Системно-деятельностный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья


-299085-28194000
Казённое общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
« Леушинская школа – интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
-108585230505СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

СОСТАВИТЕЛЬ: Астапенко О.В.
учитель математики
I квалификационной категорий
с. Леуши, 2015
-38113810СОДЕРЖАНИЕ
0СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1. Сущность системно-деятельностного подхода
2. Роль педагога в реализации системно-деятельностного подхода
3. Реализация технологии системно-деятельностного обучения
в практическом преподавании
Заключение
Список использованной литературы
-3810-272415ВВЕДЕНИЕ
0ВВЕДЕНИЕ

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. В докладе международной комиссии по образованию для 21 века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть» (Ж. Делор).
Задача школы -  подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Поэтому учителям необходимо овладевать  педагогическими  технологиями, с помощью которых  можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения,  Одной из них является «Технология деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсоном.
        При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального  общего и основного общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
148591-100965СУЩНОСТЬ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
0СУЩНОСТЬ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

В основе Стандарта лежит  системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий,  познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
признание решающей роли содержания образования, способов организации  образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Психологическую основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.  
Касательно общего образования ещё в 1988г. группа отечественных учёных утверждала: "деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности учения школьников, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности".
 Деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно – воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности школьника. 
    Так, касательно образовательных стандартов общего образования группа его разработчиков пишет: "…В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта". 
    Деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий, которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования.
   Системный подход к познанию и преобразованию любого объекта является ведущим общенаучным подходом; это направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Применение же данного подхода в педагогике позволяет выявить такой вариативный компонент ее научного знания, как педагогическая система со всеми ее характеристиками: целостность, связь, структура и организация, уровни системы и их иерархия, управление, цель и целесообразное поведение системы, самоорганизация системы, ее функционирование и развитие.
   Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Он позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов. Предметный, функциональный и исторический аспекты системного подхода требуют реализации в единстве таких принципов исследования, как историзм, конкретность, учет всесторонних связей и развития.
   Культурно-исторический системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления - эмпирический или теоретический… По мнению авторов, именно содержание обучения позволяет "вести за собой" умственное развитие.
  В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат.
  Из вышесказанного следует, что

Соединение этих подходов и является основой  ФГОС НОО.
Системно-деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:
- от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;
- от "изолированного" изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач (т.е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов);
- от стихийности учебной деятельности ученика к ее целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий;
- от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения"
При этом такие популярные в последние годы в образовании подходы, как компетентностный, личностно-ориентированный и др., не только не противоречат, но отчасти и "поглощаются", сочетаются с системно-деятельностным подходом к проектированию, организации и оценке результатов образования
Таким образом, системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского модернизиующегося образования.
24765-53340РОЛЬ ПЕДАГОГА В РЕАЛИЗАЦИИ
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
0РОЛЬ ПЕДАГОГА В РЕАЛИЗАЦИИ
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

