Логопедическое занятие. Твёрдые и мягкие согласные.


Образовательное учреждение Муниципальное казённое (коррекционное) образовательное учреждение воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIIIвида г Поронайска
ФИО Писарева Татьяна Сергеевна
Наименование разработки Твёрдые и мягкие согласные
Аннотация Данная работа направлена на формирование личности обучающегося и продвижение его в развитии в процессе собственной деятельности. Одним из механизмов реализации цели и задач являются: АМО, игровые технологии, компьютерные технологии, бланковая методика. Актуализация знаний, первичное закрепление во внешней среде, самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-включение в систему знаний и повторение
-рефлексия деятельности Метод + - интересно.
Описание разработки
Класс, профиль 3 класс, логопедия
Тема Твёрдые и мягкие согласные
Тип урока комбинированный
Цель формирование умения выделять твёрдые и мягкие согласные в устной и письменной речи
Задачи Коррекционно-образовательная: упражнять в умении определять твёрдость и мягкость согласного звука в слоге, слове перед гласными на слух и правильно ; обозначать их на письме.
Коррекционно-развивающая: развивать фонематическое восприятие, произвольное внимание с помощью игровых упражнений; активизировать словарный запас.
Коррекционно-воспитательная: воспитывать самоконтроль.
Приобретаемые навыки обучающихся1.Твёрдые мягкие согласные
2.Самоконтроль своей деятельности
Форма организации обучающихсяподгрупповая
Форма работы обучающихсяустный ответ, индивидуальный опрос, работа по карточкам
Форма работы учителя 1.планирование
2.регулирование и коррегирование
3. контроль
4. анализ результатов
Технические средства компьютер
Программые ресурсы Оборудование
Демонстрационный: слайды
Раздаточный: карточки, фломастеры.
Здоровьесберегающие технологии:
Методика Базарного(стихотворные упражнения)
Рефлексия:
АМО Т.В. Лазарева.
Этап работы Содержание этапа Методика использования ИСО Время
1.Организационный момент. АМО(элементы)
Цель: снять психологическое напряжение, создать комфортную обстановку начала урока. - Доброе утро. Я рада видеть вас.
Метод: «Энергизатор»
Цель: мобилизация на занятия.
Надеюсь, что наша совместная работа сегодня будет отличной.
3 мин
Сегодня занятие поможет провести Волшебник Гарри Поттер и его любимая Сова Букля они приглашают вас в школу Волшебников., приготовили задания.
Вы согласны? (У кого будет готов правильный ответ на задания поднимает сигнал- готовности(готов ответ) красный сигнал тревоги: я не понял, я не готов.Предлагаю игру Гимнастика для мозга.
Цель: активизирует процесс мышления. Приём: упражнение «Умная шляпа»»
Давайте наденем воображаемую шляпу, которая поможет справиться с любыми трудностями.
Цель: потереть ладоши друг о друга, взять воображаемую шляпу обеими руками. Медленно одеть на голову. Двумя пальцами правой и левой руки пощипываем уши под счёт 8 (большой палец сверху)
2.Актуализация знаний. У Гарри Поттера приготовил задания для тренировки вашего внимания.
Прочитайте слова верхней строки, определите лишнее слово по произношению,и назовите в каждой строке лишнее слово, не подходящее к остальным словам в ряду.(по звучанию прочитайте вторую строю определите лишнее слово)Почему?
-флаг, ров, лист, лук
- нос, мел, ряд, люк
(ответы: согласный, твёрдый, )-( ответы детей)
5
-Ребята, как вы считаете, какую тему мы будем изучать в школе Волшебников?( ответы детей)
-Сегодня мы будем упражняться различать твёрдые и мягкие согласные в устной и письменной речи.
Как вы считаете, а для чего вам необходимо упражняться в различении твёрдых и глухих согласных?(цель)
- Вспомним правило.+ на парте памятка.(чтение учащимися 2)(бел конв.)
