Система стихосложения на уроках литературы.
СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ(из опыта работы)
Я хочу рассказать, как учу детей овладеть этой системой и выработать определенные навыки и умения.
Может возникнуть вопрос: нужно ли знать читателю "тайны" размеров, рифмы, строфы? Ответы на этот вопрос попытаемся найти в высказываниях поэтов и писателей.
"Почему поэт предпочитает выражать мысли свои стихами?" - спрашивает А.С. Пушкин. " Стихи пишутся затем, чтобы сказать больше, чем можно в прозе" В этой сжатой формуле В. Брюсова скрыто очень глубокое содержание, понимание стиха. Ту же мысль, по сути дела, выразил Л. Толстой: "Пришло бы место, где моя мысль потребовала бы больше сжатости, силы, законченности, и вышли бы стихами". И снова Пушкин: И выстраданный стих, пронзительно-унылый, Ударит по сердцам с неведомою силой.
Ответ один: не только нужно, но и необходимо.
К стихотворной речи поэты обращаются тогда, когда хотят выразить какие-то возвышенные чувства и переживания, найти глубокий отзвук в сердце читателя, затронуть сокровенные струны его души. Поэтические размеры стиха, созвучия строк, определённый порядок рифмовки придают стиху особую силу, красоту, музыкальность, помогают настроить "на одну волну" душу поэта и душу читателя.
Знание "техники" стихосложения позволяет правильно, выразительно читать стихотворные произведения, а тем самым лучше воспринимать и понимать то, что хотел сказать поэт. Чем глубже человек разбирается в "тайнах" поэтического мастерства, тем доступнее становятся для него мысли и переживания писателя, тем большее наслаждение получает он от бессмертных созданий искусства.
Анализ учебного материала показывает, что данная тема освещается в VI и VIII кл. В VI классе даётся понятие двусложным и трёхсложным размерам, ниже показано, как выглядит схема расположения ударных и безударных слогов в строках.
1. Мороз и солнце, день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный...
((((((((((((((((((((((((
2. Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орёл молодой...
((((((((((((((((((((((((((
Если мы детям сообщим, что первая схема - это ямб, а вторая -амфибрахий, то они просто воспримут эту информацию, т.к. для того, чтобы научиться определять размер стиха мало знать что такое ямб, хорей и т.д.
Вся остальная, не менее важная информация излагается в VII классе в словаре кратких литературоведческих терминов, кроме определения размеров стиха, даётся определение рифмы, а в VIII классе "ритм", "стопа", "строфа".
Опыт показывает, что данного объёма информации мало, чтобы учащиеся научились отличать стопу от строки, ямб от хорея.
Отличить ямб от хорея, - казалось бы, элементарно простая задача, и трудно представить себе, как умный герой пушкинского романа, пусть даже равнодушный к поэтическому слову, не мог с нею справиться:
Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились отличить.
Между тем методика обучения стиховедческой азбуке тем сложнее, чем пытливее ум ученика. Будь он человеком нелюбопытным - вполне бы удовлетворился объяснением относительно того, что в ямбе ударные чётные слоги и неударные нечётные: Дела( давно( мину(вших дне(й, а в хорее -наоборот: По(лон зло(бы, по(лон ме(сти.
Однако более дотошный ученик спросит: почему, например, в стихе У лукомо(рья ду(б зелё(ный, если это четырёхстопный ямб, ударение не падает на 2-ой слог ЛУ-? А это пиррихий(стопа, состоящая из двух безударных слогов).
И вот однажды решила, что надо что-то придумать, найти новый подход к объяснению азбуки стиховедения, и делать это надо именно в VI классе, т.к. к VIII классу у ребят должен уже сформироваться определённый багаж знаний и умений, чтобы можно было начинать обучение целостному анализу лирического произведения - одной из сложных задач современного литературоведения.
Когда встал вопрос, как и в какой форме преподнести шестиклассникам такой объём информации, то я вспомнила, что на уроках русского языка в VII классе, изучая одну из сложных тем "Причастие", объяснила её с помощью опорного конспекта, условно названного "летающая тарелка". Решение пришло само - нужен либо опорный конспект, либо плакат, либо карточка-помощник, где будет сконцентрирован весь нужный материал. И вот родилось вот такое дидактическое пособие, в котором условно можно выделить 5 частей:
а) краткий словарь;
б) опорные слова;
в) образец;
г) алгоритм;
д) отрывок из стихотворения для выработки практических навыков.
