Планирование по работе кружка По ступеням творчества



Рассмотрено на ШМО Утверждаю.
Протокол № ___ от «___» ___ 20 ___ г. Директор школы:
_______________
Согласовано. М.В. Колпачкова
Зам. директора по ВР «___» ______ 2015 г.
___________________
Н.А. Гвозденкова
«___» ______ 2015 г.
Рабочая программа
кружка

на 2015/2016 учебный год

Руководитель:
Корнеева Д.К. учитель
изобразительного искусства.
Перенка2015
Пояснительная записка.
Изобразительное искусство, как и письмо, имеет свои законы, свои приемы, свою азбуку, незнание которой и ставит нас в тупик. Не случайно у многих людей, не постигших этих законов, с возрастом пропадает всякий интерес к рисованию, а это обедняет человека.
Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
- овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области
декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации, элементарного дизайна; развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству;
- Формирование художественной культуры, приобщение к миру профессионального искусства, красоте природы, человека, развитие умений и навыков художественной деятельности, формирование художественно – творческой активности, интереса к внутреннему миру человека, осознание своих личных связей с искусством.
Данная программа кружка образовательного типа рассчитана на 1 год обучения учащихся начальных классов.
Кружок посещают дети различных способностей и одарённости, по желанию, т.к. у всех есть большой интерес к рисованию.
Кружковое занятие преследует в основном те же задачи и цели, что и учебные занятия, но они помогают решать эти задачи шире и глубже, с привлечением нового материала, в более серьёзной форме, с опорой на активный интерес учащихся, на их творческую инициативу.
Эти занятия для тех, кто интересуется изобразительным искусством, занятия являются для них в какой-то степени эстетической потребностью, потребностью к красоте, стремление жить и творить по законам красоты.
Дети продолжают развиваться, совершенствуют свое мастерство. Изображения в детских рисунках становятся более грамотными, реалистичными. А реалистичное рисование требует применения законов перспективы, соблюдение закономерности светотени, правильного понимания конструктивного строения изображаемой натуры, знания законов цветоведения.
Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.
Цель: привитие интереса к изобразительному искусству, развитие сюжетного рисования нетрадиционными техниками изображения.
Задачи:
образовательные:
- ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
- овладение учащимися нетрадиционными техниками рисования;
- использования нетрадиционных техник изображения в самостоятельной деятельности учащихся.
- овладение учащимися элементарных основ реалистического искусства, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного творчества,
развивающие:
- развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического вкуса и понимание прекрасного,
воспитательные:
- воспитание интереса и любви к искусству,
- воспитание усидчивости, аккуратности и терпения,
- обучение ребёнка творческому подходу к любой работе помогут задания, содержащие в программе.
Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.
Формы занятий: теоретико-практические, практические, творческие занятия.
Итоги реализации программы: участие в школьных, муниципальных конкурсах, выполнение подарочных работ.
Рабочая программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю.
Режим работы: среда 13.25 – 14.10
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате реализации программы кружка «Волшебная кисть» учащийся должен:
ЗНАТЬ:
1) разные приёмы рисования;
2) Хохломскую, Городецкую и Полхов – Майданскую роспись;
3) нетрадиционные техники рисования;
5) воздушную и линейную перспективу.
УМЕТЬ:
1) работать в различной технике рисования;
2) пользоваться приёмами стилизации образов и предметов;
3) самостоятельно разбираться в этапах выполнения работы;
Календарно-тематическое планирование