(слайд) Перед гласными А,О,У,Ы,Э- звук согласного произносится твёрдо.
Перед гласными Я,Ё, Ю,И,Е- звук согласного произносится мягкоЗвук-произносим, букву видим и произносим.
- Какие звуки всегда твёрдые? (ц,ж,ш)
- Какие звуки всегда мягкие? (й, ч,щ)
Знакомство с новым (первичное закрепление)
Цель: развитие слухового восприятия. 1.Приём: «Волшебный слог»
Цель: я произношу слоги, а вы поднимаете квадратик соответствующий: мягкий звук -зелёный, синий звук- твёрдый. -да-дя ло-лё сы-си зы-зи ру-рю мэ-ме.
2. Игра «Перевёртыши».
Изменить слово так, чтобы твёрдые согласные стали мягкими.
Нос-нёс . был-бил, лук-люк, вол-вёл, ров-рёв, , рад-ряд, воз-вёз.,завал,глядит мыл Молодцы. Тренировка памяти. Повтори ряд слов. (повторить по памяти)(сигналы) 5
Пальчиковая гимнастика.
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Приём. «Кулак-кольцо» «К-Р-Л» 1
Закрепление нового материала.
Цель: развитие произвольноговнимания. Работа по карточкам. «Волшебный карандаш» (синий,зелёный) На карточке слова. Прочитайте слова и подчеркните. Проверка.
2 Упражнения для глаз. Стихотворные упражнения по Базарному..Цель способствует улучшению координации глаз, снимает статическое напряжение с мышц глаз, улучшает кровообращение Приём : «Лабиринт»
Цель: Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг
Глазкам видеть всё дано
Где окно, а где кино
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг( поморгать и спокойно посмотреть вдаль)до5 1 мин Бланковая методика
Цель: актуализация знаний, степень усвоения знаний Памятка(на доске)
2.Приём: Игровое упражнение «Художник»
На карточке записаны слова. Распределите слова с твердыми и мягкими согласными, напротив каждого слова закрасить синим или зелёным цветом.
лампа клён окно кисти тюбик зонт пюре парта Ответы детей.(какая)
Составить словосочетания со словами: слова для справок: настольная, пластиковое, красный, фруктовое, старый, художественные, мокрый, деревянная.5 Физ. пауза.
Гора высокая(руки поднять вверх, потянуться)
Река глубокая (присесть)
Звезда далёкая( подняться, руки вверх)
И одинокая ( руки в стороны)
1мин Цель: произвольное внимание, орфографичекие навыки Инструкция. Исправь ошибки в предложении.(прочитать )
Дождык, дождычек грибнёй,
Не беги ты стёрёной.
К нам спеши не мешкяй
С грюздем, сироежкёй. (Проверка на слайде)
(слайд Гарри Поттер Сова Букля – твёрдые-мяг.)
Задание: Отделить слова друг от друга, чтобы получилось предложение, выделить твёрдые и мягкие согласные.
Дополнительно по времени
Игра « Доскажи словечко» В лесу живёт рыжая ……
Мы купили для рук душистое …..
Ложку держат в правой ………..
По времени: Внашемсадурастутцветы. 5 Итог: -Какая тема сегодня на занятии?
-Давайте вспомним, когда согласный произносится твёрдо, мягко? Приведите пример. Какие согласные всегда твёрдые, мягкие? 1
Рефлексия. АМО
Цель: выявить, что удалось, по мнению обучающихся на данном уроке. Метод «Плюс-минус-интересно»
У вас есть карточки, на которых изображён +, _ интересно. Выберите +, если вам понравилось наше занятие вам пригодятся знания;
- не понравилось и в дальнейшем не пригодится
Интересно- вам было интересно, вы бы хотели продолжить занятии в следующий раз.
Гарри Поттер и Сова Букля вручают каждому «Кубок Знаний» Школы-волшебства.
Удачи вам у учёбе. Мне было приятно с вами работать.
1