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ включает 11 слов (размер, рифма, стопа, строфа, ямб,
хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, усечённая стопа, пиррихий). Данный объём слов вполне реален для усвоения учащимися уже на первом уроке.
ОПОРНЫЕ СЛОВА помогут ребятам запомнить названия 5-ти стихотворных размеров и ударные слоги в них.
В ОБРАЗЦЕ обращаю внимание на то, как обозначаются ударные и безударные слоги, помогаю уяснить подсчёт слогов (ведь он не такой, как при слогоделении для переноса). Принцип таков: сколько гласных столько и слогов, вместе с ребятами находим рифму, одновременно зачитываем, что такое "рифма", определяем её вид (ААББ, АБАБ, АББА), а также мужская она или женская. Дальше обращаю внимание на то, как выглядит схема и на цифры, стоящие в конце строк У каждого размера свой ряд цифр. По ним можно определить размер. Например, ударными оказались 3, 6, 9, 12.
Если были бы все чётные (Иван), то это хорей, если - все нечётные (Ваня) -ямб, а если и четные и нечётные, то это трёхсложные размеры, вспомним третье слово. У нас в ряду первая цифра 3 - значит это анапест. Значит, в стопе должно быть по 3 слога.
Порядок определения размера состоит из 7 пунктов, последовательное выполнение! которых поможет самостоятельно определить размер данного выше стихотворения.
Уроки, проводимые с помощью этой методики, ребятам очень нравятся. У них! возрастает интерес, они учатся правильно читать и ставить ударения. Самый сложный и трудный в методическом отношении этап работы над поэтическим произведением - это его анализ.
Одна из задач обучения литературе - учить видеть стиховую композицию. В это понятие современное стиховедение включает ряд компонентов: стихотворный размер, длину стиха, наличие или отсутствие стихотворного переноса, строфики„рифмы и т.д.
Стиховая композиция может воплощаться в различных вариациях, поэтому в школьной практике нужно не учить анализировать любой лирический текст "по схеме", а искать для каждого стихотворения свой, неповторимый путь анализа. Начало такого анализа положено вот такими уроками.
Опорные слова
(для трехсложных размеров) (для двусложных размеров)Д1 AM2 А3 Ва(ня – хоре(й Ива(н - я(мбИтак, учащимся нужно запомнить 5 размеров
2 – двусложные (ямб и хорей)
3 – трёхсложные (дактиль, амфибрахий , анапест)
( так обозначается ударный слог.
так обозначается безударный слог . Д1 AM2 А3
Дактиль Амфибрахий Анапест
Если посмотреть на слово «дама» и его условное разделение на три части , то цифры 1,2,3, соответствуют ударному слогу в каждом размере.
Д1 - дактиль | (((| ударный первый слог.АМ2 – амфибрахий | (((| ударный второй слог.
А3 – анапест | (((| ударный третий слог.
Алгоритм определения размера.
1.Поставь ударение.
2.Обозначь ударные и безударные слоги.
3.Рядом со строкой выпиши цифрами (1,2,3,4,5 и т.д.) какие слоги ударные.
4.Нарисуй схему.
5.Определи по цифрам размер стиха.
6.Обозначь стопы.
7.Обрати внимание на конец строк и определи вид рифмы.
Образец разбора.
К примеру, нам нужно определить размер следующих строк:
Сижу за решёткой к темнице сырой,Вскормленный в неволе орёл молодой...
1.Если мы посчитаем количество гласных в строке, то оно будет соответствовать числу слогов. (Сколько гласных столько и слогов).
2.Если каждый гласной присвоить порядковый номер, то, поставив
ударение, мы увидим какие слоги в слове ударные.
Сижу( за решё(ткой в темни(це сыро(й Снизу обозначим условными знаками |-U| ударные и безударные слоги, а рядом со строкой выпишем цифры ударных слогов и по ним определяем размер (2+3=5+3=8+3=11) - это амфибрахий.
Сижу( за решё(ткой в темни(це сыро(й - 2,5,8,11 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ( ( ( ( ( ( ( ( ( ( (
А теперь проделаем такую же работу со второй строкой.
