Конспект ОДД по познавательному развитию на тему Храм-дом божий в старшей группе.
Конспект ОДД по познавательному развитию на тему Храм-дом божий» в старшей группе.
Цель: Дать детям представление о православном храме, показать значимость храма для православных христиан в жизни, познакомить с внутренним устройством православного храма и его назначением.
Задачи:
Образовательные. Формирование общей культуры дошкольников; приобретение культурологических знаний, необходимых для развития детей. Знакомить детей с Храмом, как домом Божием; с православными традициями. Дать детям представление о расположении и назначении главных частей храма: иконостас, царские ворота, главные иконы храма, алтарь – святое место, престол. Расширять словарный запас детей названиями храмовых светильников: семисвечник, лампада.
Развивающие. Развивать эстетическое восприятие у детей, связную речь, воображение, логическое мышление.
Воспитательные. Воспитывать у детей ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию нашей Родины. Воспитывать благоговейное отношение к храму и его святыням; благодарность к труду рук человеческих, создавших красивое убранство для храма. Поддерживать в детях желание помогать и бережно относиться к труду людей, прислуживающих в храме. Материал: иллюстрации с изображениями храма; фотоальбом Храмы города Рославля»; музыкальный диск «Добрый мир»; презентация «Спасо-Преображенский мужской монастырь города Рославля», игра «Устройство Храма»; листы бумаги А4, гуашь.
Предварительная работа: экскурсия в Спасо-Преображенский мужской монастырь; беседа на тему «Православные праздники, традиции»; знакомство детей с иконами; чтение рассказов «Христиане», «Храм»; рассматривание иллюстраций, фотографий храмов города Рославля Смоленской области.
Ход ОДД.
Воспитатель: Ребята, мы уже говорили с вами о том, что Церковь – это Храм, Дом Божий, куда мы приходим для встречи с Богом. На службе всегда торжественно и красиво, мерцает свет от свечей и лампад, звучит молитвенное пение и люди. Приходя на Богослужение, взрослые, дети успокаиваются, на душе у них воцаряется мир и душевная радость.
Вспомнить с детьми понятие «православные христиане»
-Ребята, давайте вспомним, кем же были наши предки? (христианами)
-Кто такие христиане? (люди, которые верят в Бога Иисуса Христа)
-Как человек становится христианином? (родители приводят ребёнка в храм, где он принимает крещение)
Чему христиане учат своих детей? (верить в бога, любить всех людей, молиться)
-Ребята, а где христиане разговаривают с Богом? (в церкви)
-А как ещё можно назвать церковь? (храм)
3. Воспитатель:«Послушайте, ребята, рассказ о том, что такое храм, церковь»
Чтение рассказа «Храм» (рассматривают иллюстрации)
Беседа с детьми по содержанию рассказа.
-Что такое церковь, храм? (Дом Божий)
-Для чего люди приходят в Храм? (молиться Богу, разговаривать с Богом)
-Как узнать православный Храм? (на его куполе крест)
-Для чего под куполом церкви размещают купола? (звон колокола призывает христиан в храм)
Воспитатель: Ребята, в нашем городе много храмов (церквей). Вы, хотите отправиться на экскурсию в главный Храм нашего города? Как этот Храм называется? (ответы детей)
Слайд 1. (Спасо-Преображенский мужской монастырь)
Воспитатель: Ребята, расскажите, как надо себя вести в храме?
– Что нужно сделать, когда мы входим в храм? (перекреститься, поклониться алтарю, приложиться к главной иконе или святыне храма)
– Какие правила необходимо соблюдать во время литургии? (сохранять тишину, быть внимательными, не смотреть по сторонам)
– Как правильно креститься? (не спеша, повторяя про себя слова молитвы «Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа»)
– Что должны помнить о внешнем виде мальчики и девочки? (девочки надевают юбочки и платочки, а мальчики без головных уборов)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы увидим, как храм устроен внутри.
Экскурсия по Спасо - Преображенскому мужскому монастырю. (Презентация)
Воспитатель: Когда-то давно храм называли книгой для тех, кто не умел читать. Любой человек, посмотрев на изображения Библейских историй, Святых сразу мог понять, о чем рассказывает дом Божий. Сейчас мы с вами попробуем точно так же «почитать»…и познакомимся с тем, что мы увидим в Храме.
