Методическая разработка раздела учебной программы «I and my family! /«Я и моя семья!» 3 класс Английский язык
МБОУ Яновская СОШ
Сергачского района Нижегородской области
Методическая разработка раздела учебной программы
«I and my family! /«Я и моя семья!»
3 класс Английский язык
УМК: Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.П. Кузовлева. 2-4классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / В. П. Кузовлев, Н.П. Лапа, Э.Ш. Перегудова. - М. : Просвещение,2011.
Учебник: В. П. Кузовлев, Н.П. Лапа, и др.
Английский язык для 3 класса общеобразовательных учреждений.
- М. : Просвещение,2012.
Выполнила учитель иностранных языков 1 категории
Плеханова Г.А
2012-2013 гг
Содержание
1.Пояснительная записка 3
2. Цели и задачи изучающего раздела 7
3.Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащихся в соответствии с возрастными особенностями 9
4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы 12
5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программных образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся 14
6.Система знаний и система деятельности. 21
7. Календарно - тематическое планирование раздела программы 23
8.Разработка урока английского языка. 25
9. Список использованной литературы. 43
10. Приложение 1 45
Пояснительная записка
На данном этапе исторического развития страны возникли предпосылки для кардинального изменения системы обучения иностранным языкам в российской общеобразовательной школе. Предмет «иностранный язык», наконец, занимает подобающее ему место среди предметов, обеспечивающих образование и воспитание граждан новой России. Обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования.
Целью современного образования является воспитание личности обучающегося, обладающего общепланетарным мышлением, т.е. способного рассматривать себя не только как представителя национальной культуры, проживающего в конкретной стране, но в качестве гражданина мира, воспринимающего себя субъектом диалога культур и осознающего свою роль, значимость и ответственность в глобальных человеческих процессах.
Федеральный компонент образовательного стандарта по иностранным языкам и базисный учебный план предусматривают обязательное изучение иностранного языка со 2-го по 4-й классы в начальной школе при двух часах в неделю. В основной школе (5-9классы) на изучение иностранного языка выделяется 3 часа в неделю.
В старших классах иностранный язык изучается обязательно либо на базовом уровне (при трех часах в неделю), либо на профильном уровне (при шести часах в неделю).
Таким образом, реализуется принцип непрерывного образования по иностранным языкам в общеобразовательной школе, что соответствует современным потребностям личности и общества.
Основной стратегией обучения провозглашен личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность обучающегося, учет его способностей, возможностей, склонностей и потребностей.
Наиболее значимыми направлениями преобразования содержания обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе можно признать следующее:
- более эффективное использование выраженных способностей обучающихся младшего школьного возраста к овладению иностранным языком и к речевому развитию в целом;
- перераспределение языкового материала, которое позволит разгрузить обучающихся на средней ступени.
При этом содержание обучения иностранному языку на начальной и средней ступенях должно быть ориентировано на реальные интересы и потребности современных детей с учетом различных возрастных групп. В частности, это касается отбираемых тем и проблем общения, социокультурного, языкового и речевого материала.
- предоставление обучающимся старших классов возможности изучать иностранный язык на разных уровнях (базовом и профессиональном) в зависимости от интересов и потребностей старшеклассников;
- достижение выпускниками полной средней школы максимально необходимого и достаточного уровня функционирования грамотности, который может обеспечить успешное продолжение образования выпускников школы, их трудовую деятельность, а также облегчить их адаптацию к постоянно меняющимся условиям жизни;
- усиление деятельного характера обучения, которое выражается в последовательном овладении обучающимися основными видами речевой деятельности, что позволяет осуществлять общение на изучаемом иностранном языке в устной и письменной речи;
- усиление роли социокультурных умений и знаний как о стране/странах изучаемого языка, так и о своей стране, которые позволят обучающимся адекватно представлять культуру своей страны в процессе их общения с представителями других стран и культур.
Перечисленные направления модернизации содержания образования по иностранным языкам нашли отражение в программах по иностранным языкам.
Актуальность раздела
Современная методика обучения иностранным языкам развивается в гуманистическом направлении. В связи с этим переосмысливаются такие важные понятия, как содержание, методы, приемы, средства обучения, которые нацелены на усиление степени самостоятельности обучающихся в выборе вышеперечисленного. Таким образом, доля ответственности учащихся за ход и результаты обучения возрастает. В центре учебного процесса оказывается обучающийся с его интересами, способностями, мотивами и устремлениями.
Урок является основной формой реализации глобального аспекта обучения. Очевидным является тот факт, что любой урок - глобальный или традиционный- должен чему – то научить. В этом заключается его основная функция. После каждого урока ученик должен знать, чему он сегодня научился и как это ему пригодится в дальнейшем.
Обучение английскому языку на первой ступени обладает выраженной спецификой по сравнению с последующими ступенями. На первых годах обучения происходит интенсивное накопление языковых средств, необходимых для решения достаточно широкого круга коммуникативных задач. В дальнейшем учащиеся будут решать эти же задачи в других ситуациях общения, в рамках новых тем. Однако первоначальное накопление языковых и речевых средств происходит на первой ступени.
В качестве методической разработки мною был взят раздел учебной программы «Я и моя семья». Этот раздел изучается в 3 классе в первой и второй четверти и находится в УМК «English» авт: В.П Кузовлев Н.М Лапа, Э.Ш Перегудова. УМК «English» состоит из следующих компонентов:-учебника, -книги для учителя, -рабочей тетради, аудиоприложения.