      Президент Российской Федерации  Д.А. Медведев особо отметил  в «Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", что   «…новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего».
    В своем выступлении руководитель группы разработчиков образовательного стандарта второго поколения А.Кондаков подчеркнул, что «… в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения велика роль учителя, поскольку он производит практические, реальные обновления, именно его работа претерпевает наибольшие изменения».
    Одной из особенностей педагогической деятельности учителей в ситуации переориентации целевых ориентиров начальной школы является необходимость постановки новых задач, их решения. При этом вопросы, возникающие в ходе освоения личностно ориентированной по направленности и деятельностной по сути педагогической парадигмы, требуют от педагогов гибкости мышления, владения необходимыми методологическими представлениями, обеспечивающими ориентировку в изменяющихся условиях. Современный учитель должен умело подойти к реализации нового стандарта второго поколения, чтобы обеспечить качественное начальное образование
     Центральным, базовым образованием педагогической деятельности учителя, обуславливающим и процесс, и результат деятельности, является система действий учителя. Она в свою очередь определяется личностью учителя, его ценностными ориентациями, приоритетами.
  Инновация в системе начального образования основывается на внедрении в процесс обучения системно-деятельностного, компетентностного  подхода. В образовательной практике наметился переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.
   Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся в выборе содержания и методов обучения. По словам Л.С. Выготского, «учитель-рикша», который тянет весь учебный процесс на себе, должен превратиться в «учителя-вагоновожатого», который только управляет процессом учения. Более того: на определенном этапе сами ученики становятся помощниками и сотрудниками учителя в преподавании.
     А потому задача учителя - формирование и развитие в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающих потребностям общества, инновационной экономики; условий для обучения учащихся самостоятельному конструированию своего знания, необходимого для решения возникающих перед ним задач, для объединения элементов знаний в нужные комбинации, а затем - в новое знание.
   При осуществлении системно- деятельностного подхода в образовании  во главу угла ставится развитие учебных и познавательных мотивов, что требует от учителя организации следующих условий:
создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к учебе;
формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения (осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью);
обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач, оценивание знаний учащегося с учетом его новых достижений;
организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества  
    Учитель должен создать условия для получения каждым ребенком полноценного образования, сформировать умения и навыки учебной деятельности, готовность к самостоятельному труду. От уровня сформированности УУД зависит успешность обучения в основной школе.
   Деятельность учителя в условиях введения стандартов нового поколения предполагает осознание своевременности, целесообразности и необходимости появления этого документа. Решающим фактором будет готовность учителя при организации образовательного процесса перейти от знаниевой парадигмы к деятельностной.
    Педагог должен освоить современную технику и технологии, выбрать УМК, соответствующий требованиям нового стандарта, использовать возможности материально-технической базы, осуществлять индивидуальный подход, реализовывать здоровьесберегающие технологии, уметь разрабатывать учебные программы, программы внеурочной деятельности, изменить предметное содержание, направив его на поиск обобщенных способов действия в учебных предметах через построение системы научных понятий, что поможет:
уйти от большого количества частных фактов, ненужной информации, которыми изобилует большинство современных традиционных программ;
уйти от репродуктивного способа обучения и перейти к задачному принципу построения обучения;
перейти на другой тип отношений между участниками образовательного процесса;
сформировать доброжелательную обстановку в классе, повысить самооценку и коммуникативную компетентность школьников.
      Каждый учитель должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личным качествам. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?" Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить
и принять идею системно-деятельностного подхода, как основы стандартов второго поколения, владеть и эффективно применять инновационные методики и технологии, быть профессионально компетентным во всех его аспектах.
-22860-120015РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ
В ПРАКТИЧЕСКОМ ПРЕПОДАВАНИИ
0РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ
В ПРАКТИЧЕСКОМ ПРЕПОДАВАНИИ

