Наблюдение над словами, которые обозначают действие
Урок русского языка во 2 классе
Тема. Наблюдение над словами, обозначающими действие.
Цель деятельности учителя: создать условия для развития интереса к родному языку, для наблюдения над словами, обозначающими действие, для развития умения ставить вопросы к этим словам.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
видеть «опасные» места в словах, изученные орфограммы;
выделять существительные, прилагательные, называть их признаки;
составлять предложения из слов на заданную тему;
находить слова-действия, ставить к ним вопросы.
Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей; понимать эмоции других людей, выражать свои.
Метапредметные:
Регулятивные : учатся составлять план и работать по нему; учатся высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом, обосновывать его.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний , осознают необходимость нового знания; делают вывод в результате работы учителя с классом.
Коммуникативные: доносят свою позицию до других, умеют работать в паре.
Ход урока
1. Доклад
2 Мотивация к учебной деятельности
Учитель спросит - надо встать.
Когда он сесть позволит – сядь.
Ответишь хочешь –не шуми,
А лучше руку подними.
На вопрос дай чёткий ответ-
Ведь ты - будущий кадет!
- Ребята, у вас на столах листы самооценки «Лесенки успеха», активно работая на уроке, вы сможете оценить себя самостоятельно.
3. Минутка чистописания.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Пропишем буквосочетание, которое встречается в словах герой, война
ой
- Назовите соединение в этом буквосочетании (верхнее)
- Пропишите строчку буквосочетаний.
- Подчеркните те, которые написаны лучше всего. Если вы справились с заданием, закрасьте первую ступеньку лесенки успеха.
4. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
На доске слова: р_дина г_роический ру_кий п_беда н_род
- Назовите слова, записанные на доске
- Сформулируйте задание для одноклассников (вставить пропущенные буквы)
- В строчку запишите буквы, которые нужно вставить в эти слова. (о е сс о а )
- Сверьте результат с ответом на доске. Если в этой работе вы не допустили ни одной ошибки, закрасьте вторую ступеньку лесенки успеха.
- Что вы порекомендуете детям, которые в этой работе допустили ошибку? (Проговорить про себя слово так, как оно пишется)
-Почему так важно исправлять свои ошибки? ( русский язык- наш родной и мы должны его знать, изучать и любить)
- Запишите слова в алфавитном порядке.
Ученики первых парт всех рядов называют первое записанное слово. Ученики вторых парт называют второе записанное слово. (и так далее)
- Если вы с заданием справились верно, закрасьте третью ступеньку лесенки успеха.
- Куда бы вы записали слово защищать? Почему? ( в алфавите буква з стоит позже г, но раньше н, поэтому после слова героический).
- Что объединяет все эти слова? (они по одном теме - война, победа, они словарные)
- Почему так часто мы обращаемся к этой теме? ( в следующем году будет празднование 70-летия Победы, мы - наследники этой Победы, ею гордимся).
- На какие группы их можно разделить? (на 2: имена существительные и имена прилагательные)
- Назовите слова первой группы ( родина, победа, народ)
- Что вы знаете об имени существительном? (обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?)
На доске :
Имя существительное
Обозначает предмет
Отвечает на вопросы кто? что?
- Что вы знаете об имени прилагательном? (обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая ? какое? какие?)
На доске :
Имя прилагательное
Обозначает признак предмета
Отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
- Обсудите в паре и ответьте на вопрос: к какой группе отнесём слово защищать? Почему?
Какое предположение можем сделать? ( существует 3 группа слов, мы с ней не знакомы)
5 . Постановка учебной задачи
- Чего мы с вами ещё не знаем и должны открыть на уроке? (что обозначают эти слова, на какие вопросы отвечают) Фиксирование на доск
·е: Как называется группа слов? Что обозначает? На какие вопросы отвечает?
- Как может звучать тема нашего урока? (наблюдение над словами новой группы) Фиксирование темы на доске
6 Построение проекта выхода из затруднения.
Игра «Покажи словечко»
Ученику даётся карточка с глаголом, тот должен показать это действие. Остальные отвечают на вопросы:
- Маша что делает? Рисует
- Миша что делает? Поёт
- Катя что делает? Прыгает
- Владик что делает? Читает
- Настя что делает? Танцует
- Витя что делает? Плачет
- Что обозначают слова, которые изобразили ребята? (действия)
- Значит, новая группа слов обозначает действие. На доску помещается карточка «обозначает действие»)
- Уточните тему урока (Наблюдение над словами, обозначающими действие)
- Ребята , в словарной работе мы искали место слову «защищать». Что оно обозначает? (действие)
- Кто объяснит его лексическое значение?
- Где мы можем найти значение слова? ( в толковом словаре)
- Что или кого можно защищать ? (детей, животных, родину, страну).
- Как вы понимаете выражение «защищать проект»? (драться ни к чему, необходимо подробно рассказать о выполненном проекте).
Упр.81, устно. Материал для наблюдения
- Прочитайте стихотворение. Задайте вопросы к выделенным словам.
Что делает? Растёт
Что делает? Живёт
Что делает? Поёт
Что делает? Грызёт
Что делают? Стерегут
- На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают действие? (что делает? Что делают?)
На доску помещается карточка «Что делает?» «Что делают?»
Физминутка
- Покажите действия, о которых говорится в стихотворении
Воспитанники идут, строевую песню поют.
Ребята остановились, вперёд наклонились.
Прыгают на одной ножке по узкой дорожке.
Хлопают в ладоши, взвод наш хороший!
- Какие действия вы выполняли? ( шли, пели, остановились, наклонились, прыгали, хлопали)
- Задайте вопросы к этим словам. ( что делали?) Вопрос фиксируем на доске.
7. Первичное закрепление
Упр. 83 Работа у доски, в тетрадях.
- Прочитайте слова 1 столбика. На какой вопрос они отвечают? ( кто?)
- Прочитайте слова 2 столбика. На какой вопрос они отвечают? ( что делает?)
- Найдите слову из 1 столбика соответствующее слово из 2 столбика. Запишите слова парами.
- Что у вас получилось? (предложения)
- Устно добавь в каждое предложение одно прилагательное. (Образец в учебнике).
- Что такое предложение? ( группа слов, связанных по смыслу, обозначающие законченную мысль)
- Можем ли мы, используя словарные слова, составить предложение? ( Русский народ защищает родину).
- Запишите предложение в тетрадь. Подчеркните опасные места.
- Поработайте учителем. Проверьте работу напарника. Если задание выполнено верно, закрасьте четвёртую ступеньку лесенки успеха.
- Что мы узнали о словах новой группы?
Сравните свой вывод с авторским на с. 64
- Что ещё хотите узнать о словах новой группы ? ( как называются такие слова)
В давние времена люди устно передавали информацию, их речь называли – глаголъ, (что они делали?) говорили, рассказывали, то есть глаголили. Поэтому для слов, обозначающих действие, оставили это название- глагол.
7. Рефлексия учебной деятельности.
- По какой теме мы сегодня работали?
- Какие цели поставили пред собой?
- Нашли ли мы ответы на все свои вопросы? Значит, цель урока достигнута. Мы очень хорошо поработали.
- Если вы можете рассказать о словах новой группы, закрасьте 5 ступеньку лесенки, если вы что-то не до конца поняли, оставьте её незакрашенной. Нарисуйте себя на той ступеньке, которая была закрашена последней. Это ваша оценка, как вы поработали на уроке и каких результатов сегодня достигли.
Домашнее задание Упр. 84 с. 64
15