Основной целью моей работы является поиск условий, обеспечивающих широкие возможности для формирования высокообразованной, интеллектуальной, деятельной личности, способной к саморазвитию, к реализации творческих, индивидуальных способностей.
Главная задача моей работы: выявление наиболее оптимальных и рациональных методик преподавания в разделе программы « Я и моя семья», разработка и апробация различных вариантов обучения учащихся на уроке английского языка.
Содержание раздела- I and my family ( Цикл 2 Is your family big?; Цикл 3 Are you good helpers? Урок 3 I helped my grandma yesterday. )
Возраст членов семьи. Совместное времяпровождение. Прием и угощение друзей в моей семье. Любимая еда. Покупка продуктов в магазине. Дни недели.
Принципы отбора содержания образования
Сюжетное построение учебника позволяет не только раскрыть тематику и предусмотреть необходимые речевые ситуации, но и решить ряд воспитательных задач. Третьеклассники учатся ценить своих друзей, участвовать в совместной деятельности, правильно организовывать свой досуг, следовать правилам здорового образа жизни, вежливо вести себя за столом; знакомятся с миром их зарубежных сверстников и учатся с уважением относиться к представителям других стран; осознают важность изучения английского языка как средства общения между людьми разных стран.
В соответствии с описанными особенностями данного этапа обучения учебно-методическая работа строится с учетом следующих методических принципов:
1 Личностно-ориентированный характер обучения.
2 Соблюдение деятельностного характера обучения иностранному языку.
3 Приоритет коммуникативной цели в обучении английскому языку.
4 Сбалансированное обучение устным и письменным формам общения.
5 Социокультурная направленность процесса обучения английскому языку.
6 Учет опыта учащихся в родном языке и развитие когнитивных способностей учащихся.
7 Широкое использование эффективных современных технологий обучения.
Весь материал раздела направлен на формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять общение, понимая при этом смысловое значение слов и выражений, сферу применения в процессе общения. Употреблять лексические средства в соответствии со значением и ситуацией общения.
Цели и задачи раздела
Основной целью данного раздела является воспитание развитой личности, умеющей общаться на английском языке, используя знания, полученные при изучении определенных тем данного раздела.
- развитие коммуникативной компетенции на английском языке в совокупности ее составляющих — речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.
-обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании английского языка как средства общения.
-формирование универсальных лингвистических понятий (звук, буква, слово, предложение, части речи), наблюдаемых в родном и английском языках.
-приобщение к новому социальному опыту с использованием английского языка
знакомство с миром их зарубежных сверстников, с некоторыми обычаями страны изучаемого языка, с детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором на английском языке.
-приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на английском языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения.
Задачи:
1 Учебные
-развивать умения и навыки всех видов речевой деятельности:
Умение работать с новыми лексическими единицами и грамматическим материалом
Аудировать ( с опорой на картинку), продолжать совершенствовать технику чтения вслух и про себя, повторить правила чтения гласных в открытых и закрытых слогах, обсуждать ситуации в монологических и диалогических высказываниях.
2 Развивающие
- развитие познавательной активности обучающихся
- развитие навыков самостоятельной и коллективной работы
- развитие внимания и памяти обучающихся.
3 Воспитательные
- воспитание толерантности по отношению к иноязычной культуре
- понимание обучающимися важности изучения английского языка как средства общения между людьми разных стран.
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.
В условиях современного мира раннее обучение иностранным языкам приобретает все большее значение в отношении перспектив интеркультурного взаимопонимания и экономического сотрудничества. Через более раннее начало изучения иностранного языка каждый ребенок получает шанс освоить хотя бы один иностранный язык. Создается перспектива для овладения и другими иностранными языками.
Начальный этап обучения представляет наиболее благоприятные возможности для формирования у школьников коммуникативно-познавательных потребностей и интересов, обеспечивающих положительную мотивацию учения. Младший школьный возраст в силу специфики ведущей для этого возраста деятельности- игры, позволяющей сделать коммуникативно- ценными практически любые языковые единицы, дает возможность уже на раннем этапе реализовать коммуникативную направленность обучения. Обучение детей иностранному языку во 2-4 классах как первое звено в цепи непрерывного обучения создает базу для целенаправленного формирования иноязычных речевых механизмов на среднем и старшем этапах обучения.
Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к овладению языками, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп.
Изучение иностранного языка способствует развитию коммуникативных способностей младших школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке; развитию их познавательных способностей; формированию общеучебных умений обучающихся.
От рождения ребенок наследует способность заговорить, овладеть речью. Эта способность проявляется уже на первом году жизни, а двухлетний ребенок начинает общаться с окружающими посредством речи. Он мог бы заговорить сразу на двух или трех языках, если для него были образованы разные языковые среды. Ребенок без труда начал бы говорить на разных языках, не путая и даже не понимая вначале, что говорит на разных языках.
Наряду с вышеописанными особенностями младших школьников на процесс обучения оказывают влияние такие индивидуально-психологические особенности, как темперамент и характер.
Несмотря на то, что темперамент, основывающийся на типе нервной системы, является врожденной особенностью, тем не менее он поддается корректировке. Холерика можно научить быть более сдержанным и мягким, флегматика - более расторопным, подвижным, меланхолику внушить веру в себя.
У младших школьников хорошо развито непроизвольное внимание, ребенок в этом возрасте легко сосредотачивается на красочных и подвижных предметах. Формированию навыков восприятия служат специфические задания на уроках иностранного языка: раскрашивание готовых рисунков, завершение неоконченных рисунков, поиск замаскированных предметов на рисунке и др.