п/п Тема занятия Количество часов Дата
план факт
1 Вводное занятие «Как стать художником?
1 02.09 2 «В гостях у сказки» - иллюстрирование любимой сказки.
1 09.09 3-4 «Город мастеров» - работа в технике граттаж.
2 16.09 23.09 5-6 «Чудо – матрёшки» - роспись матрёшки Полхов – Майданской росписью. 2 30.09
07.10 7 «Монотипия пейзажная» – нетрадиционная техника рисования. 1 14.10 8-9 Рисование по влажному. Пейзаж.
2 21.10
28.10 10 Многослойная живопись.
1 11.11 11 Кляксография обычная. Рисование природы.
1 18.11 12 Кляксография трубочкой.
1 25.11 13-14 Техника рисования «Свеча + акварель». 2 02.12
09.12 15 Рисование пальчиками (творческая работа).
1 16.12 16 Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы
1 23.12 17-19 Узор и орнамент. Роспись посуды хохломской росписью.
3 30.12
06.01
13.01 20 «Подводное царство» - рисование рыбок.
1 20.01 21-22 Тон и тоновый рисунок карандашом. Соотношение черного и белого. 2 27.01
03.02 23-25 Городецкая роспись. Роспись тарелочки, разделочной доски. 3 10.02
17.02
24.02 26-27 Составление коллективного панно техникой «рваная бумага». 2 02.03
19.03 28-29 Рисование элементов геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку. 2 16.03
23.03 30-31 «Синее чудо»- Гжель. Эскиз росписи посуды на бумаге.
2 30.03
06.04 32-33 «Я – юный художник» - самостоятельный выбор техники рисования и составление рисунка. 1 13.04
20.04 34 Выставка работ. Подведение итогов работы в кружке. 1 27.04 Всего: 33

