Презентация на тему Работа классного руководителя с проблемными семьями


«Работа классного руководителя с проблемными семьями" Педагогические стили воспитания Попустительски-снисходительный стиль. Демонстративный стиль. Педантично-подозрительный стиль. Жестко-авторитарный стиль. Увещевательный стиль. Отстраненно-равнодушный стиль. Воспитание по типу "кумир семьи. Непоследовательный стиль.



Неблагополучные семьи можно разделить на 2 группы. Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: -конфликтные; -проблемные семьи; -асоциальные; -аморально-криминальные;-семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные). Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями.



Этапы работы с семьей1.Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи.2.Психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед.3.Организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей.4.Защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях. Традиционные формы работы с родителями. Родительские собрания. Общешкольные и общественные конференции. Индивидуальные консультации педагога. Посещение на дому. Родительские конференции. Индивидуальные консультации. Беседа. Посещение ученика на дому. Нетрадиционные формы работы с родителями. Тематические консультации. Родительские чтения. Родительские вечера. Примерная тематика консультаций для родителей. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь? Плохая память ребенка. Как ее развить? Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании. Наказания детей. Какими им быть? Тревожность детей. К чему она может привести? Застенчивый ребенок. Пути преодоления. Грубость и непонимание в семье. Талантливый ребенок в семье. Друзья детей – друзья дома или враги? Три поколения под одной крышей. Проблемы общения. Методы изучения семьи ученика.Наблюдение. Беседа.Анкетирование.Сочинения. Характеристика неблагополучных семей– не соблюдается договоренность о заранее запланированной встрече; на встречу не являются в назначенное время, но иногда звонят;– у них отсутствует понятие времени (день, месяц, неделя);– на собеседование со специалистом приглашают друзей, знакомых; – во время встречи могут смотреть телевизор или слушать радио; могут заниматься приготовлением пищи или выполнением другой домашней работы; – не способны говорить связно ни о себе, ни о других; – постоянно меняют место жительства; – постоянно ссорятся, дерутся с друзьями или родственниками. Поведение родителей в таких семьях напоминает поведение маленьких детей, которые не могут найти контакта со взрослыми. Часто родители в такой семье – это люди, выбитые из колеи жизни, находящиеся в глубокой депрессии. Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка.Нарушение поведения – в 50% неблагополучных семей.Нарушение развития детей – в 70% неблагополучных семей. Нарушение общения – в 45% неблагополучных семей. Недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей и семьи.1. Наблюдение и консультация учителя, психолога, соц. педагога.2. Помощь психотерапевта семье и детям.3. Проведение семинаров и бесед на темы воспитания, просмотр видеоматериалов, фильмов для родителей.4. Вовлечение детей в кружки, студии, секции.5. Постановка на учет в ОДН, УВД или к детскому наркологу, психиатру. Семья алкоголиков (оба родителя пьют). 1. Наблюдения и консультация психолога образовательного учреждения (для детей и подростков).2. Оказание психиатрической и наркологической помощи семье или ее отдельным членам.3. Дополнительны занятия с ребенком по оказанию помощи в учении.4. Постановка семьи на учет.5. Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т.д.)6. Постановка подростка на учет в ОДН.7. Консультация подростка у врача психиатра, нарколога.8. Консультирование ребенка на ПМПК и определение программы обучения.9. Перевод ребенка в класс компенсирующего обучения, во вспомогательную школу, Центр социально-трудовой адаптации, вечернюю школу 10. Работа с родителями специалистов наркологической, психиатрической помощи по их лечению (по необходимости).11. Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости). Семья в состоянии развода или после развода. 1. Наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения, социального педагога, учителя.2. Консультативная помощь психолога и психотерапевта.3. Привлечение ребенка в кружки, секции, клубы 4. Дополнительная помощь в выполнении дом.заданий, учебе.5. Постановка ребенка на учет (при необходимости) к наркологу, психиатру, невропатологу.6. Привлечение к деятельности класса родителей ребенка.7. Помощь ребенку со стороны его окружения.8. Помощь ребенку со стороны сверстников.9. Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенесших эмоциональную травму.10. Использование видеоматериалов для работы с родителями (последствия разводов). Неполная семья.1. Привлечение полной семьи для работы с ребенком и его семьей.2. Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребенка.3. Привлечение неполной семьи к занятиям детско-родительской группы.4. Наблюдение и консультация психолога, социального педагога.5. Активная деятельность классного руководителя или учителя по вовлечению ребенка в систему дополнительного образования.6. Обучение одного из родителей навыкам воспитания детей при отсутствии второго родителя.7. Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты.8. Привлечение общественных организаций к воспитанию в семье. Памятка для классных руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями. 1.Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении. 2.Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели – это, прежде всего их цели. 3.Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения ведущие к цели. 4.Классный руководитель обязан поощрять успехи проблемного ребенка, замечать даже самые незначительные успехи. 5.Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное. 6.Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей. Жестокое отношение к ребенку1. Наблюдение учителя, психолога образовательного учреждения, социального педагога, социального работника.2. Консультация для родителей психолога, социального педагога, социального педагога, врача, юриста.3. Психотерапевтическая помощь родителям и детям.4. Привлечение к занятиям детско-родительской группы.5. Постановка на учет ОДН, ЦВС, КДН, к подростковому психиатру, наркологу.6. Привлечение родителей к работе семинаров, бесед по тематике воспитания в семье. При работе с неблагополучными семьями классному руководителю необходимо: 1.Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования). 2.Повышение педагогической культуры всех категорий родителей. 3.Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание – это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности. 4.Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой). 5.Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей.6.Проведение контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.). 7.Учитывать особенности воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов. 8.Устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность (отдельный план работы с проблемными группами родителей). Дайте друг другу любовь, нежность и тепло !