Не менее значимыми являются и педагогические факторы, объясняющие актуальность раннего обучения иностранному языку. Педагоги поддерживают утверждение о том, что изучение иностранного языка поможет детям лучше ориентироваться в динамично изменяющемся мире с ярко выраженными интеграционными процессами во всех областях человеческой жизни. Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Учащиеся младшего подросткового возраста, когда они уже достаточно легко осознают языковые и речевые явления, соединяют воедино несколько понятий и воплощают их в суждения, осуществляют интеллектуальные операции сравнения и обобщения, усваивают готовые или вместе с учителем выводят новые для себя языковые правила, которые служат руководством к действию при порождении и восприятии иноязычных речевых высказываний. Другими словами, учащиеся младшего школьного возраста вполне готовы к овладению иноязычной речью, в частности пониманию и применению многочисленных грамматических правил, каждое из которых является обобщением различного уровня.
Обучение иностранному языку в раннем возрасте способствует формированию всесторонне развитой, гармоничной личности, развивает языковые способности детей и обеспечивает более прочное усвоение иностранного языка в дальнейшем будущем.
В УМК «English» авт: В.П Кузовлев Н.М Лапа, Э.Ш Перегудова —каждый урок, раздел и весь курс в целом построен на сюжетной основе, которая располагает к разнообразным ролевым играм, конкурсам, соревнованиям. Наиболее крупные тексты в учебнике, написанные в форме полилога, фактически дают готовые сценарии спектаклей, что вызывает большой интерес учащихся.
Обучение английскому языку строится как процесс вхождения в культуру носителей языка, начиная с детского фольклора, традиций. С этой целью в раздел введены персонажи- животные, дети, герои английских народных и авторских сказок, английские песенки, рифмовки, считалки, которые используются сверстниками наших учеников в англоговорящих странах. В разделе содержатся письма английских детей, анкеты, доступные и понятные детям младшего школьного возраста.
Поскольку задания упражнений формулируются так, чтобы в них был коммуникативный смысл, а запас лексики у 3-классников еще достаточно ограничен, то задания данного раздела даны на русском языке.
Исходя из специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися младшего школьного возраста, учитывая систему деятельности учителя по формированию творческой личности обучающегося, в освоении данного раздела программы используется деятельный личностно-ориентированный, дифференцированный и социокультурный подходы, лежащие в основе проблемного обучения, исследовательского и проектного метода, технологии критического мышления, игровых технологий и эвристического обучения.
Ожидаемые результаты освоения раздела программы
В 3 классе в результате изучения данного раздела программы учащиеся должны знать/понимать
- алфавит, буквы, отдельные буквосочетания, звуки изучаемого языка;
- правила чтения и орфографии изучаемого языка;
- особенности интонации основных типов предложений;
- имена персонажей детских литературных произведений страны изучаемого языка.
Уметь
- понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность;
- участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, приветствие, благодарность,);
- расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (Кто? Что? Где? Когда?) и отвечать на вопросы собеседника;
- кратко рассказывать о себе, каким видом спорта любят заниматься одноклассники;
-расспросить одноклассников о том, что они любят кушать, ;
- разыграть с партнером беседу между продавцом и покупателем;
- составлять небольшое описание предмета, картинки;
- читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
- списывать текст на английском языке;
Фонетика: интонационные модели утвердительных, вопросительных, отрицательных, восклицательных предложений, словесное и фразовое ударение.
Грамматика: глагол-связка to be в утвердительных и отрицательных предложениях в Present Simple Tense, глагол have/has got, модальный глагол can, притяжательные местоимения, вопросительные предложения в Present Simple Tense, краткие ответы, утвердительные и отрицательные предложения в Present Simple Tense, наречия неопределенной частотности (often, sometimes, usually, always) и наречие определенной частотности (every day), их место в предложении, числительные от 11 до 100;
Лексика: to read, to go, school, together, egg, milk, ham, juice, butter, chesse, sweets, would you like…?, yes, please, no, thank you, help yourself, visit, meet, corn, nut, cabbage, tomatoes, potatoes, apples, a lot of, honey, jam, porridge, soup, sandwich, oranges, be hungry, girl, her, bird, Monday, Tuesday, Wednesday, Thursday, Friday. Saturday, Sunday.
a picture, parents, grandparents, How old are you? a circus, a cook, to buy, to forget, every day, often, sometimes, usually, always, to watch a cartoon, to watch DVD, where, why, when, how often, a bed, a dish, meal, a path, а garden, to dust, to feed, to gather, to make, to set the table, to clean, to sweep, to wash, to work, tasty
Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программных образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Мне, как учителю, необходимо знать, на какие стороны личности ребенка могут повлиять знания английского языка, какие использовать технологии в учебном процессе, чтобы получить планируемые результаты.
Одной из главных задач считаю, является повышение педагогического мастерства учителя путем освоения современных технологий обучения и воспитания. Педагогическая технология – проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приемов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет четко заданный результат.
С овладением любой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: четкость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике.
Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения английскому языку можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.
Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков английского языка использую следующие образовательные технологии учитывая возрастные особенности детей.
Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения.
Данная технология обучения предполагает осуществление познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных способностей, поощряя их реализовывать свой творческий потенциал. Учебники В. П Кузовлева содержат алгоритмы для оптимального подхода к дифференциации и индивидуализации заданий. В них содержатся различные опоры (вербальные, схематические, изобразительные), которые помогают в обучении всем видам речевой деятельности учащихся на уроках английского языка. Так, работая с текстом на уроке, можно предложить учащимся такие разноуровневые задания: сильным- пересказ, средним- выделить и передать основную информацию по ключевым словам, слабым- ответить на вопросы.
