Конспект урока по русскому языку на тему Сочинение по личным впечатлениям (5 класс)


ГКОУ «Школа-интернат № 2» г. Оренбурга.
Предмет: русский язык.
Класс: 5 «б».
Дата: 26.01.2017г.
Тема: подготовка к сочинению по личным впечатлениям.
Цель: научиться отбирать материал для написания сочинения.
Задачи:
-образовательные: учиться описывать природу по личным впечатлениям, пользуясь при этом выразительной, красивой речью;
-развивающие: способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей
-воспитательные: учить видеть красоту окружающего мира и находить слова, достойные того, чтобы выражать его неповторимость; содействовать воспитанию любви к природе.
Планируемые результаты.
Предметные. Знать о стилях сочинения; начало и конец рассказа как элемент композиции. Уметь составлять собственный текст-описание разговорного стиля по личным впечатлениям.
Метапредметные. Способность адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; владеть повествованием как одним из видов монолога; способность создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.
Личностные. Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме.
Тип урока: урок развития речи
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация
Ход урока.
I. Организационный этап
II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (слайд 1-2)
Прослушайте стихотворение и ответе на вопросы:
-С помощью чего поэт описал состояние природы в момент наступления зимы?
-Мы можем описать зиму?
-Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
III. Подготовка к сочинению-описанию. (слайд 3)
-Какие типы речи вы знаете?
-Что такое описание?
-Чем оно отличается от других типов речи?
-Какой тип речи мы можем использовать при написании сочинения?
Игра «Наряди ёлку» (слайд 4)
Учитель читает отрывок из «Разговора о снеге» Б. Петрова (слайд 5):
«…Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега… Белы снеги, снегурка, снежень, снеговик…снега во всю Россию.
Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с тёмными лесными островами…
Снег ты наш, снежище, снежик… снега во всю Россию».
- Какие однокоренные слова к слову «снег» подбирает автор этого текста?
- Какие ощущения вызывают у него эти слова?
Литературный монтаж о первом снеге ( слайды 6-8)
- Перевернём странички зимы назад и вспомним самое начало её. Определите, какие выразительные средства языка использовали авторы этих текстов.
Утром кот
Принёс на лапках
Первый снег!
Первый снег!
Он имеет вкус и запах,
Первый снег!
Первый снег!
Он кружится,
лёгкий,
новый,
У ребят над головой,
Он успел
Платок пуховый
Расстелить
На мостовой…
(Я. Аким)
Самый первый снег робок и тих. Ложится на чёрную октябрьскую землю: «Ой! Извините!» И тает. Лишь кое-где притаится по бороздкам, оставшимся от змеиного следа последнего велосипедиста.
Первый снег. Он лежит словно просто для красоты - чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля, как озимое поле свежо сверкает... Небо серое, снежок белый и лёгкий, словно на акварельном рисунке...
(С. Иванов)
Спит первый снег.
Открыт букварь зимы.
Его ещё не прочитали мы.
Но вот уже на первую страницу
Вспорхнула пёстрой буковкой синица.
Она звенит, как маленький звонок.
Как будто первый начался урок...
(А. Горбунова)
Класс отвечает на вопросы:
- Как охарактеризован первый снег в прослушанных произведениях?
- Почему он робок и тих?
- Какие ещё слова и выражения вам показались интересными, необычными?
- Так было в начале зимы. Мы с вами живём в её середине. Чем отличается снег сейчас от самого первого?
ФИЗМИНУТКА.
Работа с текстом
- А вот что рассказал о январском снеге С. Иванов (слайд 9):
«Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым холодным одеялом накрывает он поля. Тянет к земле деревья...
Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо сине, бездонно. Глянешь из окошка - что за день чудесный! Прямо весна!
Но потом выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц... Мороз, ну и морозище! Много cнегу - много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.
Через поле проложена синяя тропинка. Идёшь по ней - ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг - по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото...»
- Каким же увидел автор январский снег? Сравните с описаниями первого снега.
- Что ещё показалось вам интересным в этой зарисовке?
Словарная работа
- А теперь посмотрим на снег глазами художника, попытаемся пощупать его и прислушаться к нему. (Анализ таблицы «Снежные слова») (слайд 10)
Цвет, краски Нетронутая белизна снега, сиреневый, золотисто-розовый, голубой, густо-синий в тени, опаловый в лунную ночь, переливающийся звёздами, ослепительно блестящий на солнце…
А ещё?
Снежный покров на взгляд и на ощупь Воздушно-лёгкие снега, воздушная пышность, глубокий, хрупкий, ноздреватый, рыхлый, пушистый, зернистый…
А ещё?
Звуки Сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки, звенел, хрустел…
А ещё?
- Вы уже заметили, как нелегко бывает найти нужное слово, чтобы передать собственное впечатление, поделиться с читающим или слушающим своим настроением. Чтобы и наша речь стала богатой, мы будем использовать находки мастеров слова. А чтобы более стройно, логично, красиво организовать наши мысли, мы обращаемся к плану. Я предлагаю вам свой план, но вы можете создать свой. (Слайд 11)
Игра «Закончи фразу» (слайд 12-13)
IV. Подведение итогов. (слайд 14)
-Чему вы научились на уроке?
- Что на уроке вам понравилось?
- Что не понравилось?
- Сможете ли вы теперь самостоятельно написать сочинение?
V. Домашнее задание: написать сочинение.
ГКОУ «Школа-интернат № 2» г. Оренбурга.
Предмет: русский язык.
Класс: 5 «а».
Дата: 26.01.2017г.
