Доклад на тему Креативное образование
Современный преподаватель – преподаватель, владеющий методологией креативного образования
«Настоящий преподаватель - это тот, который любит то, что преподает, и тех, кому преподает».
В.О. Ключевский
Сегодня современным обществом выдвигаются все новые требования к различным социальным институтам, главным из которых справедливо определено образование. Оно представлено новой образовательной парадигмой, которая и определяет условия, в которых главным образом, представлена деятельность, направленная на формирование и развитие личностных качеств человека, его новых ценностных ориентиров. Процесс развития в образовании определяется инновационной деятельностью, представленной различными формами и методами работы, современными образовательными технологиями. Однако успешность инновационной деятельности в образовании в большей мере зависит от заинтересованности главных субъектов организации образовательного процесса – педагогических кадров, их квалификации и компетентности, владение ими современными методологиями. Эти требования реализуются в креативном подходе, осуществляемом в профессиональном образовании, - в системе непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей, как у студентов, так и у педагогов. Основная цель креативной системы образования - пробудить в человеке творца и развить в нем заложенный творческий потенциал. Вполне понятно, что выполнить подобную задачу возможно лишь креативным педагогам с достаточно развитым собственным творческим потенциалом.
Педагогу сегодня необходимо не только обладать высоким уровнем общей культуры, психолого-педагогической компетентностью, но и нетрадиционно подходить к решению различных психолого-педагогических ситуаций, организовывать свою деятельность на творческой основе. Овладение методологией креативного образования как видом и компонентом современной педагогической деятельности означает понимать - систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. В сфере образования методология креативного образования рассматривается как культура творческого мышления, которая проявляется в способности мыслить, самостоятельно сравнивать, сопоставлять различные точки зрения, выявлять собственную позицию, научно ее обосновывать и профессионально отстаивать. Для этого педагогу требуется необходимый набор инструментов, с помощью которых он будет выполнять указанные выше операции, действия, способствующие осуществлению процессов развития образования и креативной деятельности. Умение применять имеющиеся знания для установления педагогически целесообразных взаимоотношений, приобретение и преобразование знаний обучающимися и самим педагогом, выработка способов инновационной деятельности также позволяет судить о личности, которая обладает определенной степенью сформированности методологией креативного образования. Такой уровень можно назвать методологической компетентностью. Методологическая компетентность позволяет педагогу моделировать возможные изменения в организации, структуре и содержании образовательного процесса; вносить коррективы при использовании педагогических технологий и инноваций; формировать цели обучения и воспитания студентов с учетом образовательных, воспитательных и развивающих возможностей учебного материала, результатов применения различных методов, приемов, средств учебно-воспитательного процесса; реализовывать личностно-ориентированный подход на основе оценки его потенциальных возможностей: личностно-деловых качеств, умственных способностей, поведения; планировать дальнейшую профессионально-педагогическую деятельность. Именно поэтому, владение методологией креативного образования и развитие творческой индивидуальности педагога способствуют повышению его компетентности и профессионализма. Социальная значимость закономерностей креативности преподавателя обусловлена тем, что, во-первых, она определяет продуктивно-созидательную направленность личности и составляет основной стержень ее социальной ориентации в жизни, во-вторых, является базовой основой профессионального творчества, в-третьих, способствует развитию творческого потенциала специалиста и его самореализации в социальной сфере, к особенностям педагогической деятельности.