Метод проектов.
Суть метода проектов – создание учеником проекта. Он представляет собой самостоятельно планируемую и реализуемую школьниками работу, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности (игры, анкетирования, составление меню, ..)
Проекты могут быть индивидуальными (например, «Разрешите представиться – это я», групповыми – «Мы о себе», «Составление меню к завтраку», «Я, мы и другие». Итоговая цель проекта «Я, мы и другие» состоит в оформлении коллажа под девизом «Мы о себе», который представляет каждого ученика (его любимые занятия, любимую еду, особенности внешности).
Проекты, которые могут быть использованы на уроках в 3 классе.
1 «Мы анкетируем друг друга» -Опроси своих друзей, а затем расскажи, кто что ест (пьет) за завтраком.
2 «Мы оформляем коллаж».
А) « Я о самом себе» (мое имя, имя моих родителей, сестер, братьев, адрес, мой возраст, день рождения, моя внешность, мои занятия в свободное время, мои интересы.
Игровые технологии.
Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интересы, склонность, уровень подготовки по языку. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую – либо одну задачу ( совершенствовать грамматические, лексические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач; формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, и творческие способности и т.д.
В начальной школе в 3 классе на уроках английского языка я использую разные игры;
«Типография» - игра для работы с алфавитом.
«Пятерки», «Цепочка слов», «Подбери рифму», «Цифры» - лексические игры.
«Угадай слова» - орфографическая игра.
«Глагол to be» - грамматическая игра.
«Собери разбежавшиеся буквы» - фонетическая игра.
«Имена по кругу», «Групповое интервью» - игры для речевой разминки.
«Представление» - ролевая игра.
«Машина времени» - интерактивная игра.
Игра «Setting the table” // «Накрываем на стол» по теме «Еда».
Каждому ребенку понадобятся: салфетка, пластмассовые тарелки, чашка, блюдце, вилка, нож – такие пластмассовые приборы можно приобрести в магазине. Перед началом занятия раздайте детям приборы.
Продемонстрируйте по очереди каждый предмет для сервировки стола, называя его и заставляя детей повторить названия: Napkin (покажите салфетку). This is napkin. Дайте команду: Show me the Napkin и т.д. Дети называют предметы и показывают их.
Скажите: Let/s set the table (Давайте накроем стол). Дайте инструкции группе и производите действия, которые необходимо совершить, чтобы накрыть на стол. Дети выполняют указания, ориентируясь на Вас. Скажите: Take your napkin (разверните салфетку и подержите ее за кончики, показывая детям). Put your napkin on the table (положите салфетку на стол). Take your plate. Put your plate on the napkin. Take your knife. Put your knife on the napkin. Take your fork. Put your fork on the napkin и т.д. После того как столы будут накрыты, дайте команду: Eat! И притворитесь, что едите. Дети выполняют команду, изображая процесс еды.
Повторите процесс накрывания на стол еще раз. Дайте команду: Set the table! Пусть теперь дети не только производят необходимые действия, но и повторяют команды за Вами.
Затем дети работают в парах, давая друг другу указания.
Коммуникативные навыки:
- выполнение указаний и команд.
- узнавание предметов сервировки стола, пищи.
- описание происходящих действий.
Игра для детей – важное средство самовыражения. В играх учитель может лучше узнать своих учеников, их характер, творческие способности, что позволяет ему найти более правильные пути воздействия на каждого из детей.
Игры сближают учителя с детьми, помогают установить более тесный контакт. Знание игр необходимо каждому учителю.
Информационно – коммуникативные и интернет технологии.
Использование информационно – коммуникативных и интернет технологий помогают реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей.
На уроках английского языка с помощью компьютера можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, совершенствовать умения письменной речи школьников, пополнять словарный запас учащихся.
Компьютер постепенно становится инструментом, позволяющим решать задачи развития языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребенка. Особенно нравится работать с компьютерными программами учащимся начальных классов. Разнообразие тем и видов деятельности, красочность, увлекательность и доступность компьютерных заданий помогают эффективно развивать различные коммуникативные умения учащихся.
При обучении аудированию каждый учащийся получает возможность слышать английскую речь. При обучении письму ученик имеет возможность разгадывать кроссворды, заниматься поиском слов, выполнять игровые упражнения. Учащимся 3 классов очень нравится этот вид работы. Каждый ученик, даже самый слабый, проявляет свои умения и способности. У учащихся появляется интерес к изучению английского языка, они уверенно овладевают знаниями.
Из опыта работы с информационно – коммуникативными технологиями я могу сказать, что они несомненно способствуют повышению у детей мотивации к изучению английского языка и формированию индивидуальных, творческих, познавательных способностей.
Именно информационно – коммуникативные технологии способны сделать учебный процесс для школьника личностно – значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, самостоятельность.
Здоровьесберегающая технология.
Здоровье подрастающего поколения – это прежде всего процесс сохранения и развития психических и физических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности в школе и дома.
На уроках английского языка я использую смену учебной деятельности, режимов работы, проведение физических минуток, расслабление во время прослушивания песен. На уроках во 2-3 классах дети поют песни.
Введение и закрепление слов происходит в игровой форме с использованием движения.
При изучении и драматизации диалогов дети активно используют движения.
На уроках в 3 классе я широко использую игрушки и картинки, дети имитируют действия с ними, что способствует развитию памяти.
