Конспект методической работы по русскому языку 3-4 классы Правописание безударных гласных, проверяемых ударением в корне слова
МБОУ «Коммунарская СОШ №3»
Методическая работа по теме:
«Правописание безударных гласных,
проверяемых ударением в корне слова» (3-4 классы)
Выполнила: учитель первой квалификационной категории Самсонова Анастасия Афиногеновна2015 год
Материалы к методической теме.
Введение.
Если буква гласнаяВызвала сомнение,Ты её немедленноПоставь под ударение.
Это четверостишие стало эпиграфом к уроку русского языка при изучении темы «Правописание безударных гласных, проверяемых ударением, в корне слов» За годы работы в школе (с 1980 года) с разными классами пришла к выводу, что на уроках русского языка наибольшее количество ошибок дети допускают по теме «Правописание безударных гласных, проверяемых ударением, в корне слова», хотя работу по предупреждению этих ошибок веду на каждом уроке. Поэтому мною выбрана эта методическая работа, над которой я работаю несколько лет. Собран материал по этой теме, начиная с первого класса: методические приёмы, упражнения, направленные на тренировку в постановке ударения; определения ударных и безударных звуков, работа над словообразованием; упражнения и задания, направленные на развитие орфографической зоркости, самоконтроля. Опираясь на методику обучения орфографии, стараюсь развивать словесно-логическое мышление учащихся, так как только в этом случае можно сформировать у них прочный орфографический навык. Каждый из нас, учителей, отдаёт не мало сил формировать учащимся навык грамотного письма, но полной отдачи часто не получает. Почему? Вероятно, потому, что используем не все способы усвоения орфографии при изучении той или иной программой темы. Часто ученик умеет определить вид орфограммы, знает правило, умеет подбирать проверочное слово. Боле того, выполняя подобные задания (на вставку пропущенных букв), он не делает а них ошибок. А вот диктант и творческие работы пишет безграмотно. Даже если ученику разрешить спрашивать о написании того или иного слова он не станет этого делать, потому, что считает, что ему всё ясно. Почему встречаются ошибки в работах учащихся? Дело в том, что внимание ученика чаще всего направленно на решение орфографической задачи: выделить орфограмму. А это самый главный шаг в решении этой задачи, и делать его ученик обязан сам. Только тогда он сам обнаружит расхождение между правописанием и произношением, когда он ответит на вопрос, в какой части слова они находятся, тогда он сможет самостоятельно написать грамотно, без ошибок. В основе правила правописания безударной гласной в корне слов, как и многих других орфографических правил, лежит фонематический принцип русской орфографии, в соответствии с которым «одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позиции». Опираясь на данный принцип, я постоянно на уроке подчеркиваю, что при написании нельзя доверять произношению. Учу детей определять сначала в какой морфеме слова содержится сомнительный звук, помогут отличительные признаки правила:1) безударность, отсутствие ударения, неясность звучания2) гласные [а], [о], [и], [е], [я], как наиболее опасные3) место в слове-кореньЧто надо проверять? Проверять надо безударную гласную.
Где надо проверят? Проверять надо безударную гласную в корне слова, так как написание безударных гласных в других частях слов не подчиняется правилу.
Как надо проверять? Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать к этому слову проверочное родственное слово.
Чем надо проверять? Проверять надо ударением, так как в положении под ударением написание гласной соответствует произношению.
В ходе изучения данного правила ученики должны поставить в слове ударение, указать ударные и безударные гласные, найти корень слова, изменить форму слова или подобрать родственное слово (проверочное), выбрать нужное проверочное слово с ударной гласной в корне. Проверяемая безударная гласная корня - одна из сложных для учащихся орфограмм, несмотря на внешнюю лёгкость правила, регулирующего её написание. Ошибки на правописание безударных гласных в корне слова - самые распространённые. Поэтому, начиная с первого класса, в работе с детьми по формированию и развитию умения писать слова с безударными гласными в корне, я ставлю перед собой задачи:1) Научить слышать звуки, определять их количество в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные, соотносить звук и букву.2) Формировать и развивать орфографическую зоркость, то есть учить видеть и узнавать изученные орфограммы в слове (этот навык, как и все другие формирую путём упражнений, то есть многократных действий).3) Совершенствовать навык самоконтроля, то есть ученик должен уметь сам контролировать себя во время проверки своей работы. Работая в разных классах, убедилась в необходимости учёта знаний учащихся. Повседневный и планомерный контроль за качеством усвоения знаний, приобретения умений и навыков является одним из необходимых условий успешного обучения учащихся. Систематический контроль за знаниями учащихся даёт ответ на вопрос, кто из них не усвоил материал, помогает вскрыть причины выявленных пробелов, своевременно устранить эти пробелы, предупредить отставание детей в учёбе.
