Конспект фронтального логопедического занятия по теме Твёрдые и мягкие согласные
Твёрдые и мягкие согласные
Цель – развитие фонематического слуха на основе различения твёрдых и мягких согласных в различных языковых единицах, подготовка к устранению замен и смешений гласных 1 и 2 ряда.
Задачи.
1)образовательная: закреплять умение различать твёрдые и мягкие согласные на слух и в произношении;
2)коррекционно – развивающая: корректировать фонематический слух через упражнения на развитие слухоречевой памяти и внимания, развивать и корректировать мыслительные процессы через умения делать выводы, сравнивать, обобщать;
3)воспитательная – воспитывать положительную мотивацию к логопедическим занятиям, умение оценивать результат своей работы.
Ход занятия
Оргмомент-Сядет тот, кто назовёт части суток по порядку, начиная с ночи (вечера, утра, дня)
Основная часть
-Вспомните, чем отличается произнесение звонких согласных звуков от произнесения глухих согласных? Для чего нужно уметь различать звонкие и глухие согласные?
1)Чтение сказки Л. Н. Ефименковой «Два медведя»
(на доске пособие)
-Жили – были два медведя. Оба медведя любили петь песенки. Садились на пенёк и пели. Большой медведь пел: «та-та-та», а маленький: «тя-тя-тя». Повторим их песенки. –Чем различались медведи? Чем различались их песенки? (большой медведь пел грубым, твёрдым голосом, а маленький – ласковым, мягким голосом) Повторите песенку большого (маленького) медведя.
-В песенке большого медведя согласные звучали твёрдо, а в песенке маленького – мягко.
Какая тема занятия? Для чего нужно уметь различать твёрдые и мягкие согласные?
2) –Приготовьте зеркала. Назовите согласный звук из песенки большого, маленького медведя.
Произнесите перед зеркалом звук Т. Есть ли во рту преграда? (язык отталкивается от зубов) Значит, звук какой? (согласный) работает ли голос? (нет, значит звук глухой) Поднимается ли серединка языка? (нет). Значит, звук твёрдый. Расскажите всё, что вы узнали о звуке Т.
-Аналогичная работа со звуком Ть.
-Чем похожи звуки Т и Ть? Чем различаются? Чем различается произнесение твёрдых и мягких согласных? (приподнимается средняя часть языка)
-Каким цветом мы обозначаем твёрдые (мягкие) согласные? (к пособию прикрепляются синий и зелёный квадраты)
3) –Поиграем в игру с сигнальными карточками
Б, г, дь, ж, бь, в, вь, д, з, к, ль, н, гь, зь, кь, л, м, мь, нь, п, с, ть, ф, х, пь, р, сь, фь, хь, рь, т, ц, ш, щ, ч
-Какие согласные вы различали? Какие согласные обозначаем зелёным, синим цветом?
Дети, не допустившие ошибок, получают жетоны.
4) Игра с мячом «Запомни, повтори»
ба-бя-ба-бявя-ва-ва-вяза-зя-за-зяфя-фя-фя-фа то-тё-тё-то
гё-гё-го-гёму-мю-мю-муке-кэ-кэ-ке -Чем различались согласные звуки в каждом ряду? Чем различается произнесение твёрдых и мягких согласных звуков?
Дети, не допустившие ошибок, получают жетоны.
5) Массаж шариками су-джокШариком круги катаю,Взад-вперед его гоняю.Им поглажу я ладошку,А потом сожму немножко.Каждым пальцем шар прижмуИ другой рукой начну.А теперь последний трюк-Шар летает между рук.
6)Откройте тетради, запишите число.
Графический диктант
-Услышите твёрдый звук – букву напишите синей ручкой, услышите мягкий звук – зелёной ручкой.
в, вь, д, з, к, ль, н, гь, зь, кь, л, м, мь, нь, п, с, ть, ф, х, пь-Проверьте работу по образцу (на доске)
Дети, не допустившие ошибок, получают жетоны.
7) Детям раздаются карточки со слогами.
работа кар тина
мали на жили щететрадикраси вый
мага зинте атр-Что написано на карточках? (слоги) Что нужно составить из слогов? (слова) Что для этого нужно сделать? (найти каждому слогу своё место) У вас по два слова. Выполнить задание вам поможет алгоритм – план работы.
1. Прочитать слоги.
2. Составить слова.
3. Прочитать и запомнить слова.
4. Записать по памяти с громким проговариванием.
5. Подчеркнуть буквы, которые обозначают твёрдые и мягкие согласные, ручками разного цвета.
6. Проверить свою работу.
Дети, не допустившие ошибок, получают жетоны.
8) Детям раздаются предметные картинки: плащ, сарафан, рубашка, туфли, перец, редис, репа, вишня-Если название картинки начинается с твёрдого согласного, (синий и зелёный квадрат)
Назовите картинки в первой группе. Почему мы их объединили? Какая картинка не подходит к остальным и почему? (аналогичная работа с картинками второй группы)
Подбор признаков к предметам второй группы.
Подбор относительных прилагательных к картинкам первой группы: кожаный, шёлковый, ситцевый)9) –Запомните картинки. Запишите их названия в два столбика с громким проговариванием. Проверьте работу по образцу. Подчеркните твёрдые и мягкие согласные разными ручками.
Дети, не допустившие ошибок, получают жетоны.
10) Игра «Что изменилось» на материале картинок задания 8.
Обобщение.
-Вспомните тему нашего занятия. Чем различается работа языка при произнесении твёрдых и мягких согласных? Назовите слова, начинающиеся с мягкого, твёрдого согласного звука.
Итог занятия.