Особенно широкое поле деятельности для привития детям правил гигиены и здорового образа жизни содержит языковой материал по теме «Продукты» в 3 классе по разделу «I and my family!». Изучая тему «Продукты» дети знакомятся с правильным режимом питания, назначением разных блюд, правилами гигиены, расширяют через игру свои знания об этикете, узнают о различной ценности продуктов и т.д.
Правильная организация обучения дает возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.
В заключении, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Технология критического мышления.
Основные стадии учебного действия «вызов-осмысление-рефлексия». Использовать как прием обучения на уроке или на каком-либо его этапе помогает включить в творческий процесс целый класс.
Небольшие дискуссии, например, на речевой разминке по теме «Обо мне и моем друге», эссе « Мой питомец» побуждают ребенка искать образы в уже имеющемся практическом опыте, применять их в новых условиях и создавать ни на что не похожий свой продукт, а это уже творчество. Для развития умения рефлектировать полезен прием / З-Х-У/ (знаем, хотим знать, узнали).
Основные методы, которые используются при изучении раздела:
А) словесные методы (рассказ, беседа, диалог);
Б) наглядные методы (графические, символические демонстрации);
В) практические методы (практические упражнения на применение знаний).
Основной формой организации деятельности при изучении данного раздела является урок: урок – обучение, урок – игра, урок – путешествие, урок – обобщение, интегрированный урок, урок – презентация.
Активизация познавательной деятельности учащихся происходит при помощи проблемных вопросов по темам раздела. Они способствуют развитию мышления и сообразительности учеников. На уроках применяются разные виды работы: индивидуальная, групповая, парная, в зависимости от уровня подготовленности учащихся.
В своей работе, при обучении английскому языку, я дополняю и сочетаю традиционные методы преподавания с новыми методами, использую информационные технологии, применяю индивидуальный подход к каждому обучающемуся и развиваю их лингвистические способности, а также объективно оцениваю качество знаний каждого ребенка.
Система знаний и система деятельности
Все учебники « English» для начальной школы имеют сюжетное построение. В соответствии с сюжетом на страницах учебника для 3 класса дети встречаются и знакомятся со своими сверстниками из Великобритании и США. Учащиеся принимают активное участие в их жизни, вместе с героями учебника третьеклассники посещают уроки здоровья, осваивают правила поведения за столом, читают интересные рассказы и веселые стихи.
Сюжетное построение раздела 1 позволяет не только раскрыть тематику и предусмотреть необходимые речевые ситуации, но и решить ряд воспитательных задач. Третьеклассники учатся ценить своих друзей, помогать близким, участвовать в совместной деятельности, правильно организовывать свой досуг, следовать правилам здорового образа жизни, вежливо вести себя за столом; знакомятся с миром их зарубежных сверстников и учатся с уважением относиться к представителям других стран, осознают важность изучения английского языка как средства общения между людьми разных стран.
Содержание раздела 1 полностью соответствует обязательному минимуму образования и возрастным особенностям и интересам учеников – стиль изложения материала современный и по сложности соответствует возрасту учащихся.
Раздел 1 предполагает включение учащихся в диалог культур – России и англоговорящих стран; ученики с первых страниц учебника попадают в мир англоязычных героев и в игровой форме начинают знакомиться с культурой стран изучаемого языка, с такими словами, которые звучат на русском и английском языках приблизительно одинаково: to visit, a park, a farm, a farmer, a doctor, a tomato, a lemon, a banana, jam, soup, coffee.
Раздел программы «I and my family» имеет современное звучание, ориентированное на взаимопонимании, терпимость к различиям между людьми, совместное решение важных общечеловеческих проблем, сотрудничество и взаимодействие, в том числе и средствами английского языка.
Система знаний необходима для социальной адаптации, достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах по темам « Знакомство. Твои предпочтения. В какие игры тебе нравиться играть. Прием и угощение друзей в моей семье. Любимая еда. Покупка продуктов в магазине. Дни недели».
Для создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли родного и изучаемого иностранного языка в этом мире, для приобщения к здоровому образу жизни, ценностям мировой культуры как через иноязычные источники информации, в том числе мультимедийные; для ознакомления представителей других стран с культурой своего народа, осознание себя гражданином своей страны.
Система деятельности включает развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему изучению английского языка на последующих ступенях школьного образования, формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений.
Широкое использование эффективных современных технологий обучения, различных методов, приемов и средств обучения, речевых и познавательных игр, создание благоприятного психологического климата, располагающего к общению, использование соответствующего иллюстративного и аудиоматериала, а также индивидуальных и групповых проектов позволяет интенсифицировать учебный процесс и сделать его более увлекательным и эффективным.
Календарно - тематическое планирование раздела программы
№ урока Раздел, тема урока Содержание Кол-во час. Дата провед. Прим.
3 класс
1 I and my family
Тема: «Cколько вам лет». Лексика: a picture, parents, grandparents, How old are you?
Грамматика: Числительные 1-10 (повторение).
8
1 25.09 2 «Что вы любите делать?»
Правила чтения гласных букв Y, I. Лексика: a circus, a cook, to buy, to forget.
Грамматика
Фонетика, графика: Чтение гласных Yy, Ii в открытом и закрытом слогах (повторение).
1 29.09 3 «Что ты обычно делаешь?» Лексика: every day, often, sometimes, usually, always, to watch a cartoon, to watch DVD; Грамматика: Present Simple, наречия неопределенной частотности (often, sometimes, usually, always) и наречие определенной частотности (every day), их место в предложении.
