Доклад — практикум Активные формы сотрудничества с семьями обучающихся по профилактике вредных привычек
Активные формы сотрудничества с семьями обучающихся по вопросам профилактики вредных привычек
Слайд 2 Свое выступление мне хотелось бы начать со слов великого педагога В.Сухомлинского: «Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье -важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, мировоззрение, прочность знаний, вера в свои силы».
Здоровье детей – это цель, где, безусловно, сходятся интересы семьи и педагогической общественности. Растить ребёнка здоровым! Это самое главная ценность!
Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации, из уст педагогов, медиков, родителей, вопросы, связанные с проблемами здоровья детей — подрастающего поколения нашей страны. Этот вопрос актуален не только для жителей России, а для всех жителей планеты.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы детей научим, они должны применять в реальной жизни.
Несомненно, главными союзниками в этой работе должны быть родители. С первых дней знакомства с ними, педагоги показывают и рассказывают всё, что ждёт их детей в школе, обращают особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Выслушивают их просьбы относительно питания. Все медицинские процедуры проводятся только строго с согласия родителей.
Главное, в первую очередь направить работу и доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.
Недаром говорят: "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"»
Слайд 3
Планируя работу, учитываем основные принципы взаимодействия с семьей:
1. Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия .Понимать и доверять друг другу значит направить совместные действия на воспитание у ребенка потребности в здоровом образе жизни. Чем чаще педагог жалуется на неудачи и неумения ребенка, тем тяжелее найти взаимопонимание и поддержку со стороны родителей.
2. Принцип согласованности действий. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы педагогами и родителями между собой
3. Принцип самовоспитания и самообучения. Ребенок чувствует как никто другой обман со стороны взрослого. Потерять доверие со стороны ребенка очень легко, завоевать трудно и почти невозможно, если его постоянно обманывают: «Говорят не кури, а сами курят». Педагоги и родители должны признать свои вредные привычки и постараться от них избавиться.
4. Принцип ненавязчивости. Благодаря этому принципу педагоги и родители могут себя чувствовать партнерами в воспитании у школьников здорового образа жизни.
5. Принцип жизненного опыта. Не бойтесь поделиться своим опытом и выслушать опыт родителей, возможно в совместных действиях он пригодится, и вы не набьете лишних «шишек» в общении с детьми.
6. Принцип безусловного принятия. Безусловно, принимать ребенка — значит любить его не за что, что он красивый, умный, способный, отличник и т.д., а просто так, за то, что он есть! Вы почувствуете, как родители проникнуться к вам не только уважением, но и признанием за то, что вы Педагог с большой буквы.
Слайд 4
Одно из важнейших условий здорового образа жизни - создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, в заботе о здоровье членов семьи.
Второе условие - тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться.
Третье условие - повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи.
Семья и щкола – два воспитательных института, каждый из которых обладает своим особым содержанием и дает ребенку определенный социальный опыт. Необходимость организовать взаимодействие педагога с родителями вызвана не столько потребностью в оказании какой-либо помощи школе со стороны мам и пап, сколько заботой об индивидуальном развитии ребенка. В начале учебного года предлагаем :Слайд 5
Опросный лист для родителей
В новом учебном году мы хотим более тесно сотрудничать с вами по проблеме приобщения детей к здоровому образу жизни. Пожалуйста, помогите нам определить формы работы, которые наиболее Вам интересны (отметьте свой выбор галочкой).
Формы работы с родителями Выбор (Y) Всего выборов
Консультации, папки-передвижки
Индивидуальные и групповые беседы
Посещение семей
Проведение Дней открытых дверей
Печатные издания (газета для родителей)
«Домашняя игротека»
Целевые прогулки
Совместные праздники, физ.занятия
Традиционные родительские собрания
Родительские собрания в нетрадиц. форме Практические тренинги
Фотовыставки, видеоматериалы
Семейные опыты по воспитанию ребенка
Открытые занятия для родителей
Родительская почта, библиотеки
Совместные творческие выставки
Слайд 6
Традиционно взаимодействие родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной форме - один говорит, остальные слушают. Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках собрания позволяет использование интерактивных методов. Прежде всего, интерактивные методы ставят родителей в активную позицию
Интерактивные методы ломают традиционные стереотипы родительского собрания. Они выполняют и диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи. Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей
. На родительском собрании можно применять различные интерактивные методы: работа в мини-группах, дискуссии, деловые, ролевые, имитационные игры и др. Самые активные формы работы - родительские собрания, где родители являются не пассивными слушателями, а активными участниками разговора.
Слайд 7
Попробуем на практике. Мы в роли родителей на родительском собрании:
3 группы на обдумывание 2 минуты.