Я использую следующие виды контроля:1) Исходный уровень: входной диктант или проверочная работа - помогают усвоить то, над чем я должна работать2) Текущий контроль: проверка тетрадей, планирование работы над ошибками, индивидуальный опрос, срезовые работы3) Тематический контроль: контроль по темам: часто провожу по теме «Правописание безударных гласных в корне слова» в виде устных словарных диктантов с обратной связью; самостоятельные предупредительные работы, во время которых оказываю незначительную помощь слабым, что помогает им обрести уверенность в своих силах; диктантов «Проверяю себя» и др.4) Итоговый контроль: контрольные работы, уроки - зачёты, тест - опросы по теме (итоги контрольных диктантов прилагаются).
Положительные результаты промежуточных и итоговых работ по русскому языку приводят меня к тому выводу, что проводимая мною работа в обучении детей родному языку интересна и целесообразна.
Изучение темы Правописание безударных гласных в корне словав 3-4 классах.
Если во 2 классе правило правописания безударных гласных в корне слова мы изучили только на фонетическом уровне, т.е. я учила каждого ребёнка: 1) определять ударение в словах; 2) выделять ударные безударные гласные; 3) изменять слова, ставя безударную гласную под ударение,То в 3 классе правило правописания безударных гласных в коре изучаем уже на морфологическом уровне: ведь мы узнали, вернее изучили состав слова. К умениям, которые учащиеся приобрели во 2 классе, в 3 классе добавляются следующие:1) умение находить корень;2)умение подбирать проверочные слова путём подбора однокоренных слов;3) умение выбирать среди проверочных слов слова с ударной гласной в корне. Из вышесказанного следует, что предварительная работа по созданию базы для выработки навыка правописания проверяемых безударных гласных, проводимая в 1-2 классах, представляет собой как бы первичное ознакомление с материалом, а его осмысление, специальная работа по его закреплению падает на программу 3-4 классов и проводится на протяжении всего учебного года. Эту работу я строю по следующему плану:1) повторение и углубление изученного в 1-2 классах2) усвоение правила правописания проверяемых безударных гласных и овладение разными способами проверки3) последующая работа по выработке навыка морфемного анализа и подыскиванию опорных форм при ознакомлении с приставками, суффиксами и частями речи. Отсюда вытекает и основная цель в моей работе детьми 3 класса над правилом правописания безударных гласных - это формирование новых умений по этой теме. В 4 классе уровень, на котором ведётся работа над правилом остаётся тем же - морфологическим. Но если в 2-3 классах на эту тему по программе отведено достаточное количество часов, то в 4 классе число часов на данную достаточно сокращено (отведено время в первой четверти и в конце учебного года). А так как работа по этой теме должна проводиться систематически в течение всего года, на уроках закрепления отвожу по 5-7 минут на орфографические разминки, которые включают в себя различные виды упражнений (об этом в своей работе я говорю ниже). Чтобы целенаправленнее и результативнее проходила эта работа, я уже несколько лет пользуюсь таблицей, которая помогает мне в её планировании.
Тема Работа над безударными гласными
Предложение Обнаружение проверяемых безударных гласных в указанных учителем словах; замена одной части речи другой с целью проверки безударной гласной (садить - садовый, сад; болеть - больной, боль)
Части речи Нахождение безударной гласной в общей части родственных слов. Выделение проверочных слов в ряде родственных слов.
Звуки и буквы. Алфавит. На примере гласных и согласных звуков корня закрепление практического знакомства с орфограммой сомнительного написания, нуждающейся в проверке.
Ударные и безударные гласные. Тренировка в подборе проверочных слов.
Звонкие и глухие согласные. Перемещение орфограммы (сад - сады, глаз - глаза и т.д.). Сходство в приёмах проверки (изменить слово так, чтобы сомнительный звук слышался ясно: один-много, много-один, назови ласково).
Твёрдые и мягкие согласные. Разделительный «ъ». Обозначение мягкости согласных букв «е», «и», «ю», «я». Выбор правильной гласной, когда она безударная (питно [я] [и], мисной [е] [я] и др. Правописание гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу) Сравнение правописания ударных и безударных гласных после шипящих в корне 9жилка, живёт, жалеть; чайка, часы, чистота и др.)Состав слова (корень, окончание, приставка, суффикс) Группа однокоренных слов, единообразное написание корня. Практическое знакомство с приставками и суффиксами. Установка на запоминание графического образа корня в словах с приставками и суффиксами.