1 02.10 4 «В какие игры вы любите играть?» Лексика: where, why, when, how often
Грамматика: специальные вопросы в Present Simple. 1 06.10 5 Урок развития умения читать.
The magic word лексический и грамматический материал предыдущих уроков. 1 09.10 6 Я люблю мою семью. Лексический и грамматический материал цикла. 1 13.10 7 Проверь себя Лексика:
материал циклов 1 и 2. 1
19.10 8 Я вчера помогал свое бабушке Лексика: yesterday
Past Simple правильных глаголов (утвердительная форма)
1 02.11 9 Проект. Составляем меню школьных завтраков.
egg, milk, ham, juice, butter, chesse, sweets, would you like…?, yes, please, no, thank you, help yourself, visit, meet, corn, nut, cabbage, tomatoes, potatoes, apples, a lot of, honey, jam, porridge, soup, sandwich, oranges, be hungry, girl, her, bird, Monday, Tuesday, Wednesday, Thursday, Friday. Saturday, Sunday. 1 16.11 Разработка урока английского языка
Урок "Я хорошая помощница". 3-й класс
Главной целью познавательного (социокультурного аспекта) данного урока является не только знакомство и понимание детской культуры англоязычных стран, но и духовное совершенствование учащихся на базе новой культуры в её диалоге с родной культурой. Только пережив родную культуру в живой её соотнесённости с культурами стран изучаемых языков, научившись представлять её хотя бы в элементарной форме на иностранном языке, ученик сможет ощущать себя способным к участию в реальной межкультурной коммуникации.
Считаю целесообразным проведение такого урока, так как он позволяет в увлекательной форме систематизировать знания детей об основных видах работ по дому; дети знакомятся с песней “This is the Way” и с отрывком из русской народной сказки «Рукодельница и Ленивица».
На уроке дети учатся строить самостоятельные высказывания по теме, используя пройденный лексико-грамматический материал. А текст о Рукодельнице служит не только стимулом, но и речевым образцом для высказывания.
На данном уроке учащиеся продолжают учиться общаться в паре. Им предлагаются зрительные речевые опоры диалогического характера о том, как они помогают по дому для построения своего собственного диалога. Дети расширяют, комбинируют материал диалогов, обмениваются ролями. А более подготовленные ученики могут строить свои высказывания без опор.
Говоря о работе над грамматической стороной речи, хочу отметить важность синтаксического разбора английского предложения с опорой на традиционную схему синтаксического разбора предложения по русскому языку. Дело в том, что, зная главные и второстепенные члены предложения, учащиеся быстрее поймут, переведут, а значит и быстрее ответят. Кроме того, эта схема хороша при определении времён: “The Present Simple Tense ”, ” The Present Progressive Tense”, “The Past Simple Tense”, “The Future Simple Tense” (программа 3 класса) и автоматизации грамматического явления в речи, используя методику определения видовременных форм глагола по T. Б. Клементьевой (Tatiana Borisovna Klementieva) и Д. А. Шэннон (Jill Alkiber Shannon).
Цели:
Познавательный аспект: знакомство с детской культурой англоязычных стран (Песня “This is the way…”) и родной страны (русская народная сказка «Рукодельница и Ленивица»), систематизация знаний об основных видах работ по дому.
Развивающий аспект: развитие способностей к выведению языковых закономерностей: правила чтения в “Present Simple”, синтаксический разбор предложения. Развитие способностей к переключению внимания в различных видах речевой деятельности, к логическому изложению мыслей, умения планировать высказывания.
Воспитательный аспект: воспитание любви и уважения к семье, осознание семейных ценностей, необходимости помогать окружающим.
Учебный аспект: совершенствование навыков чтения, перевода и беседы по прочитанному тексту; развитие произносительных и речевых навыков (диалогическая и монологическая формы общения). Развитие умения аудировать с целью извлечения конкретной информации.
Речевой материал: (на доске)
To do a lot of work about the house
To make the bed
To wash the dishes (the clothes)
To gather berries (apples)
To sweep the floor (the paths)
To dust the furniture
To cook meals
To work in the garden
To feed the pets
To milk the cow
To feed the hens
Then
Afte r that
Rukodelnitsa
Then Rukodelnitsa washes the dishes. After that she works in the garden (синтаксический разбор предложений на доске)
Оснащение урока:
экран,
мультимедийный проектор,
компьютер,
электронная презентация: “I’m a good helper” (Приложение 5),
отрывок из русской народной сказки «Рукодельница и Ленивица» (Приложение 4)
учебник В. П. Кузовлев «Английский язык» и книга для чтения 3 класс
образец написания краткого сочинения “I like helping about the house”
иллюстрации к песне “This is the Way”
Дидактические материалы:
Английский язык: учебник для 3кл. общеобразовательных учреждений /В. П. Кузовлев, Э. Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова. - М.: Просвещение, 2007.
Английский язык: аудиокурс к учебнику английского языка для 3 класса общеобразовательных учреждений на 3 CD.
дорожка №35CD1 .“What do you do about the house” Лексика. (Приложение 1)
дорожка № 36 CD1.”What does Dan usually do about the house?
What doesn’t he do about the house?” (Приложение 2)
дорожка № 37 CD1.The song “This is the way” (Приложение 3)
В. П. Кузовлев, Э. Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова. – М.: Просвещение, 2007.
Английский язык: рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений /В. П. Кузовлев, Э. Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова. – М.: Просвещение, 2007.