Реализация технологии системно-деятельностного обучения в практическом  преподавании обеспечивается следующей системой дидактических  принципов:
1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.
3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе - самом себе), о роли и месте науки в системе наук.
4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества. 
6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности  систематическому перебору вариантов и  выбору оптимального варианта.
7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.
Эти дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий функционирования системы образования в деятельностной парадигме и составляют теоретическую базу в педагогике развивающего обучения.
Уроки деятельностной  направленности по  целеполаганию   распределены в 4  группы:
1. Урок  открытия  нового  знания.
Деятельностная  цель: формирование  у  учащихся способностей к  самостоятельному  построению новых  способов  действия на  основе метода рефлексивной  самоорганизации.
Образовательная  цель: расширение понятийной базы по учебному  предмету за  счет  включения  в  нее  новых  элементов.
2.Урок рефлексии.
Деятельностная  цель: формирование  у  учащихся способностей к  самостоятельному  выявлению и  исправлению своих  ошибок на  основе рефлексии коррекционно-контрольного  типа.
Образовательная  цель: коррекция  и тренинг изученных  способов  действий- понятий, алгоритмов и т.д.
3.Урок обобщения  и  систематизации знаний.
Деятельностная  цель: формирование  у  учащихся способностей  к  обобщению  и систематизации изучаемого предметного  содержания.
Образовательная  цель: систематизация учебного  материала и  выявление логики  развития содержательно- методических линий  курсов.
4.Урок развивающего  контроля.
Деятельностная  цель: формирование  у  учащихся  способностей к  осуществлению контрольной  функции.
Образовательная  цель: контроль  и  самоконтроль изученных  понятий  и  алгоритмов
 Технология системно-деятельностного обучения предполагает следующую структуру уроков открытия нового знания:
 1.Мотивация к  учебной  деятельности.
На этапе мотивации организуется осознанное вхождение учащихся в  пространство учебной деятельности на  уроке.
Мотивация учащихся к учебной  деятельности посредством анализа девиза урока. «У нас все получится!» (девиз на экране)
-Что необычного вы видите на экране?
-Почему такой девиз? (Мы будем открывать новые знания.)
2.Актуализация знаний 
Подготавливает мышление  детей к  изучению нового материала, воспроизведению учебного  содержания, необходимого и достаточного для  восприятия нового, и  указываю ситуации, демонстрирующей недостаточность имеющихся знаний.
Включает проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы. Одновременно проводиться работу над  развитием  внимания, памяти, речи, мыслительных  операций.
3. Проблемное объяснение нового знания.  
На данном этапе внимание детей обращается на  отличительное  свойство задания, вызвавшего  затруднение, затем формулируется цель и тема  урока, организуется подводящий  диалог, направленный на  построение и  осмысление нового знания, которое фиксируется вербально, знаками и с помощью  схем.
 Предлагается учащимся система вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения  подводятся итоги.
4.Первичное закрепление во внешней  речи.
  Ученики на этом этапе выполняют тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действия.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой.
При проведении данного этапа используется индивидуальная  форма  работы: Ученики самостоятельно выполняют задания на применение изученных свойств, правил, проверяют   их  в классе  пошагово,  сравнивая с эталоном, и исправляют допущенные ошибки, определяют их причины, устанавливают способы действий, которые вызывают у них  затруднение и им предстоит их доработать.  Создаю для каждого ребёнка ситуацию успеха. 
Проводится самопроверка самостоятельной работы по образцу для самопроверки. Далее идет  работа по коррекции возможных ошибок. Учащиеся исправляют свои ошибки и устанавливают способы действий, которые вызывают у них  затруднение  и им предстоит доработать.  В это время те учащиеся, которые выполнили  самостоятельную работу без  ошибок, выполняют дополнительное задание.
6.Включение в  систему  знаний и  повторение.
Здесь дети определяют границы применимости нового знания, тренируют навыки его использование совместно с раннее изученным  материалом, и повторяют  содержания, которое потребуется на  следующих  уроках. При повторении используются игровые элементы- сказочные персонажи, соревнования. Это способствует  положительный эмоциональный фон, способствует развитию у  детей интереса к  урокам.
7. Итог урока.  
 При подведении итога  урока фиксируется изученное новое  знание и его значимость. Организуется самооценка учебной  деятельности и согласование домашнего задания. Подведение итогов урока помогает ребенку осмыслить его собственные достижения и его проблемы.
Таким образом, в процесс обучения эффективно включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий, операции самоконтроля и самооценки. Одновременно предполагаемая технология обучения существенно увеличивает прочность знаний и темп изучения материала без перегрузки детей, так как обеспечивает прохождение всех необходимых этапов глубокого и прочного усвоения знаний.
