Конспект урока по русскому языку по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» (УМК «Перспективная начальная школа»).


Урок русского языка в 3 классе «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» (УМК "Перспективная начальная школа").
Цели урока:
обобщить знания учащихся правописания безударных окончаний имён
существительных трёх склонений.
Совершенствовать умение правильно писать окончания существительных 1, 2, 3 склонения.
Развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся.
Воспитывать интерес к русскому языку, навыки самоконтроля
Оборудование:
толковый словарь
сигнальные карточки
карточки с разноуровневыми заданиями
мультимедийный проектор и презентация
Интерактивная доска
Ход урока:
Организационный момент.
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Он пойдет, ребята, впрок.
Постарайтесь все понять,
Будем правильно писать.
Ребята! Сегодня в нашей школе необычный день. Надеюсь, вы сумеете показать, чему научились за это время. На уроке внимательно слушайте вопросы учителя и ответы одноклассников, помогайте друг другу в сложных ситуациях.
Давайте поиграем в игру “Бегущие минутки”. За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начинаем!
Изменяемая часть слова … (окончание)
Часть речи, обозначающая предмет … (существительное)
Слова женского и мужского родов с окончаниями –а, -я относятся … (к 1 склонению)
Постоянный признак имён существительных… (род)
Часть слова без окончания … (основа)
Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что? … (существительное)
К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием)
Имена существительные бывают … (одушевлённые и неодушевлённые)
Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием –о, -е)
Без какой части не может существовать слово? … (без корня)
Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам)Сколько падежей в русском языке? … (шесть)
Молодцы! Справились с заданием!
2. Работа с устойчивыми выражениями.
Ребята, сегодня в классе так много человек, что практически яблоку негде упасть.
Что я сейчас произнесла?А что это выражение обозначает?Давайте посмотрим в словаре?
3. Сообщение темы и целей урока.
Орфографическая минутка.
На доске записано стихотворение Б.Заходера:
В лесочк…, над речк..й,
Построена дачка.
На дачк… живет
Небольшая собачка.
Собачка довольна
И лес…м и дач…й,
Но есть огорчения
В жизн… собачьей.
Прочтите эти строки, проанализируйте орфограммы, сформулируйте тему урока. (Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа)
- Мы учились на предыдущих уроках писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа? (да)
- Тогда скажите, какое задание можно выполнить по этому тексту? (выписать имена существительные, вставив пропущенные окончания, определить грамматические признаки имен существительных, тип склонения и его падеж)
Обучающиеся выполняют задание на интерактивной доске.
Проверка фронтальная (окончания вписать в строки стихотворения)
4. Минутка чистописания. Откройте тетради и запишите число и классная работа.
На доске.
Нам нужно отгадать ключевое слово.
Назовите букву, которая стоит в алфавите перед буквой р;
Безударная гласная в словах: земля, лесок;
Назовите букву, которая стоит в алфавите после буквы п;
Безударная гласная в словах: река, печёт;
13-я буква алфавита;
6-я буква алфавита;
Парная согласная букве з;
Безударная гласная в словах: окно, вода;
Назовите букву, которая стоит в алфавите между буквами й, л.
Мы с вами собрали слово: перелесок.
Что такое перелесок? (Небольшой лес, отдалённый полянами от других лесных участков).
Какие слова спрятались в слове перелесок? (Лес, лесок, песок, сок, сор, село, перо).
Запишите слова в тетрадь, обратите внимание на нижнее и верхнее соединение букв.
Какие слова вы записали? (Имена существительные).
Докажите. (Они отвечают на вопрос "Что?").
5. Словарный диктант.
«Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами, что
Людьми населена. Правит
Ими государь по прозванию
«Словарь».
- Распределить слова в 3 столбика по типу склонения и определить падеж существительного
- Какие знания и умения вам будут необходимы? ( знание словарных слов, умение определять тип склонения, знание падежей и умение определять падеж)
В автомобиле, к тетради, по тарелке, о погоде, из моркови, около девочки, о мебели.
6.Физминутка.
«Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Поднимает руки класс – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперед смотри – это три.
Руки в стороны пошире развернули на четыре.
С силой их к плечам прижать – это пять.
Руки плавно опустили, всем улыбки подарили»
7.Работа по теме урока. Упражнение в написании безударных падежных окончаний имен существительных.
Выполнение разноуровневых заданий организуется в форме индивидуальной работы со взаимопроверкой в группах. На слайде появляются 3 текста. Обучающиеся самостоятельно выбирают уровень сложности задания, проанализировав тексты.