Правописание звонких и глухих согласных. Попутное закрепление правописания безударных гласных и графического образа суффиксов, встречающихся в проверочных словах (берёзка-берёзонька, площадь-площадочка и др.)
Правописание безударных гласных. Полная формулировка правила. Овладение различными способами проверки. Сопоставление правописания безударной гласной в разных частях слова. Попутное закрепление графического образа суффиксов и приставок, написание которых нужно запомнить.
Приставки. Разделительный «ъ». Суффиксы Безударные гласные и сомнительные согласные в корнях, суффиксах и приставках. Сопоставление написания безударных гласных в корнях, приставках, суффиксах. Проверка способом отбрасывания или прибавления приставок, замены суффиксов.
Части речи. Повторение правописания безударных гласных на словах с приставками и суффиксами; закрепление графического образа приставок и суффиксов.
Упражнения, задания, диктанты, направленные на развитие орфографической зоркости, самоконтроля у учащихся 3-4 классов.
Познакомив детей с приёмами проверки безударных гласных, я постоянно учу их различать проверочное и проверяемое слово. Показываю, что не один приём не является универсальным. Так изменение числа существительного в одних случаях даёт проверочное слово, в других нет.
Пример:
КОСЫ - КОСА, но КОВРЫ - КОВЁР.
Поэтому я всегда заостряю внимание детей на том, что одно и тоже написание можно проверить, используя несколько разных приёмов, учу их системизировать изученные приёмы, сравнивать их по содержанию и форме, постоянно обращаясь к таблице. В дополнение к учебнику использую следующий материал: Упражнения, направленные на формирование умения выделять безударную гласную в корне слов.
Слуховые упражнения.1. Назовите в словах безударную гласную в корне, объясните, как проверили.
ЛОВИЛ ВАРИЛ ХВАЛИЛ
СТРЕЛЯЛ СВЕТИЛ
2. Послушайте загадку.
«Я над речкою лежу, оба берега держу.» (Мост).
Назовите слова с безударной гласной в корне.
3. Укажите безударную гласную в:
а) в корне и суффиксе: КРАСОТА, ТЕСНОТА б) в корне и приставке: ЗАРЯДИЛ, ОТВЕЧАТЬ, ЗАВЯЖИ, ПОГАСИТЬ
4. Приведите пример с определённым корнем:
-ЛИС- -ЛИСТ- -МЁД- -МИГ- с определённой приставкой, суффиксом.
5. Учитель читает предложение, учащиеся поднимают карточку с цифрой, указывающей количество слов с безударной гласной в корне.Пример: «Зимой в поле лежал, весной в реку побежал» (Снег).Ответ: 4 безударных гласных.
Упражнения творческого характера.1. Выпишите из текста однокоренные слова, поставьте ударения. Подчеркните безударную гласную и ударную гласную, выделите корень.
«В нашем лесу живёт лесник. Он знает все лесные тропинки. Наш лесничий в школе создал лесничество. Теперь и мы будем охранять наш лесистый край.»2. Выпишите из группы слов слова с ударной гласной в корне.
МАК, МАКОВЫЙ, МАКУШКА, МАКОВКА
МИГНУТЬ, ПРОМОКНУТЬ, РИСКНУТЬ, ПОНИКНУТЬ
3. От данного корня образуйте слова с безударной гласной в корне:
-НИЗ- (НИЗИНКА, НИЗОВЫЕ, НИЗОК)
-НОВ- ( НОВИНКА, НОВИЧЁК, ОБНОВЛЕНИЕ)
4. Пользуясь таблицей, подберите как можно больше проверочных слов к словам:
ГОРА СВЕТЛО ЗИМА
5. Запишите как можно больше проверочных слов:
Н...РА Л...СА СТР...НА
6. Прочитайте пары слов:
ЛЕСА-ЛЕС СЛЕДЫ-СЛЕД ГРИБЫ-ГРИБ СНЕГА-СНЕГ ЛИСТЫ-ЛИСТ СНЕЖОК-СНЕГАКакое из слов каждой пары является проверочным? Проверяемым? Почему? Какая пара лишняя?Запишите, ставя на первое место проверочное, на второе проверяемое слово. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
7. Какое из двух слов является проверочным? Спишите, вставьте пропущенные буквы. Через чёрточку пишите проверяемое слово.
К...ЛЬЦО - КОЛЬЦА, КОЛЕЧКО;С...ДЫ - САД, САДИК;Л...СА - ЛЕС, ЛЕСОК.Поставьте ударение. Выделите корень. Подчеркните безударную гласную.