Постановка учебной задачи обеспечивает мотивацию понятия. «Открытие» понятия детьми осуществляется посредством выполнения или предметных действий с реальными объектами или их графическими схемами – действие выполняется во внешнем плане, строится ориентировочная основа этого действия. Первичное закрепление обеспечивает прохождение этапа внешней речи – дети проговаривают вслух и одновременно выполняют в письменном виде установленные алгоритмы действия. В обучающей самостоятельной работе действия уже не сопровождаются речью. Алгоритмы действия учащиеся проговаривают «про себя» (внутренняя речь). И, наконец, в процессе выполнения заключительных тренировочных упражнений действие переходит во внутренний план и автоматизируется (умственное действие).
Чем же отличается технология системно-деятельностного обучения от традиционного метода  обучения?
Принципиальным  отличием технологии  системно-деятельностного обучения от  традиционного метода обучения является то, что учащиеся сами учатся добывать знания через самостоятельную деятельность. (таблица)
Известно, что формирование любых личностных новообразований –умений, способностей, личностных качеств  (в том числе и универсальных учебных действий, и умения учиться в целом),возможно только в деятельности.(Л. С. Выготский. Да, я полностью согласна с мыслью автора этих строк, действительно, невозможно научиться, например, плавать, не войдя в  воду, играть на флейте, не играя на ней. С другой стороны, нельзя освоить стиль плавания, не освоив отдельных движений, их связок и комбинаций, а затем не  отработав и не откорректировав все эти движения в воде. Таким образом, формирование любого умения проходит через следующие этапы:
1.Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.
2.Формироване нового способа действия, установление первичных связей с имеющимися способами.
3.Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.
4.Контроль.
Именно так сегодня учатся школьники писать и считать, решать задачи  и примеры, пользоваться географической картой или музыкальным  инструментом. Этот же путь они должны пройти  при  формировании  универсальных  учебных  умений и  способностей, но  изучаемые алгоритмы  действий будут носит уже не узко  предметный, а  надпредметный  характер: освоение норм  целепологания  и проектирование, самоконтроля и коррекции  собственных  действий, поиска  информации и  работы  с текстами, коммуникативного  взаимодействия и др.
Комплекс УУД выполняемых учащимся на  уроках по ТСДО каждого типа создаёт  благоприятные условия для реализации требований ФГОС к формированию метапредметных  результатов  образования. Рассмотрим    структуру  учебной деятельности, по которой проходит ученик.
1.Самоопределение.
На данном этапе  у ученика происходит адекватное самоопределение  учебной деятельности, планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
2.Пробное  действие
Учащиеся готовятся к открытию нового знания: проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение изучаемого предмета. Выполняют пробное учебное действие, фиксируют индивидуальное затруднение в нем .Выражают свои мысли с достаточной полнотой  и точностью
3.Затруднение.                                                                                                                На данном этапе учащиеся выявляют место  и причину  затруднения. Они должны восстановить выполненные операции  и зафиксировать место-шаг, операцию - где возникло затруднение. Соотнести  свои действия  с используемым способом действий, и на этой основе выявить и зафиксировать во  внешней речи  причину  затруднения.
4.Реализация проекта.
На данном этапе учащиеся выдвигают  гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.
5.Самоконтроль.
Учащиеся самостоятельно выполняют задания  нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать
6.Самооценка.
На данном этапе учащиеся оценивают собственную учебную деятельность.
7. Самооценка и рефлексия.
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее  результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
148590-139065заключение
0заключение

Что дает учителю технология  системно-деятельностного обучения:  
1) систематизировать знания об активизации деятельности учащихся, накопленные в различных подходах (традиционных системах развивающего обучения);
2)  «увидеть» себя в новой системе обучения;
3) переходить к новому способу обучения поэтапно, своим темпом, в соответствии со своими возможностями;
4) уже на первых этапах перехода повысить качество образования                
5) работать в условиях «открытого» комплекта;
6) включиться в инновационный процесс на посильном для себя уровне;
7) вырасти профессионально, и подготовиться к переходу к новым стандартам (второго поколения).
    Таким образом, технология системно-деятельностного   обучения имеет явные преимущества как с точки зрения интеллектуального и личностного развития детей, так и с позиций качества усвоения знаний.
148591156210список использованной литературы
0список использованной литературы

1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.
2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
3. Зайцев В.Н. Практическая дидактика. Москва, 2000 год
4. Муравьева Е.Г. Проектирование технологий обучения. Иваново, 2001 год
5. Петерсон Л.Г. Что значит «уметь учиться». Москва, 2006 год
6.  Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – М., 2006.
7.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва, 1998
8. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Москва, 2002 год
9.  Сухов В.П. «Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников» Уфа,2004
10. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. М., 2000.
11.Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/