Как правильно их выражать»
45 мин.
7
Занятие 7 «Правила поведения в дискуссии»
45 мин.
8
Занятие 8 «А каково быть родителем?»
45 мин
9
Занятие 9 «Я как будущий отец, я как будущая мать».
45 мин.
10
Занятие 10 «Какой он, идеальный отец?»
45 мин
13PAGE 15
13PAGE 14215
"Picture 2Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 515