8. Игра «Скалолазы».Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберётся до вершины, вставив, пропущенные буквы.
ЗЕМЛЯ Н...ЧАМИ ПОДМ...РЗАЕТ ВЫД...ЛСЯ СВ...ТИЛО ДЕНЁК СТ...ЯЛА ОСЕНЬ ПОГОДА
Дополнительные очки за правильные и полные ответы на вопросы:Какие гласные проверяли?Почему безударные гласные в корне надо проверять?Как их можно проверить?Напишите сочинение - миниатюру на тему «Осенний день», используя данные слова.примерный текст:
«Вчера стояла чудесная погода. Ярко светило осеннее солнце. Небо было высокое и светлое. Воздух прозрачен и чист. Но по ночам земля уже подмерзает. А утром серебристый иней покрыл всё кругом. Чудесно было на улице!»Эту игру я использую не только при подготовке к сочинению, урокам по развитию речи, но и в работе по устранению пробелов.Слова, в которых дети допускают ошибки, выписываю и включаю в эту игру, пока ученики запомнят их.
Упражнения с выборочным ответом.
1. Выпишите сначала слова с безударными гласными в корне слова, проверяемые ударением. Затем безударные гласные, не проверяемые ударением.
ДЯТЕЛ ОСМОТРЕЛ КАЖДУЮ ЩЕЛЬ В КОРЕ.
СИНИЦЫ ЗВОНКО ПЕРЕКЛИКАЛИСЬ В ЗИМНЕМ ЛЕСУ.
2. К следующим схемам запишите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.
3. От данных слов образуйте по 2-3 родственных слова. Запишите, подчеркните безударные гласные в корне.4. Прочитайте слова, запишите их. Подчеркните слова с безударными гласными в корне.
ДОБРЫЙ, ДОБРЯК, ДОБРОТА
ГРЕЛКА, ГРЕЕТ, СОГРЕВАЛ
Как одним словом можно назвать эти группы слов.
5. Из ряда слов выберите слова с безударными гласными в корне, проверяемые ударением. Запишите.
РАССКАЗ, КОЛЮЧИЕ, КОРЗИНА, СУББОТА, СКОЛЬЗИТ, БЕДА, СУГРОБ, ПОМОГАЛ, МЕСЯЦ.
Подчеркните безударную гласную, поставьте ударение, выделите корень.
6. Индивидуальное задание на карточке. 1) подбери ряд однокоренных слов с корнем:
СКОЛЬЗ- , ПЛЯС- , СТОЛ- 2) Запиши, выдели значимые части слова. 3) С одним из слов составь предложение.
7. Выпишите только слова с безударной гласной в корне, подберите проверочные слова.
СНЕГ ПОТЕМНЕЛ, ПРОПИТАЛСЯ ВОДОЙ, ОТЯЖЕЛЕЛ И ОСЕЛ.
8. Спишите текст, подчеркните безударные гласные в корне.
ПО СЛЕДАМ НА СНЕГУ МОЖНО УЗНАТЬ МНОГОЕ. ВОТ НА ПОВОРОТЕ ЗАНЕСЛО В СУГРОБЫ ПРИЦЕП. ЭТО ПОТОРОПИЛСЯ ВОДИТЕЛЬ. ЧУТЬ ДАЛЬШЕ НОВЫЕ СЛЕДЫ: КТО-ТО СВЕРНУЛ В СТОРОНУ, ПРОПУСКАЯ ПО УЗКОЙ ДОРОГЕ ВСТРЕЧНУЮ МАШИНУ.
9. Выпишите из текста слова с безударной гласной в корне, припишите проверочное слово.
Пришла радостная весна. Весеннее солнышко ярко светит и греет землю. Весело бегут ручейки. Мальчишки пускают кораблики. Уже летят перелётные птицы. На деревьях зазеленели молодые листочки.
10. Спишите, вставляя пропущенные буквы, подчеркните эти орфограммы.
Из л...сной чащи вышла л...са. Пост...яла, прислушалась, осмотрелась. Разбежалась и на л...ту прыг! Проехалась и д...вай передними лапами барабанить! Ткнулась мордочкой в л...дяное зеркало и то присядет, то подскочит.
11. Выпишите из текста слова с безударными гласными в корне, припишите проверочное слово. Наша столица. Город на холмах. На одном из них стоит широкая стена, зубчатая с башнями. Большая неожиданность ждёт посетителей: ведь больше двух километров надо прошагать, чтобы обойти её кругом. Здесь в далёкие времена зародился город.