Этапы урока:
I. Организационный момент
Приветствие.
Фонетическая разминка.
Речевая зарядка на закрепление практических умений и навыков детей задавать специальные и общие вопросы в “ Present Simple”
II. Основная часть урока
Предвосхищение темы урока
Монологическая речь детей по образцу со зрительной опорой (Приложение 5. Slides 1-3)
Беседа (Приложение 5. Slide 4) Практическое закрепление знаний детей по теме “I’m a good helper”
Презентация проектов детей о том, как они помогают по дому. Монологическая речь. (Приложение 5. Slide 5)
Диалогическая речь детей. Работа в парах. (Приложение 5. Slide 6)
Аудирование текста:
дотекстовый этап:
повторение и закрепление лексики по теме “I’m a good helper”
текстовый этап: первое прослушивание текста (ответы на вопросы), второе прослушивание текста;
послетекстовый этап: перессказ текста с опорой на зрительный образец:
I think Dan makes the bed.
I think Dan doesn’t set the table. (Приложение 5. Slide 7)
Физкультминутка “This is the Way” (песня сопровождается иллюстрациями)
III. Заключительная часть
Совершенствование навыков чтения незнакомого текста.
Дотекстовый этап (предвосхищение)
Текстовый этап (чтение незнакомого текста по цепочке с переводом) Беседа по вопросам к тексту (Приложение 5. Slide 8)
Синтаксический разбор предложений (работа в командах у доски)
Домашнее задание. (Приложение 5. Slide 9)
Подведение итогов урока. Рефлексия.
ХОД УРОКА
I. Вводный этап:
Greeting.
Children:
– How are you?
– I’m fine! (OK, Fifty-Fifty, So-So). Thank you.
– How are you?
– I’m fine!
– I’m glad to see you. (I’m glad you are here)
– I’m glad to see you too. (I’m glad you are here)
Teacher: Now, let’s do phonetic exercises.
Phonetic exercises:
path they
think gather
thank father
three them
Warming up activities:
Teacher: Let‘s imagine such situation, that one of you is a new pupil. Ask him (her) as many questions as you can.
Children:
– What is your name? (Surname)
– How old are you?
– Are you from Great Britain? (USA, Scotland, Wales)
– What country are you from?
– What region are you from?
– What town are you from?
– Where do you live?
– What is your town like?
– What is your region like?
– What is your country like?
– Have you got a family?
– Have you got a mother? (Father, sister, brother)
– What is his (her) name?
– How old is he? (She)
– What is your favourite place in your region?
– What do you like doing there?
II. The main part of the lesson
1. Anticipation of the topic (предвосхищение темы урока)
Teacher: Look at these slides, please. Answer for my questions. (Приложение 5. Slides 1-2)
What does this boy do?
Is he a good helper?
What does that girl do?
Is she a good helper?
What can you see?
Children:
P1: I can see a lot of work to do about the house.
P2: I can see different activities about the house.
Teacher: So, what the topic of our lesson is? (Приложение 5. Slide 3)
(Дети, используя зрительный образец третьего слайда, отвечают)
P3: I think the topic is how we help our mother about the house.
P4: I think the topic is about different activities about the house.
Teacher: Yes, of course, today we are going to talk about helping your family, your mother and a lot of work about the house.
2. Talking:
Teacher: Do you like working about the house?
– Are you a good helper?
– How do you help your mother about the house?
Pupils: I always help my mum to... (Приложение 5. Slide 4) Дети отвечают на вопросы, опираясь на зрительный речевой образец.
Teacher: Thank you very much. It’s time for your projects about helping your family.
3. Going over homework
Презентация проектов детей о том, как они помогают по дому. (Приложение 5. Slide 5) Монологическая речь детей. (2-3 ученика)
Pupils:
There is a lot of work to do about the house.
I usually help …
I help my mum to …
I often …
I always …
I sometimes …
I … too.
Teacher: Well done! Please, work in pairs. Ask your friend how he (she) helps about the house.
Опора на зрительный образец. (Приложение 5. Slide 6)
4. Работа в парах. Диалогическая речь детей (2-3 пары)
Pupils:
– Who do you usually help?
– Do you like helping about the house?
– What do you usually do about the house?
– Does your mother tell you: “You are a good helper?”
Teacher: Good for you! Excellent work.
5. Аудирование текста (с опорой на зрительный образец в учебнике стр.38 упр.1)
– Now listen to the text about Dan’s helping when he visits his grandparents.
Дотекстовый этап
But before listening to the text you need to refresh some words.
Listen, repeat and translate: (Приложение 1, дорожка № 35 CD 1)
Wash the dishes
Make the bed
Dust the furniture
Cook meals
Feed the pets
Gather apples
Sweep the paths
Clean the car
Set the table
Work in the garden
Текстовый этап: первое прослушивание (Приложение 2, дорожка № 36 CD 1)
Teacher: Listen to Dan and check.
I usually help my grandma and grandpa about the house.
I always make my bed and wash the dishes.
I gather apples in the garden and sweep the paths there.
I always sweep the pets.
I sometimes clean the car.
I never cook meal.
My grandma cooks tasty meal.
I don’t set the table. I don’t like it.
I don’t dust the furniture too. It’s boring.
Teacher: Well, done! Answer the questions:
Whom does Dan help?
What doesn’t Dan like to do?
What does Dan do?
Дети отвечают на поставленные вопросы
Teacher: OK. Listen to the text for the second time for more details.
