презентация к коучингу Критическое мышление…
«Критическое мышление или как помочь ученикам преодолеть нежелание учиться» Автор Кулагина Ирина Николаевна, учитель сш№8 им.А.П.Гайдара, г.Степногорск, Акмолинская обл. * ПОДУМАЙТЕ ФАКТОРЫ, ПОРОЖДАЮЩИЕ НЕЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ Ключевой тезис всей технологии критического мышления: «Конструирование» собственного знания в рамках собственной поисковой деятельности Мысль в подарок…Умеющие мыслить умеют задавать вопросы. Э.Кинг «Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию». Я.А. Коменский Критическое мышление –это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Критическое мышление — это: способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения. Критически мыслящий человек задает вопросы: Что я знаю?Что я узнал нового?Как изменились мои знания?Что я буду с этим делать? Цель применения технологии развития критического мышления: Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения).ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯСТРЕМЛЕНИЕ К УСПЕШНОСТИ Трёхфазовая структура урока: Вызов Осмысление (реализация)Рефлексия Вызов Актуализация опыта и предыдущих знаний обучаемых. Активизация деятельности учащихся. Формирование мотивации на учебную деятельность. Постановка обучаемыми индивидуальных целей в учебной деятельности. Цели: Вызов «Мозговой штурм» Прогнозирование Альтернативный тест (правильные или неправильные высказывания) Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте Корзина идейКластер Таблица «З–Х–У» Приемы: Осмысление (реализация) Получение обучаемыми нового знания. Формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение уже известного с новым. Освоение способа работы с информацией. Поддержка целей, поставленных на стадии Вызова. Цели: Осмысление (реализация) Чтение текста с маркировкой по методу insert; Выделение ключевых слов подчёркиванием; Таблица «З–Х–У» Приемы: Рефлексия Присвоение нового знания. Создание целостного представления о предмете изучения. Постановка новых целей в учебной деятельности. Оценка и самооценка развития обучаемых в теме. Цели: Рефлексия Творческая работа – синквейн Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям Ведение дневника Письмо другу Достраивание кластера из ключевых слов Перепутанные логические цепи …. Приемы: Вызов Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме) Коммуникационная(бесконфликтный обмен мнениями) Осмысление содержания Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) Рефлексия Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса) Функции трех фаз технологии развития критического мышления Это вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию из текста. Целью этих вопросов - предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики «То есть ты говоришь, что…?» «Если я правильно понял, то …?»«Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?»«Ты действительно думаешь, что …?» В некоторых ситуациях они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. Обычно начинаются со слова «Почему?» В творческом вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза… «Что изменилось бы в …, если бы…?»«Как вы думаете, как будет развиваться ... после (если) …?» Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. Почему … хорошо, а … плохо?» «Чем … отличается от …?» Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой. «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?» «Где вы в обычной жизни можете наблюдать…………..?» Задание №1 ЗАДАНИЕ№2Составить вопросы согласно «Ромашке Блума» на тему «Происхождение жизни на Земле» Составить алгоритм урока на тему «Строение растений» с использованием стратегий критического мышления. Рефлексия «Непреложная истина» Закончите фразу: «Ничто не свободно так, как ……мысль человека» Дэвид Юм * «Человек критического ума, склонный к анализу, умеющий отделить нужное от ненужного, как правило, обладает сильным духом. А тот, кто не размышляет над услышанным и увиденным, не только не приобретает нового, но и теряет старые познания. Дух его слабеет». А.Кунанбаев