Тема: подготовка к сочинению по личным впечатлениям.
Цель: научиться отбирать материал для написания сочинения.
Задачи:
-образовательные: учиться описывать природу по личным впечатлениям, пользуясь при этом выразительной, красивой речью;
-развивающие: способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей
-воспитательные: учить видеть красоту окружающего мира и находить слова, достойные того, чтобы выражать его неповторимость; содействовать воспитанию любви к природе.
Планируемые результаты.
Предметные. Знать о стилях сочинения; начало и конец рассказа как элемент композиции. Уметь составлять собственный текст-описание разговорного стиля по личным впечатлениям.
Метапредметные. Способность адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; владеть повествованием как одним из видов монолога; способность создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.
Личностные. Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме.
Тип урока: урок развития речи.
Ход урока.
I. Организационный этап
II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Прослушайте стихотворение и ответе на вопросы:
И.З. Суриков «Зима»
Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно…
Божьи дни коротки, солнце светит мало,
Вот пришли морозцы - и зима настала.
Труженик-крестьянин вытащил санишки,
Снеговые горы строят ребятишки.
Уж давно крестьянин ждал зимы и стужи,
И избу соломой он укрыл снаружи.
Чтобы в избу ветер не проник сквозь щели,
Не надули б снега вьюги и метели.
Он теперь покоен - все кругом укрыто,
И ему не страшен злой мороз, сердитый.
-С помощью чего поэт описал состояние природы в момент наступления зимы?
-Мы можем описать зиму?
-Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
III. Подготовка к сочинению-описанию.
-Какие типы речи вы знаете?
-Что такое описание?
-Чем оно отличается от других типов речи?
-Какой тип речи мы можем использовать при написании сочинения?
Учитель читает отрывок из «Разговора о снеге» Б. Петрова:
«…Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега… Белы снеги, снегурка, снежень, снеговик…снега во всю Россию.
Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с тёмными лесными островами…
Снег ты наш, снежище, снежик… снега во всю Россию».
- Какие однокоренные слова к слову «снег» подбирает автор этого текста?
- Какие ощущения вызывают у него эти слова?
Литературный монтаж о первом снег
- Перевернём странички зимы назад и вспомним самое начало её. Определите, какие выразительные средства языка использовали авторы этих текстов.
Утром кот
Принёс на лапках
Первый снег!
Первый снег!
Он имеет вкус и запах,
Первый снег!
Первый снег!
Он кружится,
лёгкий,
новый,
У ребят над головой,
Он успел
Платок пуховый
Расстелить
На мостовой…
(Я. Аким)
Самый первый снег робок и тих. Ложится на чёрную октябрьскую землю: «Ой! Извините!» И тает. Лишь кое-где притаится по бороздкам, оставшимся от змеиного следа последнего велосипедиста.
Первый снег. Он лежит словно просто для красоты - чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля, как озимое поле свежо сверкает... Небо серое, снежок белый и лёгкий, словно на акварельном рисунке...
(С. Иванов)
Спит первый снег.
Открыт букварь зимы.
Его ещё не прочитали мы.
Но вот уже на первую страницу
Вспорхнула пёстрой буковкой синица.
Она звенит, как маленький звонок.
Как будто первый начался урок...
(А. Горбунова)
Класс отвечает на вопросы:
- Как охарактеризован первый снег в прослушанных произведениях?
- Почему он робок и тих?
- Какие ещё слова и выражения вам показались интересными, необычными?
- Так было в начале зимы. Мы с вами живём в её середине. Чем отличается снег сейчас от самого первого?
ФИЗМИНУТКА.
Работа с текстом
- А вот что рассказал о январском снеге С. Иванов:
«Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым холодным одеялом накрывает он поля. Тянет к земле деревья...
Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо сине, бездонно. Глянешь из окошка - что за день чудесный! Прямо весна!
Но потом выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц... Мороз, ну и морозище! Много cнегу - много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.
Через поле проложена синяя тропинка. Идёшь по ней - ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг - по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото...»
- Каким же увидел автор январский снег? Сравните с описаниями первого снега.
- Что ещё показалось вам интересным в этой зарисовке?
Словарная работа
- А теперь посмотрим на снег глазами художника, попытаемся пощупать его и прислушаться к нему. (Анализ таблицы «Снежные слова»)
Цвет, краски Нетронутая белизна снега, сиреневый, золотисто-розовый, голубой, густо-синий в тени, опаловый в лунную ночь, переливающийся звёздами, ослепительно блестящий на солнце…
А ещё?
Снежный покров на взгляд и на ощупь Воздушно-лёгкие снега, воздушная пышность, глубокий, хрупкий, ноздреватый, рыхлый, пушистый, зернистый…
А ещё?
Звуки Сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки, звенел, хрустел…
А ещё?
- Вы уже заметили, как нелегко бывает найти нужное слово, чтобы передать собственное впечатление, поделиться с читающим или слушающим своим настроением. Чтобы и наша речь стала богатой, мы будем использовать находки мастеров слова. А чтобы более стройно, логично, красиво организовать наши мысли, мы обращаемся к плану. Я предлагаю вам свой план, но вы можете создать свой.
Примерный план:
1.Вступление. Как зима беспредельна!
2. Основная часть. Снежное покрывало
Снег на деревьях и домах
Снежные забавы
3. Заключение. Снег да снег кругом
IV. Подведение итогов.
-Чему вы научились на уроке?
- Что на уроке вам понравилось?
- Что не понравилось?
- Сможете ли вы теперь самостоятельно написать сочинение?
V. Домашнее задание: написать сочинение.