1 уровень – самый легкий, т.к. окончание имени существительного записано, нужно определив тип склонения и падеж доказать правописание данного окончания.
По аллее, с собачкой, на дороге, на поверхности, у мыши, о герое, для деревни, возле речки, к стройке.
2 уровень – сложнее, т.к. необходимо самостоятельно вставить безударное падежное окончание, указать падеж.
О храброст…, на ладон…, в город…., по площадк…, от двер…, на озер…, к кормушк…, из библиотек….
3 уровень – самый сложный (носит творческий характер), т.к. требуется самостоятельно подобрать существительное с безударным падежным окончанием, верно его вписать и доказать правописание.
Телеграмма для______________.
Рассказ о __________________.
Сидит на __________________.
Сок из _____________________.
Гулял в ____________________.

Проверка задания проводится в группах, ошибки анализируются и исправляются.

8.Физминутка
– Внимательно смотрите на слова, которые я буду показывать. Если покажу на слово с ударным окончанием, вы поворачиваетесь лицом друг к другу и обмениваетесь хлопками. Если покажу на слово, в котором безударное падежное окончание вы приседаете.
За ключ…, с багаж…, перед смерч…, со шприц…, в зоопарк…, на юг…,на рек… о труженик…, о геро…, в туман…, у братишк..…, на барабан…, о львенк…, в берет…, к коров…, о лыжник…, у рощ…, в дом…, на диван….
9.Работа по учебнику.
Упражнение №84
(Из группы данных имен существительных выбрать по одному существительному 1, 2, и 3 склонения и письменно просклонять их)
Самопроверка по образцу (в качестве образца как опора служит таблица окончаний на слайде; учитель оказывает индивидуальную помощь)

10. Закрепление.
А)Учитель читает слова, дети поднимают карточки с буквами е или и:
Из черемухи, около деревни, к учительнице, на стройке, в роще, из Сибири, на капельке, из брусники, в тундре, на работе, к синице, возле речки, нашей молодежи. Б) Работа в парах.
- Наши друзья –помощники «Словознайка», «Проверяйка», «Вспоминайка» предлагают поработать в парах.
1 ряд «Словознайка»
- Вставить пропущенные буквы, доказать их написание.
Своя земля и в горст… мила.
Не забывай друга ни в радост…, ни в печал… .На чужой сторонушк… рад своей воронушк… .2 ряд «Проверяйка»
- Исправьте ошибки.
Вчера в магазине купили 2 кг яблоков, 5 кг моркови, 2кг апельсин, 3 кг помидор, 2 кг мандарин, 5 кг картофелей.
3 ряд «Вспоминайка»
- Выписать среди данных слов только несклоняемые имена существительные.
Котенок, какаду, радио, небо, пальто, лужа, шоссе, сердце, желе, лак, такси, медведь, радио, гвоздь, кафе, платье, стадион, кино, ателье, кенгуру, эскимо. - Проверка работ на слайдах компьютера.
11.Домашнее задание
3). Придумать рассказ из 5-7 предложений на тему: «Первый снег», используя имена существительные: снежинка, заморозок, лучик, оттепель, солнышко, парк, аллея, скамейка.11.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
(возвращаемся к поставленным в начале урока задачам)
- Со всеми поставленными задачами вы справились?
Удалось ли каждому из вас ликвидировать свое затруднение?
Итог нашего урока мы проведём в форме «проверь себя».
Чтобы правильно написать безударное окончание существительного, надо
1. Определить …………………
2. Определить …………………
3. Вспомнить …………………существительного в нужном …………………..
У существительных 1 склонения в родительном падеже окончание -….., в дательном падеже - окончание ……, в предложном падеже – окончание ……
У существительных 2 склонения в предложном падеже – окончание …..
У существительных 3 склонения в родительном, дательном, предложном падежах – окончание ……
Выставление оценок.
- Спасибо за урок!