1 группа выполняет Задание 1.Упражнение “Стена здоровья”
А сейчас мы соберем с вами “Стену здоровья”. У нас на столе лежат разноцветные кирпичики, на которых написано много интересных и полезных занятий, но среди них есть и вредные привычки. (Заниматься спортом, читать книги, есть много сладкого, есть много жареного и копченого, делать утреннюю гимнастику, много смотреть телевизор, следить за одеждой, закаляться, курить, умываться, долго играть в компьютерные игры, много времени проводить на воздухе, чистить зубы, не чистить зубы, употреблять спиртные напитки, правильно питаться, соблюдать режим дня, вовремя учить уроки, заниматься музыкой, рисовать, грызть ногти, помогать маме). Каждый из вас выберет понравившийся кирпичик и, прочитав, решит, прикреплять ли его к “Стене здоровья” или же выбросить в корзину.
Педагоги под музыку по очереди выходят к столу и, сделав выбор, прикрепляют кирпичики на изображение стены.
2 группа -Задание 2. Ролевая игра
Каждая группа выбирает конверт с заданием, в котором обозначена категория семьи
Задача каждой группы провести с «родителем» индивидуальную беседу по профилактике вредной привычки, при этом из каждой группы выбирают два человека на роль педагога и родителя, они же разыгрывают ситуацию. Остальные члены группы помогают.
ПРОБЛЕМА: Сын замечен на дискотеке в нетрезвом состоянии.
Обыгрывание ситуации каждой группой
Как отреагировала на проблему благополучная семья? Каковы пути решения?
Как отреагировала на проблему неблагополучная семья? Каковы пути решения?
Как отреагировала на проблему неполная семья? Каковы пути решения?
3 группа – Задание 3 .Игра “Поменяйтесь местами”
Правила игры: Участники сидят на стульях по кругу. Ведущий не имеет места и его цель: сесть на одно из мест в круге. Для этого он просит участников: “Поменяйтесь местами, (на стульях) кто….”. Далее каждый, кто находится на месте ведущего придумывает свои задания - например: “ поменяйтесь местами, кто чистит с ребенком зубы на ночь” или “кто не дает долго смотреть ребенку телевизор” или “у кого в семье есть традиция с ребенком отдыхать на природе” и т. д. Участники меняются местами, но не с соседом, а переходят на противоположную сторону. Ведущий занимает одно из мест, а участник, оставшийся без места, становиться ведущим.
Вызвать к доске. Ознакомились, пробуем. Спасибо, вручить активным эмблемы.
Слайд 8
Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет.
Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении.
Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Темы родительских вечеров могут быть разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Слайд 9.
Не отказываемся и от традиционных форм работы.
Родители учеников - хорошие помощники при подготовке и проведении практических занятий по здоровому образу жизни. О наличии у родителей интереса к классным делам говорит тот факт, что всё большее количество мам и пап принимает активное и непосредственное участие в организации и проведении спортивных праздников, игр, туристических походов на природу.
Весёлая атмосфера на праздниках способствует пробуждению у них интереса к общения со своими детьми.
Слайд 10
Здоровый образ жизни включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
Слайд 11
Участвуя в различных мероприятиях, родители имеют возможность наблюдать своего ребёнка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку с подготовкой других детей. Они видят, какую радость и пользу приносят ребёнку спортивные игры и состязания.
Слайд 12
В школе стараемся активно участвовать в массовых акциях против наркотической зависимости, употребления алкоголя и табачных изделий. Приглашаем специалистов, организуем встречи с интересными людьми. Сотрудники школьной социально-психологической службы проводят серию тренингов «Умей сказать “Нет!”». Ученики выполняют проекты по темам: «Наш нос», «Будь здоров, малыш», «Удивительный мир зелёного чая», «Зимние забавы», что позволяет выйти на научно – практические конференции города и района. На занятиях широко используются материал из рубрики «Интересно знать», которые предполагают совместную работу детей и родителей. Родители помогают детям найти пословицы, высказывания, объясняют смысл каких-то выражений, составляют перечень лекарств, которые должны быть в домашней аптечке и др.
Организован лекторий для родителей по теме «Здоровый образ жизни» (где проводятся встречи с врачами, психологами, педагогами).
Слайд 13
В школе создана творческая инициативная группа «Мы за здоровый образ жизни».
Все эти формы и методы работы дают возможность осуществлять неформальные связи с родителями, служат средством обратной связи, предоставляют объективную информацию о работе школы, интересах и потребностях семьи.
Слайд 14
Спасибо за внимание! Здоровья вам вот такого!