Упражнения, содействующие воспитанию внимания учащихся и предупреждению ошибок в подборе родственных слов.
1. К каждому из данных слов подобрать только родственные слова.
Лето, летать; лётчик, летний, полёт, летом, пролетать.
Вода, водичка, водитель; проводить, водяной, проводник, подводный, подводить.
Горе, горький; гористый, горчить, горевать, горка, пригорюнился, горчица, горюшко.
Пахнет, пахать; пахота, пахучий, вспахать, запахи, перепахать.
2.Какое слово не родственное? Почему? Записать только родственные, выделить корень.
Менять, сменить, заменить, мина.Волны, вол, волнистый, волноваться.Изба, избушка, избаловать, избёнка.Польза, ползти, полезный, пользоваться.Давка, давить, давно, придавать, сдавить, раздавить, отдавать.Плата, платный, сплотить.Линючий, полинять, линия.Лепка, лепить, налепить, слепок, слепой, прилепить.
3. Можно проверить однокоренное слово другим? Если нет, то почему?
Силач-сила, кроить-край, пороть-пара, катать-кот, менять-мина, волна-вол, махать-мох, травить-травка.
Подобрать такое слово, которое было бы проверочным.
4. Подобрать родственные слова.
Дол-даль, мир-мера, лизать-лезть, менять-мина, сидеть-седеть, спешу-спишу.
5. Прочитать записанные на доске близкие по смыслу слова. Определить, родственные ли они. Если нет, то почему? Назвать безударные гласные, проверить их.
Кидать, швырять, бросать.Боялся, пугался, робел.Упал, свалился.
6. К данным словам подобрать слова, близкие по смыслу. Родственные ли они?
Доктора (врачи), кони (лошади), рыть (копать), плакать (реветь).
7. Прочитать. Назвать пропущенные буквы, доказать (устно подобрать проверочное, родственное слово). Списать, вставляя эту безударную гласную в орфограмму.
Кр...евой, м...нёр, с...ло, м...нять, м...сной, к...тать, к...ты, к...ток, л...нивый, л...нючий, д...лина, д...лёкий, с...льный, л...сток, л...сник.
8. Записать под диктовку (или списать с доски) словосочетания, вставляя пропущенную букву. Устно подобрать проверочное слово.
Сп...шу в кино, св...ла гнездо, резиновые м...чи, сп...шу упражнение, св...ла в школу, стальные м...чи.
9. Составить предложение со словами:
Спешу-спишу, свела-свила, мячи-мечи.
10. Прочитать слова на доске, назвать пропущенную гласную. Устно подобрать слова для проверки. Списать, вставляя пропущенную букву.
1) Ж...ры, ж...лток, ж...ра, ж...вой, ж...леть.2) Ч...сы, ч...рвяк, ч...тать, ч...ртить.3) Ш...сты, ш...рина, ш...ры, ш...лить, ш...пот, ш...стой.
Эти и другие упражнения учат детей более вдумчивому подбору родственных слов, а следовательно, предупреждают ошибки в написании безударных гласных в корне.
Большое внимание в работе над безударными гласными я уделяю составлению гнёзд родственных слов. Для этого я использую следующие корни:
Близ-, брас-, вал-, верх-, вес-, вест-, вис-, воз-, волн-, вор-, гляд-, гнев-, гран-, дав-, даль-, дол-, дар-, дел-, дев-, держ-, див-, добр-, жал-, жар-, желт-, кал-, кат-, клад-, коп-, кол-, креп-, крош-, кро-(ить), леп-(ить), лиз-(ать), лез-(ть), лип-(нуть), лом-, маз-, мен-, мер-, мир-, молч-, мот-, низ-, нов-, пах-(нуть), позд-, по-(ить), полз-(ти), пол-(оть), пор-(оть), пляс-, прав-(ить), чел-, ред-(еть), род-, свист-, сел-, сед-, сид-, сказ-, скольз-, стол-, сторож-, стан-, сто-(ять), тесн-, топ-(ить), точ-(ить), тряс-, цеп-, част-, час-, черн-, черт-(ить), чист-, щит-, яв-, ясн-, борозд-, говор-, голов-, голод-, золот-, колос-, полос-.
При закреплении правописания безударных гласных всегда подчёркиваю детям, что при изменении формы слова и усложнении состава слова меняются места и количество орфограмм, например:
Глаз-глаза, час-часовой, число-начислять, белый-побелить, белизна.
Конечно, вышеуказанные упражнения и задания не исключат всех ошибок в подборе слов, но несомненно, уменьшают их количество.