Второе прослушивание. Дети слушают текст повторно (Приложение 2, дорожка № 36 CD 1)
Послетекстовый этап
Teacher: Retell the text, use such examples:
I think Dan makes the bed.
I think Dan doesn’t set the table. (Приложение 5. Slide 7)
P1: I think Dan….
P2: I think Dan doesn’t…
Teacher: Thanks a lot. Now, let’s have a rest.
6. Физкультминутка
Teacher: Let’s sing the song “This is the Way” (песня сопровождается иллюстрациями)
(Приложение 3, дорожка № 37 CD 1)
I
This is the Way I wash the dishes (3 раза)
This is the Way I wash the dishes every every day.
II
This is the Way I sweep the paths (3 раза)
This is the Way sweep the paths every every day.
III
This is the Way I make the bed (3 раза)
This is the Way I make the bed every every day.
IV
This is the Way I gather apples (3 раза)
This is the Way I gather apples every every day
Teacher: Thank you, children, you are very good singers.
III. Заключительный этап урока
1. Совершенствование навыков чтения незнакомого текста
a) Дотекстовый этап: предвосхищение
Teacher: Children, look at the name of the text. Guess, please, what this tale is about?
Children:
P1: This tale is about a girl who does a lot of work about the house.
P2: This tale is about a girl who is a good helper.
Teacher:
b) Дотекстовый этап: снятие языковых трудностей
Teacher: Before you start reading listen, repeat and translate these words: Rukodelnitsa, milk the cow, feed the hens, then, after that.
Дети читают и переводят.
c) Текстовый этап
Teacher: Nоw, let’s read the Russian tale “Rukodelnitsa” (Приложение 4, книга для чтения стр 32)
(Дети читают по цепочке по 1 предложению с переводом)
Every day Rukodelnitsa makes the beds, cleans the house and dusts the furniture. She milks the cow and feeds the hens.
Then Rukodelnitsa cooks tasty meals for her sister and her mother.
She sets the table and all her family has tasty meal.
Then Rukodelnitsa washes the dishes. After that she works in the garden.
Rukodelnitsa sweeps the paths and gathers apples and vegetables.
Teacher: Good for you! Now, answer for my questions. (Приложение 5. Slide 8)
What is the name of the tale?
Who is Rukodelnitsa?
Does Rukodelnitsa work a lot about the house?
What does Rukodelnitsa do every day?
d) Послетекстовый этап
2. Синтаксический разбор предложения
Teacher: сделайте синтаксичесский разбор пятого и шестого предложений. (Работа в командах)
S.P.S S Vs S.P.S.
Then Rukodelnitsa washes the dishes.
S.P.S S Vs
After that she works in the garden.
Teacher: Thank you very much. You are brilliant.
3. Setting Homework
Teacher: Write an assay “I like helping about the house (Приложение 5. Slide 9)
Essay
“I like helping about the house”
There is a lot of work to do about the house.
I usually help …
I help … to…
I often …
I always …
I sometimes …
I … too.
Summing Up
Teacher: Dear children, you work excellently. The most active pupils were… You get 5’s. All the rest worked well today. You get 4’s.
Рефлексия
Teacher: What interesting and useful information have you got from the lesson?
– How are you? Are you OK?
– If you are happy show me that you are guite right. Thank you for your excellent work! The lesson is over. Good bye! Good luck!
Список литературы, используемый при изучении раздела
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранным языкам //Новые государственные стандарты по иностранному языку: 2-11 классы/ Образование в документах и комментариях.- М.: АСТ. Астрель, 2006г..Примерные программы по иностранным языкам//Новые государственные стандарты по иностранному языку: 2-11 классы/ Образование в документах и комментариях. - М.: АСТ. Астрель, 2006г
Рабочие программы. Предметная линия учебников В.П. Кузовлева. 2-4классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений /
В. П.Кузовлев, Н.П. Лапа, Э.Ш. Перегудова. - М. : Просвещение,2011.
Программа начального общего образования по английскому языку/ В.В.Сафонова, Е.Н. Соловова. - М.: АСТ: Астрель, 2006.
Программа курса английского языка. 2-11 классы. Enjoy English / М. З. Биболетова, Н.Н.Трубанёва. – Обнинск: Титул, 2010.
Рона Роуз: Английский язык для малышей и родителей. Харьков «Прапор» 1993.
Н.Куликова. Мы учим английский. Изд-во «Росмэн». Москва, 1994.
Программа курса английского языка “Cambridge English for schools in Russia” / О.И.Виноградова, Е.Н.Соловова. – М.: Дрофа, 2003.
Программа основного общего образования по английскому языку. 5-9 классы / Е.Н.Соловова. - М.: АСТ. Астрель. Хранитель, 2007.
Программа курса английского языка “Английский язык нового тысячелетия ” для 5-11 классов / О.Л.Гроза, М.Л.Мичурина, Т.Н.Рыжкова, Е.Ю.Шалимова. – Обнинск: Титул, 2010.
Ариян, М. А. Личностно-ориентированный подход и обучение иностранному языку в классах с неоднородным составом обучаемых [Текст] / М. А. Ариян // Иностранные языки в школе. – 2007. - № 1. – С. 3-12.
Артёмов, А. В. Психология обучения иностранным языкам [Текст] / А. В. Артёмов. - М.: Просвещение, 1969. – 279 с.
Гальскова Н.Д. Новые технологии обучения в контексте современной концепции образования в области иностранных языков //Иностранные языки в школе. 2009 №7.
Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку «Иностранные языки в школе» 1991 №3.
Приложение 1.
Проект «Составляем меню школьных завтраков»