Дидактический материал к уроку русского языка Предложения с однородными членами
Предложения с однородными членами
Объяснительный диктант
Запишите предложения, объясняя постановку знаков препинания и орфограммы.
Книга — наш ответчик и друг.
Из книг, журналов, газет мы узнаем много интересного о жизни на Земле. Старайся читать разные книги: сказки, фантастику, приключенческую литературу.
Над созданием книг трудятся писатели, художники, печатники.
Труд их сложен, но важен и почетен.
Ты помни об этом, береги книги!
Объяснительный диктант
Запишите текст, объясните написание известных орфограмм и постановку знаков препинания при однородных членах предложения.
Как солнцу вст..вать, на всех крышах и скв..реч..никах просыпалис.., зал..валис.. разными голосами скв..рцы, хр..пели, св..стели то солов..ем, то жав..р..нком, то какими-то афр..канскими птицами, которых они наслушалис., за зиму за морем, — пересмешничали, фал..шивили ужас(?)но. Серен..ким пл..точ(?)ком сквоз.. прозрач(?)ные б..резы прол..тал дят..л, с..дился на ствол, оборачивался, дыбом поднимал кр..сивый ХОХ..ЛОК.
(По А.Н. Толстому)
Объяснительный диктант
Запишите текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте необходимые знаки препинания. Объясните постановку знаков препинания при однородных членах предложения.
Глухарь - самая крупная и благородная из тетеревиных птиц.
Глухари предпоч. тают с..литься в горных л..сах а также в л..сах с влажн..й почвой.
Весь день глух,.ри любят проводить на л..сных п..лянах. Здесь им проще отыскивать соч(?)ную траву поч(?)ки яг..ды и различных нас..комых. Ближе к ночи глух..ри взл..тают на дерев..я, где и н..чуют, а с первыми лучами ео(?)нца вновь выл,.тают на п..ляну.
(По П. Ляхову)
Предупредительный диктант
Объясните постановку знаков препинания при однородных членах предложения, составьте схемы предложений с однородными членами, затем запишите текст.
Слову, как человеку, трудно жить в одиночестве. Оно общежительно и подобно магниту - одно притягивает другое. Пахари, воины, купцы, волхвы и вещуны разносили слова-семена по белу свету. Начинали жить долгой самостоятельной жизнью меткие слова-определения, бывальщины, пословицы, поговорки, загадки, песни, сказки, присказки. Они скрашивали пахарям, бортникам, охотникам долгие зимние вечера.
(Е. Осетров)
Объяснительный диктант
Запишите текст, объясните написание известных орфограмм и постановку знаков препинания при однородных членах предложения.
Однажды в воскресенье, в солнеч(?)ное утро, в еще не присохших от р.хы д.,рев(?)ях, у пруда закуковала кукушка. Печальным, од.лшким, нежным
гол., сом благосл..вила всех, кто ж., л в с..ду: «Ж..вите, любите, будьте счас(?)ливы, ку-ку. А я уж одна прож„.ву, ку-ку».
Весь са.. слушал молча кукушку. Бож..и к..ровки, птицы, всегда всем удивленные л...гушки, с..девшие на д..рожк.. — все заг..дали судьбу. Кукушка отку- ковала, и еще в.,еелее заев..стал весь са.., зашумел лист. .ями.
(По А. Н. Толстому)
Объяснительный диктант
Запишите текст, расставьте необходимые знаки препинания при однородных членах предложения. Составьте схемы предложений с однородными членами.
В детской комнате царя Николая Второго было много разных игрушек: полки оловянных солдатиков, лошади, ружья, трубы, барабаны и даже гора песку. Но главное место в ней занимала настоящая железная дорога. Она в точности копировала настоящую. Были там и рельсы, и станционные будки, и вагоны. Маленький Николай подолгу забавлялся любимой игрушкой. А став взрослым, он построил в России немало железных дорог.
(По Н. Юриной)
Творческий диктант
Составьте предложения с обобщающими словами при однородных членах. Воспользуйтесь началом или концовкой предложения. Правильно расставьте знаки препинания при обобщающих словах и между однородными членами предложения.
Я положу в портфель нужные для уроков предметы ...
... все это нужно принести на уроки рисования.
В комнате стояла мебель ...
... мы купили в мебельном магазине.
Я очень люблю есть фрукты ...
... эти овощи мы выращиваем у себя на даче.