В настоящее время владение методологией креативности, в значительной мере, выступает своеобразным механизмом адаптации личности преподавателя к происходящим социальным переменам. Для того чтобы внутренне соответствовать современной действительности, педагог должен не просто адаптироваться к новой ситуации, но и быть способным изменить её, изменяясь и развиваясь, при этом, сам. Важное педагогическое требование к креативному образовательному процессу - непрерывность, преемственность и включение студентов в активную образовательную среду, в самостоятельное управление творческим процессом. В связи с этим, современному преподавателю определенно необходимо владеть методологией креативного образования как высшего показателя его профессиональной готовности в условиях современного образования. Вместе с тем, креативное образование предполагает знание необходимых основ и различных аспектов методологической культуры по отношению преподавателя к любой предметной области. Это объясняется тем, что для обеспечения современного содержания образовательного процесса и качественного использования соответствующих образовательных технологий требуется определённая степень готовности педагога, достаточно компетентного в своей профессиональной области, максимально ответственного, свободно и мастерски владеющего своей профессией, способного к эффективному взаимодействию и сотрудничеству в области конкретной специализации на уровне глобальных мировых стандартов нового поколения, стремящегося к профессиональному постоянному росту, социальной и профессиональной мобильности. Поэтому современный преподаватель – это преподаватель, владеющий креативной методологией образования, которая способна выступать как высший уровень его профессиональной готовности и способности не только организовывать собственную педагогическую деятельность, но и самостоятельно создавать необходимые условия для этой деятельности. Освоение методологией креативного образования предполагает осознание преподавателем сложного характера взаимосвязи закономерностей, целей, принципов и правил педагогического процесса. Креативная личность преподавателя делает современным научно-педагогическое мышление, позволяет предвидеть реакции обучаемых на планируемое педагогическое воздействие. В центре внимания оказывается проблема соотношения различных компонентов педагогического мышления, возможности их управляемого развития, связь целей и установок преподавателя со свойственным каждому человеку стремлением вникнуть, понять, “вчувствоваться” в душевное состояние партнера по общению. Современный креативный преподаватель, несомненно, воспитывает и обучает, по новому, особенному. Поэтому универсальная особенность креативного образования заключается в определении реального смысла педагогических понятий, описывающих феномены обучения и воспитания, а также установление связей их смыслов, сопоставление значений и др. Совершенно очевидно, что в связи с изменившимися условиями изменяется и формируется личностно - ориентированная образовательная парадигма. Однако понятно, что она не может основываться только на знании основ методологии креативного образования. В настоящее время преподаватель опирается на практико-ориентированную методологию, которая позволяет ему максимально использовать все необходимые средства и методы. К ним следует отнести рефлексию, анализ и самоанализ; оценку и самооценку педагогических явлений и событий; поиск и выбор культурных смыслов; разнообразные модели и варианты собственной образовательной деятельности. В процессе длительного времени методология постепенно обретает статус способа получения, присвоения, произведения и применения нового смысла педагогических знаний посредством глубинного проникновения как в их источник, т.е. методологическую основу, так и в движущие силы и механизмы – условия и средства реализации. В целом показатель владения методологией креативного образования преподавателем в современных условиях представляется через овладение им аппаратом научной и творческой деятельности, проявлении специфических качеств самого человека, способности к интеллектуальной активности, стремление к освоению прогрессивных технологий, созданию авторских разработок, педагогических концепций, введению инноваций, обобщению передового педагогического опыта.
Степень овладения этими умениями определяется следующими показателями: современный преподаватель умеет увидеть проблему, сформулировать ее, выделить в ней противоречия; умеет определить перспективу, формулировать и решать стратегические и тактические задачи; умеет выявлять недостатки и преимущества того или иного подхода, имеет и целесообразно применяет креативность мышления. Таким образом, овладевая методологией креативного образования, преподаватель начинает мыслить по-новому, творчески. Развитие креативности способствует достижению преподавателем высокого профессионализма, способствуя самоактуализации личности педагога. При этом высокий уровень креативности обеспечивает более эффективную, успешную, продуктивную и продолжительную педагогическую творческую деятельность; кроме того, преподаватель не только адекватнее приспосабливается к системе непрерывного образования, но и сам активно участвует в её формировании, разработке и внедрении в практику.
Преподаватель совершенно новой формации, владеющий методологией креативного образования создаёт креативный образовательный процесс, основой которого является такая деятельность студента, которая направлена на самостоятельное расширение знаний изучаемой дисциплины, на самостоятельную поисковую (исследовательскую) познавательную деятельность. Специфика методологии обусловлена тем, что в процессе креативной деятельности формируется субъективность, авторство понимания учебного материала и педагогических явлений, что является непременным условием последующего формирования преподавателем субъектности, востребованности личностных структур его учеников. Высокая степень овладения методологией креативного образования определяет возможность рождения преподавателем новых идей в конкретных условиях современного образования, что обеспечивает эвристичность педагогического сознания и креативного мышления. Поэтому сегодня образование должно реализовывать концепцию развития креативной личности, которая включает профессионализм специалиста, развитые индивидуальные способности, интеллектуальный потенциал, профессионально значимые личностные характеристики, а также креативный подход к построению образовательного процесса.
15