Вскормлё(нный в нево(ле орё(л молодо(й - 2,5,8,11 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ( ( ( (( ( ( ( ( ( (А теперь для определения количества стоп вынесем из строк вниз только условные значки ( так называемый «скелет стиха»), строго вертикально слог под слогом. ((( ((( ((( ( ( ((( ((( ((( ( ( Мы определили, что это амфибрахий, относящийся к трёхсложным размерам, значит в стопе – 3 слога. Последняя стопа –неполная и называется»усечённая стопа». Размер стихотворения – 3-х стопный амфибрахий с усечённой стопой.И ещё один немаловажный момент: в каждой стопе одного размера(а мы познакомились с пятью- ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест)может быть только одно ударение(если это ,конечно, не спондей |( ( | рядом два ударных слога, что встречается крайне редко). Следовательно, количество ударений в строке равно количеству стоп.
РАЗМЕР - количество и порядок расположения ударных и неударных слогов в стихе. РИФМА - (от греч. Rhythmus - соразмерность) - созвучие окончаний стихотворных строк: * парные (или смежные) - ААББ перекрёстные - АБАБ кольцевые (или опоясывающие) – АББА, *мужские - садов, врагов, женские - чернила, обронила. СТОПА - повторяющаяся единица стиха, состоящая из двух и более слогов.
СТРОФА - это группа строк, объединённых содержанием и связанных между собой определённой рифмовкой и интонацией.
ЯМБ -двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге (2, 4, 6, 8, 10). ХОРЕЙ - двусложный стихотворный размер с ударением на первом слоге (1, 3, 5, 7, 9). ДАКТИЛЬ - трёхсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге (1, 4, 7, 10). АМФИБРАХИЙ - трёхсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге(2, 5, 8, 11).
АНАПЕСТ - трёхсложный стихотворный размер с ударением на последнем слоге(3, 6, 9,12)
УСЕЧЁННАЯ СТОПА - строка, в которой последняя стопа дана неполной. ПИРРИХИЙ - это группа слогов, состоящая из 2-х безударных слогов.
Опорные слова
(для трехсложных размеров) (для двусложных размеров)Д1 AM2 А3 Ва(ня – хоре(й Ива(н - я(мб Д1 AM2 А3
Дактиль Амфибрахий Анапест
Если посмотреть на слово «дама» и его условное разделение на три части , то цифры 1,2,3, соответствуют ударному слогу в каждом размере.
Д1 - дактиль | (((| ударный первый слог.АМ2 – амфибрахий | (((| ударный второй слог.
А3 – анапест | (((| ударный третий слог.
Запомни!Ямб - | ((| - 2,4,6,8 – все чётные слоги Хорей - | ((| - 1,3,5,7 – все нечётные слоги Дактиль - | (((| - 1,4,7,10 обратите внимание! Чередуются чётные и Амфибрахий - | (((| - 2,5,8,11 нечётные,а цифры эти легко запомнить:Анапест - | (((| - 3,6,9,12 первая цифра указывает на ударный слог в стопе и к ней надо прибавить «3»т.к. трёхсложный размер: 1+3=4+3=7+3=10
ОБРАЗЕЦ:
И он к устам моим приник, 2,4,6,8 И вырвал грешный мой язык 2,4,6,8
((((((((((((((((((((((((
Алгоритм определения размера 1. Поставь ударение 2.Обозначь ударные и безударные слоги.
3. Рядом со строкой выпиши цифрами (1,2,3,4 и.т.) какие слоги ударные.4. Нарисуй схему.5. Определи по цифрам размер стиха.6. Обозначь стопы.7. Обрати внимание на конец строк и определи вид рифмы.
Проверь себя!
1.Можно ли созвучие однородных окончаний слов назвать рифмой?
А) да,Б) нет.
2. Какие реформы в области литературы не принадлежат М.В.Ломоносову?
А) реформа стихосложения, Б) реформа литературного языка, В) реформа прозы.3.Определи стихотворный размер приведённого отрывка:
Туча мглою небо кроет, Вихри снежные крутя А) ямб, Г) хорей, Б) амфибрахий, Д) дактиль, В) анапест.4.Каким стихотворным размерам соответствуют следующие схемы:
А) | (((| (((| дактиль Б) | (((| (((| анапест В) | (((| (((| амфибрахий
5. Указать количество стоп в стихе :
Вскормлённый в неволе орёл молодойА) 2 Г) 5Б) 3 Д) 6В) 4
13PAGE 15
13PAGE 14715
15