Содержание программы
Вводное занятие «Как стать художником?»
ТЕОРИЯ: Организация рабочего места на кружке. Рассказ учителя о целях и задачах работы. Техника безопасности при работе. Планирование работы на кружке. Цветоведение.
«В гостях у сказки» - иллюстрирование любимой сказки.
ТЕОРИЯ: Что такое композиция. Правила её составления.
ПРАКТИКА: Выбор любимой сказки для составления иллюстрации. Составление индивидуального рисунка. Выполнение его в цвете акварелью.
«Город мастеров» - работа в технике граттаж.
ТЕОРИЯ: Этапы выполнения техники.
ПРАКТИКА: Освоение техники выполнения, выполнение индивидуального рисунка.
Способ работы проходит несколько этапов: нанесение сырого желтка на лист (2-3 слоя); покрытие поверхности желтка чёрной краской; выцарапывание рисунка зубочисткой.
«Чудо – матрёшки» - роспись матрёшек Полхов – майданской росписью.
ТЕОРИЯ: Знакомство с Полхов – майданской росписью. Рассматривание образцов матрёшек.
ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи (цветов, травки и т. д.). Роспись матрёшки. Выставка работ.
«Монотипия пейзажная» - нетрадиционная техника рисования.
ТЕОРИЯ: Правила рисование пейзажа. Понятия отпечатка и оттиска.
ПРАКТИКА: Выполнение пейзажа на половинке листа и оттиск на другой половине.
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребёнок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой половине его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него снят оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Рисование по влажному. Пейзаж.
ПРАКТИКА: Рисование пейзажа по влажному листу альбома. Лист предварительно смачивается полностью водой, а затем наносится рисунок. Главное, не дать листу высохнуть!
Многослойная живопись или сухим по сухому.
ТЕОРИЯ: Понятие многослойной живописи. Этапы выполнения техники.
ПРАКТИКА: Тренировка в быстром наложении слоёв друг на друга после полного высыхания. Рисование горного пейзажа, где горные хребты встают один за другим.
Нетрадиционная техника рисования «Кляксография обычная».
ТЕОРИЯ: Способы рисования кляксами.
ПРАКТИКА: Рисование птиц, облаков.
Средство выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь или жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и наливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что похоже. Недостающие детали дорисовываются (можно нарисовать птицу, облака и т. д.).
Нетрадиционная техника рисования «Кляксография трубочкой.
ПРАКТИКА: Самостоятельный выбор рисунка.
Средство выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка.
Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются (рисуют дерево, опавшую листву, кустарники и т.д.).
Техника рисования «Свеча + акварель».
ПРАКТИКА: Нанесение свечой рисунка и покрытие его акварелью.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребёнок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым.
Рисование пальчиками.
ПРАКТИКА: Разработка идеи, творческое выполнение работы.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия.
Материалы: мисочка с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ нанесения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается (гриб мухомор, травка, листики и т. д.).
Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы.
ТЕОРИЯ: Понятие линейной и воздушной перспективы. Правила линейной и воздушной перспективы. Использовании точки схода при рисовании.
ПРАКТИКА: Рисование улицы с учётом правил перспективы.
Узор и орнамент. Роспись посуды Хохломской росписью.
ТЕОРИЯ: Знакомство с Хохломской росписью. Основы росписи, её элементы.
ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи (ягод, листьев, травки и т. д.). Рисование сосуда и его роспись.
«Подводное царство» - рисование рыбок.
ТЕОРИЯ: Разновидности рыбок. Правила рисования рыб.
ПРАКТИКА: Рисование рыб разного вида. Тренировка построения рыб, рисование подводного мира.
Тон и тоновый рисунок карандашом. Соотношение черного и белого.
Городецкая роспись. Роспись тарелочки, разделочной доски.
ТЕОРИЯ: Знакомство с Городецкой росписью. Элементы городецкой росписи. Этапы выполнения цветов и листьев.
ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи. Роспись тарелочки, разделочной доски.
Составление коллективного панно техникой «рваная бумага».
ПРАКТИКА: Творческий подход к коллективному составлению панно.
Средства выразительности: фактура, объём.
Материалы: салфетки или цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы.
Способ получения: ребёнок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисует клеем то, что хочет изобразить, накладывает кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объёмным. Путём обрывания можно также изготовить крупные части изображения, например, туловище, лапки, голову паука. У них неровные края, поэтому паук выглядит мохнатым. В данном случае части изображения намазываются клеем на основу
Выставка работ. Подведение итогов работы кружка.
ПРАКТИКА: Организация выставки работ.
Перечень учебно-методического обеспечения
№ п\п Название объектов и средств материально-технического обеспечения
Печатные пособия
1 Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. для учителя/ Л.Д. Рондели. – М.: Просвещение, 1984.
2 Энциклопедии по искусству, справочные пособия, альбомы по искусству
Технические средства обучения
1 Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента
2 Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству
Цифровые образовательные ресурсы
1 Видеофильмы:
- по народным промыслам;
- по декоративно-прикладному искусству;
- по художественным технологиям.
2 Ноутбук, проектор, экран
Художественные материалы
1 Карандаш
2 Акварель
3 Гуашь
4 Тушь
5 Ёмкость для воды
6 Бумага А 3, А 4
7 Ножницы, кисти художественные, лак бесцветный
Модели
1 Изделия декоративно-прикладного искусства .Список литературы:
Изобразительное искусство. 4-8 классы. В мире красок народного творчества: уроки, внеклассные мероприятия/ авт.-сост. Е.С. Туманова, Л.Ю. Романова, Т.В. Старостина.- Волгоград:, Учитель, 2009.
Основы изобразительной грамоты/ Г.В. Беда.- М.: Просвещение, 1989.
Художественное краеведение в школе: Кн. для учителя: Из опыта работы/В.Г. Смирнов. – М.: Просвещение, 1987.
Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. - М., 1990
Горнова Л. В. Студия декоративно-прикладного творчества. - Волгоград. 2008г.
Дорожин Ю. Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства.-. Народный умелец/ Учебно-методическое издание.- Вологда: ООО «Индау», 2001.
. Народные промыслы. Жостово: Альбом аппликаций.: М.: ООО «Хатбер-пресс», 2003.
. Народные промыслы. Хохлома: Альбом аппликаций.: М.: ООО «Хатбер-пресс», 2003.
Соколова М. С. Художественная роспись по дереву: Технология народных художественных промыслов: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Владос, 2002.
. Изобразительное искусство для детей. Рисуем и декорируем. Творческая тетрадь/ Н.М. Сокольникова. – М.: АСТ: Астрель, 2010.
. Изобразительное искусство для детей. Рисуем и раскрашиваем. Творческая тетрадь/ Н.М. Сокольникова.- М.: АСТ Астрель, 2009.