Ребята, послушайте загадку.
Столик высокий, крышка с наклоном
Чтобы удобней было иконам
Из металла витойКак называется он?..(Аналой)
Правильно, стол называется аналой. Это место для главной иконы храма, давайте на нее посмотрим.
Слайд 2. (анала)
Слайд 3.Тихвинская икона Божьей Матери и образ святой великомученицы Варвары.
Воспитатель: Рядом с Аналой стоит подсвечник. Слайд 4. Подсвечник.
-Для чего подсвечник нужен? (Чтобы ставить свечи и благодарить Бога за все, что он посылает или обращаться с просьбами).
-А сейчас мы познакомимся с вами с самой важной частью храма.
Перед вами, ребята, иконостас.
Слайд 5. Иконостас
Воспитатель: Иконостас – такое обозначение рая с изображениями святых и ангелов, которые незримо присутствуют в Храме и молят Бога за людей. Расскажите, кого вы здесь видите? (ответы детей) - За иконостасом находится самое святое и самое таинственное место в Храме – алтарь. Слайд 6. Алтарь. В алтарь могут заходить только священнослужители, мужчины, участвующие в службе. В Алтарь нужно пройти через Царские врата. Слайд 7. Царские врата
Ах, какая красота -
Эти Царские врата!
В них невидимо, как встарь,
Сам Христос идет в алтарь!
Воспитатель: Через Царские врата к нам незримо выходит Иисус Христос, поэтому люди кланяются когда ворота открываются и закрываются.
Алтарь немного напоминает пещеру, где родился Иисус Христос, а еще Алтарь сравнивают с Царством Небесным, где находится Бог, Святые, Богородица, ангелы и все хорошие люди.
Посреди алтаря находится Престол - четырехугольный стол.
Слайд 8. Престол
Воспитатель: На престоле невидимо присутствует Сам Господь. К престолу прикасаются и целуют его только священники. На престоле находятся: Св. Евангелие, Напрестольный крест, Семисвечник и другие священные предметы. Они все очень красиво украшены. Св. Евангелие священник читает на службе, крестом благословляет всех молящихся в храме.
Слайд 9. Св. Евангелие, Напрестольный крест.
Священный светильник, посмотрите, он стоит посередине алтаря - это такой подсвечник, на котором горят семь свечей, поэтому он так и называется – семисвечник.
За Престолом семь лампад
Очень празднично горят.
Видно, каждая лампада
Здесь гореть бывает рада.
Слайд 10. Семисвечник.
Воспитатель: Ребята, кто служит в Храме? (Священник) Священник знает всё о храме и умеет правильно обращаться к Богу с молитвами о людях.
Слайд 11. Священник.
Во время службы священник выходит с кадилом.
Слайд 12. Кадило. В кадиле уголек и ладан. Ладан – это смола дерева. От ладана идет дым с приятным запахом – он обозначает невидимое присутствие Благодати Бога. Священник кадит икону, потом людей, а люди наклоняют голову и невидимый голубок – Святой Дух садится на нее.
Во время литургии священник выносит Святую Чашу, в которой содержится Святая частичка. Священник причащает людей и люди причащаясь, становятся лучше и добрей.
Слайд 13. Святая Чаша.
Итог экскурсии.
Слайд 14. Церковная утварь
Пальчиковая гимнастика «Церковь»
Церковь – место для молитвы,Двери в ней для всех открыты.Краше, радостней, светлейПравославных нет церквей! (Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных. Одновременно с произнесением последней строки стиха кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны)Воспитатель: Ребята, вспомните церкви, храмы которые вы видели в городе, на иллюстрациях, фотографиях и попробуйте нарисовать храм. Итог занятия.
Используемая литература. 1.Н.Орлова “Азбука для православных детей” - М.: 2002. 2. Книга 3 «Добрый мир».
3. Православная обучающая компьютерная игра для детей и их родителей (ссылка на интернет-ресурс) http://radost-brest.com/children/games/mi_idem_v_hram/game/index.htm 4. фотоальбом храмы города Рославль храм